Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Первые успехи и неудачи университетов – участников трека «Территориальное и отраслевое лидерство» программы «Приоритет-2030»

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-7-48-66

Аннотация

В статье приведены результаты анализа количественных показателей основных видов деятельности трёх групп университетов – участников программы «Приоритет-2030» по направлению «Территориальное и/или отраслевое лидерство» (далее – территориально-отраслевой трек) в первый год реализации их программ развития. Для исследований был использован метод «смещённого идеала». Проведён анализ динамики ряда показателей специальной и базовой части групп университетов в период 2017–2021 гг. Выявлены сильные и слабые стороны групп университетов территориальноотраслевого трека. Установлено, что достигнутые университетами в первый год значения показателей специальной части оказали существенное влияние на оценку Совета по поддержке программ развития университетов программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», которое с учётом выступлений команд университетов привело к значительным изменениям в составах групп исследуемого трека – более половины университетов изменили свои позиции. Рассмотрен ряд причин, которые привели к изменению позиций университетов в группах исследуемого трека.

Об авторах

А. И. Гусева
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Россия

д-р тех. наук, профессор кафедры экономики и менеджмента промышленности



В. М. Калашник
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Россия

начальник учебно-организационного отдела факультета повышения квалификации и переподготовки кадров



В. И. Каминский
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Россия

д-р тех. наук, профессор, начальник отдела мероприятий исполнительного офиса Проекта «Развитие национального исследовательского ядерного университета»



С. В. Киреев
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Россия

д-р физ.-мат. наук, профессор, директор Центра мониторинга и рейтинговых исследований, декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров



Список литературы

1. Молитвин М.Н., Суязов В.В. Программы стратегического академического лидерства в России: прошлое и будущее // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2021. Т. 20. № 3. С. 432–452. DOI: 10.21638/11701/spbu08.2021.307

2. Серебряков А.А. Обзор программы стратегического академического лидерства «Приоритет–2030» // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3, № 3. С. 236–241. DOI: 10.19181/smtp.2021.3.3.12

3. Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В. Исследовательское лидерство программы «Приоритет-2030»: факторы успеха // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 42–58. DOI: 10.31992/0869-36172022-31-1-42-58

4. Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В. Первый год реализации программы «Приоритет-2030»: позитивные результаты и проблемные направления университетов исследовательского трека // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 9–25. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-9-25

5. Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В. Анализ деятельности групп университетов трека «Территориальное и отраслевое лидерство» программы «Приоритет–2030» // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 4. С. 9–28. DOI: 10.31992/08693617-2022-31-4-9-28

6. Зиневич О.В., Мелёхина Е.А. Высшее образование для глобального и локального устойчивого развития // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 84–102. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-84-102

7. Харламова Е.Е., Шуляк А.В. Теория и методология устойчивого развития образовательной организации высшего образования // Социальные и экономические системы. 2022. Т. 26. № 2. С. 152–169. EDN: XBLEAD.

8. Казин Ф. А., Кондратьев А. В. Развитие концепции предпринимательского университета в вузах России. Новый инструментарий оценки // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26. № 1. С. 18–41. DOI: 10.15826/umpa.2022.01.002

9. Шаварова С.В., Шипилов Н.Ю. Анализ инновационной составляющей в программе «Приоритет-2030» // Актуальные вопросы учёта и управления в условиях информационной экономики. 2022. № 4. С. 657–666. EDN: OIJTEY.

10. Secundo G., Perez S.E., Martinaitis Ž., Leitner K. H. An Intellectual Capital framework to measure universities’ third mission activities // Technological Forecasting & Social Change. 2017. Vol. 123. С. 229–239. DOI: 10.1016/j.techfore.2016.12.013

11. Ковельский В.В., Тюкавкин Н.М. Интеллектуальный капитал вуза в условиях трансформации рынка инноваций // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2022. Т. 13. № 4. С. 106–115. DOI: 10.18287/2542-0461-2022-13-4-106-115

12. Киселева О.Н., Васина А.В., Сысоева О.В. Сетевизация высших учебных заведений как фактор повышения инновационного развития региона // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2023. Т. 14. № 1. С. 53–60. DOI: 10.18287/2542-0461-202314-1-53-60

13. Ударцева О.М. Научные процессы в вузах «Приоритета-2030»: системы управления и мониторинга данных // Научные и технические библиотеки. 2022. № 9. С. 33–53. DOI: 10.33186/1027-3689-2022-9-33-53

14. Моисеев П.С., Сысоев П.В., Евстигнеева И.А., Сорокин Д.О. Центр публикационной активности в условиях участия вуза в программе «Приоритет 2030»: основные векторы деятельности и их понимание среди научно-педагогических работников // Перспективы науки и образования. 2022. Т. 60. № 6. С. 717–734. DOI: 10.32744/pse.2022.6.43

15. Роденкова Т.Н., Гришина О.А., Анохова Е.В. Оценка финансово-экономической результативности государственных инвестиций в программах академического превосходства вузов // Финансы и кредит. 2022. Т. 28. № 10 (826). С. 2201–2224. DOI: 10.24891/fc.28.10.2201

16. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Научнопедагогическое сообщество в российских вузах в условиях осуществления программы «Приоритет-2030»: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 59–71. DOI: 10.31992/0869-3617-202231-1-59-71

17. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Противоречия развития научно-педагогического сообщества как проблема зарубежных и отечественных исследований // Социологическая наука и социальная практика. 2023. Т. 11. № 1. С. 8–25. DOI: 10.19181/snsp.2023.11.1.1.

18. Guseva A.I., Kalashnik V.M., Kaminskii V.I., Kireev S.V. Key Performance Indicators of Russian Universities for 2015-2018: Dataset and Benchmarking Data // Data in Brief. 2022. Vol. 40: 107695. DOI: 10.1016/j.dib.2021.107695


Рецензия

Просмотров: 1197


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)