Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Научно-исследовательская культура студентов российских университетов

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-7-96-116

Аннотация

Статья посвящена обобщению результатов всероссийского социологического исследования научно-исследовательской культуры студентов (февраль–апрель 2023 г., n=3 032 чел.). Цель статьи состоит в выявлении особенностей и противоречий научноисследовательской культуры студентов в условиях современных отечественных вузов. Аргументируется продуктивность теоретико-методологической рамки изучения данной проблемы, разработанной на основе подхода Л.Н. Когана. В статье предлагается рассмотреть научно-исследовательскую культуру как способ развития сущностных сил студентов и выделить такие её структурные элементы, как когнитивный, аксиологический и праксеологический. В соответствии с разработанным теоретико-методологическим подходом дана характеристика научно-исследовательской культуры студентов. Результаты опроса позволили сделать вывод о наличии у большинства студентов интереса к науке и научному знанию как ценностям и одновременно – о формировании у активных в научном плане студентов критической оценки рисков, которые производят научные исследования. Выявлены проблемные зоны исследовательских компетенций студентов, мешающие «бесшовно» интегрировать студенческую и «взрослую» науку, в том числе методологические и организационные проблемные зоны. Показаны такие проблемные особенности праксеологического блока научно-исследовательской культуры студентов, как низкая вовлечённость в публикационные практики и толерантность к неэтичным исследовательским практикам. Обосновано значимое влияние на формирование научно-исследовательской культуры студентов, преподавателей и научных наставников, выполняющих активизирующую и социализирующую функции. Практическая значимость исследования заключается в комплексном понимании состояния научно-исследовательской культуры студентов российских вузов, выявлении факторов, позитивно или негативно влияющих на её формирование и развитие. На этой основе возможна разработка научно обоснованных программ академического развития студентов, особенно в части научного трека.

Об авторах

П. А. Амбарова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

д-р социол. наук, проф.



Н. В. Шаброва
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

д-р социол. наук, проф.канд. социол. наук, доцент



Е. В. Кеммет
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

старший преподаватель



А. Н. Михайлова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

студент



Список литературы

1. Костромина С.Н., Розум С.И., Москвичева Н.Л., Даринская Л.А., Искра Н.Н. Исследовательский потенциал студента: под ред. Н.В. Бордовской. М.: Русайнс, 2015. 264 с. DOI: 10.15216/978-5-4365-0452-0

2. Ардашева Н.В. Формирование исследовательской культуры студентов в учебно-познавательной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2011. 22 с. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01005104943.pdf?ysclid=ljx2cykaf5709758742 (дата обращения 15.04.2023).

3. Носаева И.В. Формирование исследовательской культуры социального педагога: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Тюмень, 2006. 48 с.

4. Юркина Л.В., Тамбовцева А.О. Исследовательская культура студента: анализ понятия // Вестник государственного гуманитарно-технологического университета. 2021. № 2. С. 64–70. EDN: ARNTEW.

5. Ерёмкина О.В., Ерёмкин Ю.Л. Развитие научно-исследовательской культуры будущих педагогов // Психолого-педагогический поиск. 2020. № 1. С. 24–35. DOI: 10.37724/RSU.2020.53.1.001

6. Абсалямова Р.А., Войтик Н.В., Полетаева О.Б. Инструменты развития научно-исследовательской компетенции средствами профессионального иностранного языка в магистратуре // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. № 7.С. 297–300. EDN: FGTVBY.

7. Сперанская Н.И., Яцевич О.Е. Формирование научно-исследовательской компетенции магистрантов высшего учебного заведения на занятиях по иностранному языку // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 4. С. 142–148. DOI: 10.26105/SSPU.2020.91.41.015

8. Абрамова И.А. Формирование научно-исследовательской культуры у студентов юридического профиля в процессе обучения в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Владикавказ, 2012. 23 с. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01005500502.pdf?ysclid=ljx34bt4l6237076229 (дата обращения 12.04.2023).

9. Шихова О.Н. Развитие исследовательской культуры современных студентов в вузе. М.: ИНФРА-М, 2018. 124 с. DOI: 10.12737/monography_59ddbc078ca854.92207792

10. Building a Culture of Research: Recommended Practices. The Report of Hanover Research. May 2014. URL: https://www.hanoverresearch.com/media/Building-a-Culture-of-ResearchRecommended-Practices.pdf (дата обращения: 30.03.2023).

11. Garde-Hansen J., Calvert B. Developing a Research Culture in the Undergraduate Curriculum // Active Learning in Higher Education. 2007. Vol. 8. № 2. P. 105–116. DOI: 10.1177/1469787407077984

12. Healey M., Flint A., Harrington K. Students as partners: Reflections on a conceptual model // Teaching & Learning Inquiry. 2016. Vol. 4. № 2. P. 1–13. DOI: 10.20343/teachlearningqu.4.2.3

13. Blomsø S.Ø., Jakhelln R., Postholm M. B. Student teachers’ experience of participating in a research and development project in Norway // Frontiers in Education. 2023. № 8. DOI: 10.3389/feduc.2023.1100336

14. Livny A. A Student-Centered, Expanded Approach to the Undergraduate Research Experience // PS: Political Science & Politics. 2023. P. 1-6. DOI: 10.1017/S1049096523000379

15. Щепилова А.В., Гончарова В.А, Михайлова С.В., Бажанов А.Е., Алпатов В.В. Современный университет: от модели к российской действительности // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 92–101. EDN: ZXJGHT.

16. Стромов В.Ю., Сысоев П.В. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 75–82. EDN: ZOWUHL.

17. Vasadze S. Significance of Scientific-Research Activities in Field of Higher Education // Vectors of social sciences. 2022. DOI: 10.51895/VSS4/Vasadze

18. Healy M., Jenkins A. Developing Undergraduate Research and Inquiry. York: Higher Education Academy, 2009. URL: https://www.heacademy. ac.uk/knowledge-hub/developing-undergraduate-research-and-inquiry (дата обращения: 10.04.2023).

19. Bazhenov R.I. Arranging Student Scientific Research as an Educational Technology: The Experience of Regional Universities of Russia // Education Research International. 2019. Vol. 2019. Article ID: 8358954. DOI: 10.1155/2019/8358954

20. Бархатова Д.А. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в условиях виртуальной международной лаборатории // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 3. С. 50–53. EDN: WVOXBD.

21. Дубровский А.В., Малыгина О.И. Роль научно-исследовательской работы студентов в формировании современного университета // Актуальные вопросы образования. 2015. № 1. С. 126–130. EDN: XBXKAR.

22. Воронов А.С. Развитие научно-исследовательского потенциала молодежи и популяризация науки среди школьников, студентов и молодых ученых России // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 78. С. 198–228. DOI: 10.24411/2070-13812020-10040

23. Sargent E., Shaikh A., Marriott K.S., Porter T., Cannon-Rech D.N., Landge Sh.M. Introducing the Remote Mentoring of Undergraduate Research Students (ReMentURS) Workshop Series: Initial Evaluation and Plans for Wider Implementation // International Journal for the Scholarship of Teaching and Learning. 2022. Vol. 16. № 1: Article 7. DOI: 10.20429/ijsotl.2022.160107

24. Miller C.T., Drewery M., Waliczek T.M., Contreras R.N., Kubota C. Engaging Undergraduate Students in Research // HortTechnology. 2023. Vol. 33. № 1. P. 1–7. DOI: 10.21273/HORTTECH05130-22

25. Евдошенко О.В., Кулагина Н.П. Формирование мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности в условиях дистанционного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. C. 40. DOI: 10.17513/spno.30827

26. Родионова И.В. Практика формирования интереса к научным исследованиям у студентов экономического вуза // Концепт. 2017. № 3. С. 238–247. EDN: ZERDHX.

27. Козловская Д.И., Козловская С.Н. Особенности самоактуализации и самоэффективности студентов в университете // ЦИТИСЭ. 2022. № 1. С. 378–394. DOI: 10.15350/24097616.2022.1.33

28. Маркина Е.Г. Система социальной поддержки студентов как компонент корпоративной культуры вуза // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2007. № 4. С. 33–39. EDN: LMBPXR.

29. Коротков С.Г., Крылов Д.А., Бахтина Е.С. Педагогические условия организации научно-исследовательской деятельности студентов на внеаудиторных занятиях в вузе // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 1. С. 33–40. DOI: 10.30914/20726783-2020-14-1-33-40

30. Османов М.М., Каширгов А.Х. Технологии развития критического мышления у студентов вузов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-3. С. 218– 220. EDN: CDSDUT.

31. Коган Е.А. Отношение студентов вузов к научно-исследовательской работе // Человеческий капитал. 2020. № 8. С. 179–187. DOI: 10.25629/HC.2020.08.17

32. Казаков С.В. Перспективы научной карьеры в оценках студенческой молодежи (на материале социологического опроса в Санкт-Петербурге) // Социология науки и технологий. 2016. Т. 7. № 2. С. 144–157. EDN: WDIHIB.

33. Семенова А.А. Привлекательность научной карьеры в оценках молодежи // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2021. № 7. С. 143–154. DOI: 10.24412/24149241-2021-7-143-154

34. Лапин П.М., Балезина Е.А. Мотивация студентов к выполнению научно-исследовательской работы и ее связь с установкой на построение академической карьеры в вузе // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. № 4. С. 662–672. DOI: 10.17072/2078-7898/2021-4662-672

35. Клименко Ю.А., Преображенский А.П., Мотунова Л.Н. К вопросу о научно-исследовательской деятельности студентов в высшей школе // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2020. № 2. С. 92–96. EDN: NCBTIV.

36. Лебедева Н.В., Вилкова К.А. Почему девушки не выбирают STEM: гендерные различия в мотивационных ориентирах // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 3. С. 115–135. DOI: 10.14515/monitoring.2022.3.1923

37. Печерская Е.А., Савеленок Е.А, Артамонов Д.В. Вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу в университете: механизм и оценка эффективности // Инновации. 2017. № 8. С. 96–104. EDN: ZXJQFL.

38. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. 160 с. ISBN 5-23006692-Х.

39. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург: УрГУ, 1992. 120 с. EDN: UDCUPW.

40. Разинская В.Д., Жирякова Е.С., Кузьминова Н.В. Проблемы формирования образа науки у современных студентов // Дискуссия. 2013. № 11. С. 78–82. EDN: RQPDAD.

41. Fortus D., Touitou I. Changes to Students’ Motivation to Learn Science // Disciplinary and Interdisciplinary Science Education Research. 2021. Vol. 3. Article number: 1. DOI: 10.1186/s43031-020-00029-0

42. Snively G. Changing Students’ Perceptions of Scientists, the Work of Scientists, and Who Does Science // Knowing Home: Braiding Indigenous Science with Western Science. Book 1: ed. by G. Snively, W.L. Williams. Victoria: University of Victoria, 2016. P. 147‒161. URL: https://greatbearrainforesttrust.org/wp-content/uploads/2018/05/Knowinghomebook1.pdf (дата обращения: 10.04.2023).

43. Akgun S., Kaya E. How Do University Students Perceive the Nature of Science? // Sciences & Education. 2020. Vol. 29. P. 299–330. DOI: 10.1007/s11191-020-00105-x

44. Федорова М.А., Завьялов А.М. Диагностика готовности студентов технического вуза к научно-исследовательской деятельности // Образование и наука. 2014. № 1. С. 132–145. EDN: QBUTRF.

45. Шадчин И.В. Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности // Интеграция образования. 2012. № 1. С. 14–18. EDN: OWMJRZ.

46. Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры: монография. Нижний Новгород: ННГУ, 2008. 219 с. ISBN 978-5-91326-100-7

47. Aquino-Canchari C.R., Osco-Mueras A.J., Santivaсez-Isla L.A., Huamбn Castillуn K.M. Accessibility to Student Publication in Dental Journals in the World // Brazilian Journal of Oral Sciences. 2022. № 21: e226694. DOI: 10.20396/bjos.v21i00.8666694

48. Кирюшина М.А., Алексеева Я.И., Рудаков В.Н. Преподавательские практики сотрудников вузов и научных организаций: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 40 с. DOI:10.17323/978-5-7598-2764-1


Рецензия

Просмотров: 966


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)