Научно-исследовательская культура студентов российских университетов
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-7-96-116
Аннотация
Статья посвящена обобщению результатов всероссийского социологического исследования научно-исследовательской культуры студентов (февраль–апрель 2023 г., n=3 032 чел.). Цель статьи состоит в выявлении особенностей и противоречий научноисследовательской культуры студентов в условиях современных отечественных вузов. Аргументируется продуктивность теоретико-методологической рамки изучения данной проблемы, разработанной на основе подхода Л.Н. Когана. В статье предлагается рассмотреть научно-исследовательскую культуру как способ развития сущностных сил студентов и выделить такие её структурные элементы, как когнитивный, аксиологический и праксеологический. В соответствии с разработанным теоретико-методологическим подходом дана характеристика научно-исследовательской культуры студентов. Результаты опроса позволили сделать вывод о наличии у большинства студентов интереса к науке и научному знанию как ценностям и одновременно – о формировании у активных в научном плане студентов критической оценки рисков, которые производят научные исследования. Выявлены проблемные зоны исследовательских компетенций студентов, мешающие «бесшовно» интегрировать студенческую и «взрослую» науку, в том числе методологические и организационные проблемные зоны. Показаны такие проблемные особенности праксеологического блока научно-исследовательской культуры студентов, как низкая вовлечённость в публикационные практики и толерантность к неэтичным исследовательским практикам. Обосновано значимое влияние на формирование научно-исследовательской культуры студентов, преподавателей и научных наставников, выполняющих активизирующую и социализирующую функции. Практическая значимость исследования заключается в комплексном понимании состояния научно-исследовательской культуры студентов российских вузов, выявлении факторов, позитивно или негативно влияющих на её формирование и развитие. На этой основе возможна разработка научно обоснованных программ академического развития студентов, особенно в части научного трека.
Ключевые слова
Об авторах
П. А. АмбароваРоссия
д-р социол. наук, проф.
Н. В. Шаброва
Россия
д-р социол. наук, проф.канд. социол. наук, доцент
Е. В. Кеммет
Россия
старший преподаватель
А. Н. Михайлова
Россия
студент
Список литературы
1. Костромина С.Н., Розум С.И., Москвичева Н.Л., Даринская Л.А., Искра Н.Н. Исследовательский потенциал студента: под ред. Н.В. Бордовской. М.: Русайнс, 2015. 264 с. DOI: 10.15216/978-5-4365-0452-0
2. Ардашева Н.В. Формирование исследовательской культуры студентов в учебно-познавательной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2011. 22 с. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01005104943.pdf?ysclid=ljx2cykaf5709758742 (дата обращения 15.04.2023).
3. Носаева И.В. Формирование исследовательской культуры социального педагога: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Тюмень, 2006. 48 с.
4. Юркина Л.В., Тамбовцева А.О. Исследовательская культура студента: анализ понятия // Вестник государственного гуманитарно-технологического университета. 2021. № 2. С. 64–70. EDN: ARNTEW.
5. Ерёмкина О.В., Ерёмкин Ю.Л. Развитие научно-исследовательской культуры будущих педагогов // Психолого-педагогический поиск. 2020. № 1. С. 24–35. DOI: 10.37724/RSU.2020.53.1.001
6. Абсалямова Р.А., Войтик Н.В., Полетаева О.Б. Инструменты развития научно-исследовательской компетенции средствами профессионального иностранного языка в магистратуре // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. № 7.С. 297–300. EDN: FGTVBY.
7. Сперанская Н.И., Яцевич О.Е. Формирование научно-исследовательской компетенции магистрантов высшего учебного заведения на занятиях по иностранному языку // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 4. С. 142–148. DOI: 10.26105/SSPU.2020.91.41.015
8. Абрамова И.А. Формирование научно-исследовательской культуры у студентов юридического профиля в процессе обучения в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Владикавказ, 2012. 23 с. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01005500502.pdf?ysclid=ljx34bt4l6237076229 (дата обращения 12.04.2023).
9. Шихова О.Н. Развитие исследовательской культуры современных студентов в вузе. М.: ИНФРА-М, 2018. 124 с. DOI: 10.12737/monography_59ddbc078ca854.92207792
10. Building a Culture of Research: Recommended Practices. The Report of Hanover Research. May 2014. URL: https://www.hanoverresearch.com/media/Building-a-Culture-of-ResearchRecommended-Practices.pdf (дата обращения: 30.03.2023).
11. Garde-Hansen J., Calvert B. Developing a Research Culture in the Undergraduate Curriculum // Active Learning in Higher Education. 2007. Vol. 8. № 2. P. 105–116. DOI: 10.1177/1469787407077984
12. Healey M., Flint A., Harrington K. Students as partners: Reflections on a conceptual model // Teaching & Learning Inquiry. 2016. Vol. 4. № 2. P. 1–13. DOI: 10.20343/teachlearningqu.4.2.3
13. Blomsø S.Ø., Jakhelln R., Postholm M. B. Student teachers’ experience of participating in a research and development project in Norway // Frontiers in Education. 2023. № 8. DOI: 10.3389/feduc.2023.1100336
14. Livny A. A Student-Centered, Expanded Approach to the Undergraduate Research Experience // PS: Political Science & Politics. 2023. P. 1-6. DOI: 10.1017/S1049096523000379
15. Щепилова А.В., Гончарова В.А, Михайлова С.В., Бажанов А.Е., Алпатов В.В. Современный университет: от модели к российской действительности // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 92–101. EDN: ZXJGHT.
16. Стромов В.Ю., Сысоев П.В. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 75–82. EDN: ZOWUHL.
17. Vasadze S. Significance of Scientific-Research Activities in Field of Higher Education // Vectors of social sciences. 2022. DOI: 10.51895/VSS4/Vasadze
18. Healy M., Jenkins A. Developing Undergraduate Research and Inquiry. York: Higher Education Academy, 2009. URL: https://www.heacademy. ac.uk/knowledge-hub/developing-undergraduate-research-and-inquiry (дата обращения: 10.04.2023).
19. Bazhenov R.I. Arranging Student Scientific Research as an Educational Technology: The Experience of Regional Universities of Russia // Education Research International. 2019. Vol. 2019. Article ID: 8358954. DOI: 10.1155/2019/8358954
20. Бархатова Д.А. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в условиях виртуальной международной лаборатории // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 3. С. 50–53. EDN: WVOXBD.
21. Дубровский А.В., Малыгина О.И. Роль научно-исследовательской работы студентов в формировании современного университета // Актуальные вопросы образования. 2015. № 1. С. 126–130. EDN: XBXKAR.
22. Воронов А.С. Развитие научно-исследовательского потенциала молодежи и популяризация науки среди школьников, студентов и молодых ученых России // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 78. С. 198–228. DOI: 10.24411/2070-13812020-10040
23. Sargent E., Shaikh A., Marriott K.S., Porter T., Cannon-Rech D.N., Landge Sh.M. Introducing the Remote Mentoring of Undergraduate Research Students (ReMentURS) Workshop Series: Initial Evaluation and Plans for Wider Implementation // International Journal for the Scholarship of Teaching and Learning. 2022. Vol. 16. № 1: Article 7. DOI: 10.20429/ijsotl.2022.160107
24. Miller C.T., Drewery M., Waliczek T.M., Contreras R.N., Kubota C. Engaging Undergraduate Students in Research // HortTechnology. 2023. Vol. 33. № 1. P. 1–7. DOI: 10.21273/HORTTECH05130-22
25. Евдошенко О.В., Кулагина Н.П. Формирование мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности в условиях дистанционного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. C. 40. DOI: 10.17513/spno.30827
26. Родионова И.В. Практика формирования интереса к научным исследованиям у студентов экономического вуза // Концепт. 2017. № 3. С. 238–247. EDN: ZERDHX.
27. Козловская Д.И., Козловская С.Н. Особенности самоактуализации и самоэффективности студентов в университете // ЦИТИСЭ. 2022. № 1. С. 378–394. DOI: 10.15350/24097616.2022.1.33
28. Маркина Е.Г. Система социальной поддержки студентов как компонент корпоративной культуры вуза // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2007. № 4. С. 33–39. EDN: LMBPXR.
29. Коротков С.Г., Крылов Д.А., Бахтина Е.С. Педагогические условия организации научно-исследовательской деятельности студентов на внеаудиторных занятиях в вузе // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 1. С. 33–40. DOI: 10.30914/20726783-2020-14-1-33-40
30. Османов М.М., Каширгов А.Х. Технологии развития критического мышления у студентов вузов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-3. С. 218– 220. EDN: CDSDUT.
31. Коган Е.А. Отношение студентов вузов к научно-исследовательской работе // Человеческий капитал. 2020. № 8. С. 179–187. DOI: 10.25629/HC.2020.08.17
32. Казаков С.В. Перспективы научной карьеры в оценках студенческой молодежи (на материале социологического опроса в Санкт-Петербурге) // Социология науки и технологий. 2016. Т. 7. № 2. С. 144–157. EDN: WDIHIB.
33. Семенова А.А. Привлекательность научной карьеры в оценках молодежи // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2021. № 7. С. 143–154. DOI: 10.24412/24149241-2021-7-143-154
34. Лапин П.М., Балезина Е.А. Мотивация студентов к выполнению научно-исследовательской работы и ее связь с установкой на построение академической карьеры в вузе // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. № 4. С. 662–672. DOI: 10.17072/2078-7898/2021-4662-672
35. Клименко Ю.А., Преображенский А.П., Мотунова Л.Н. К вопросу о научно-исследовательской деятельности студентов в высшей школе // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2020. № 2. С. 92–96. EDN: NCBTIV.
36. Лебедева Н.В., Вилкова К.А. Почему девушки не выбирают STEM: гендерные различия в мотивационных ориентирах // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 3. С. 115–135. DOI: 10.14515/monitoring.2022.3.1923
37. Печерская Е.А., Савеленок Е.А, Артамонов Д.В. Вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу в университете: механизм и оценка эффективности // Инновации. 2017. № 8. С. 96–104. EDN: ZXJQFL.
38. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. 160 с. ISBN 5-23006692-Х.
39. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург: УрГУ, 1992. 120 с. EDN: UDCUPW.
40. Разинская В.Д., Жирякова Е.С., Кузьминова Н.В. Проблемы формирования образа науки у современных студентов // Дискуссия. 2013. № 11. С. 78–82. EDN: RQPDAD.
41. Fortus D., Touitou I. Changes to Students’ Motivation to Learn Science // Disciplinary and Interdisciplinary Science Education Research. 2021. Vol. 3. Article number: 1. DOI: 10.1186/s43031-020-00029-0
42. Snively G. Changing Students’ Perceptions of Scientists, the Work of Scientists, and Who Does Science // Knowing Home: Braiding Indigenous Science with Western Science. Book 1: ed. by G. Snively, W.L. Williams. Victoria: University of Victoria, 2016. P. 147‒161. URL: https://greatbearrainforesttrust.org/wp-content/uploads/2018/05/Knowinghomebook1.pdf (дата обращения: 10.04.2023).
43. Akgun S., Kaya E. How Do University Students Perceive the Nature of Science? // Sciences & Education. 2020. Vol. 29. P. 299–330. DOI: 10.1007/s11191-020-00105-x
44. Федорова М.А., Завьялов А.М. Диагностика готовности студентов технического вуза к научно-исследовательской деятельности // Образование и наука. 2014. № 1. С. 132–145. EDN: QBUTRF.
45. Шадчин И.В. Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности // Интеграция образования. 2012. № 1. С. 14–18. EDN: OWMJRZ.
46. Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры: монография. Нижний Новгород: ННГУ, 2008. 219 с. ISBN 978-5-91326-100-7
47. Aquino-Canchari C.R., Osco-Mueras A.J., Santivaсez-Isla L.A., Huamбn Castillуn K.M. Accessibility to Student Publication in Dental Journals in the World // Brazilian Journal of Oral Sciences. 2022. № 21: e226694. DOI: 10.20396/bjos.v21i00.8666694
48. Кирюшина М.А., Алексеева Я.И., Рудаков В.Н. Преподавательские практики сотрудников вузов и научных организаций: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 40 с. DOI:10.17323/978-5-7598-2764-1