Инженерная деятельность в контексте гуманитарного мышления
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-89-109
Аннотация
С выхода в годы перестройки пакета нормативных документов государственного уровня, в которых задавался новый вектор развития отечественного образования и в числе прочих была поставлена задача обогатить идейно-теоретическое, гуманитарное содержание высшего образования, началось реформирование высшей школы страны, волнообразно продолжающееся по сей день. Хлынувший с того времени мощный поток статей, докладов, диссертаций, посвящённых гуманизации и гуманитаризации инженерного образования, не ослабевает. Проведённый в представленной работе эксперимент показал, что искусственный интеллект ChatGPT-4 даёт в целом адекватное представление об актуальной проблематике в данной области инженерной педагогики. В статье впервые указанная задача спроецирована на формирование у студентов инженерного мышления гуманитарной направленности, необходимого для обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда в контексте кардинальных изменений технологий и организации инженерной деятельности, связанных с экспоненциально растущими масштабами использования в ней искусственного интеллекта и роботизацией. Развивается представление, что инженерное мышление по своей сути неотделимо от гуманитарного, задающего его русло, и исследуется выдвинутая П.Г. Щедровицким гипотеза о программировании как доминантном способе мышления инженера в формирующейся новой технологической формации, в основе которого лежит целеполагание с последующим проектированием «дерева деятельностей» как проекции дерева целей. Цель статьи состоит в обосновании закономерности органичного усиления гуманитарного фокуса инженерного мышления в процессе происходящей промышленной революции и необходимости ориентации инженерной педагогики на этот тренд с опорой на предлагаемые автором уточнения устоявшихся онтологически представлений об инженерной деятельности.
Об авторе
В. С. ШейнбаумРоссия
канд. техн. наук, профессор, советник ректора
119991, Москва, Ленинский пр-кт, 65
Список литературы
1. Слуцкий Б.А. Сегодня и вчера. Книга стихов. М.: Молодая Гвардия, 1963. 184 с.
2. Сноу Ч.П. Две культуры. М.: Прогресс, 1973. 142 с.
3. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 2003. 575 с. ISBN: 5-86225-403-Х.
4. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2002. 431 с. ISBN: 5-82970118-9.
5. Ананьева Е.П. Психологический анализ религии и его место в гуманитарной составляющей современной России // Universum: Психология и образование. 2017. № 4 (34). C. 28–31. EDN: YINAMR.
6. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. Учебное пособие. 3-е изд., стер. СПб.: Издательство «Лань», 2007. 368 с. ISBN: 9785-8114-0742-2.
7. Шейнбаум В.С. Методология инженерной деятельности: учебное пособие. М.: ГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2001. 200 с. ISBN: 5-7246-0170-2.
8. Невлева И.М. Философия творческого поиска – космогенез, вселенское вечное совершенствование // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). С. 282–292. EDN: RDUPHH.
9. Никитин В.А., Переслегин С.Б., Парибок А.А., Чудновский Ю., Переслегина Е. Н., Луковникова Н.М., Васильков Д., Тариков И. Инженерная онтология. Инженерия как странствие. Учебное пособие. Екатеринбург: «Издательский дом «Ажур», 2013. 631 с. ISBN: 978-5-91256-156-6.
10. Семёнов И.Н. Творчество и человеческий капитал: рефлексивно-психологические аспекты взаимодействия и развития // Мир психологии, 2010. № 2. С. 37–52. EDN: MSNEVV.
11. Ганова Т.В., Мамонтов К.В. Творческий поиск и его роль в художественной деятельности // Современные проблемы высшего образования. Творчество в дистанционном формате. Материалы VI научно-практической конференции. Под общей редакцией С.М. Назмутдиновой. М.: Изд.-во «Учебный центр «Перспектива», 2021. EDN: EVAFPI.
12. Лившиц В.И.. Проблема лакунарности в модернизации инженерного образования // Аккредитация в образовании, 2011. № 7 (123). С. 40–43 EDN: QIWSHD.
13. Щербаков В.П. Эволюция как сопротивление энтропии. I. Механизмы видового гомеостаза // Журнал общей биологии, 2005. Т. 66. № 3. С. 195–211. EDN: HSCZUH.
14. Литвинов Б.В. Основы инженерной деятельности : курс лекций. 3-е изд., испр. и доп. Снежинск: РФЯЦ–ВНИИТФ, 2015. 280 с. ISBN: 978-5-902278-70-2.
15. Рейзлин В.И. Введение в инженерную деятельность для студентов направления 230100 «Информатика и вычислительная техника»: учебное пособие (конспект лекций)..Томск: Изд-во НИУ ТПУ, 2013. 159 с. URL: https://portal.tpu.ru/files/departments/publish/IK_Reizlin.pdf (дата обращения: 19.07.2023).
16. Горохов В.Г., Розин В.М.. Введение в философию техники. М.: ИНФРП-М, 1998. 224 с. ISBN: 5-86225-706-3.
17. Мартынов В.Г., Шейнбаум В.С. Инженерная педагогика в контексте инженерной деятельности // Высшее образование в России, 2022. Т. 31. № 6. C. 152–168. DOI: 10.31992/08693617-2022-31-6-152-168
18. Копылов Г. Инженерные миры и научное знание // Высшее образование в России. 2004. № 2. C. 59–66. EDN: IBNACP. 19. Корнилов И.К. Методологические основы инженерной деятельности. М.: МГУП, 1999. 134 с.
19. Василенко Н.В. Инжиниринг как вид предпринимательства в сервисной экономике // Труды XIX Всероссийской конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития экономики», Севастополь, 2020. C. 15–17.
20. Щедровицкий П.Г., Кузнецов Ю.В. От разделения труда к разделению деятельностей // Философские науки. 2014. № 6. С. 49–64. EDN: SJWCCV.
21. Щедровицкий Г.П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Избранные труды. Школа культурной политики. 1995. 800 с. URL: http://web.krao.kg/12_filosofia/0_pdf/17.pdf (дата обращения: 19.07.2023).
22. Новиков А.М. Методология образования. 2-е изд., переработ. и дополн. М.: Изд-во «Эгвес», 2006. 488 с. ISBN: 5-85449-127-6.
23. Гаспарский В. Системная методология. Некоторые замечания о её природе, структуре и применение. Сб. Системные исследования – Ежегодник. М.: Наука, 1977. URL: http://systems-analysis.ru/assets/systems_research_1977.pdf (дата обращения: 19.07.2023).
24. Боровков А.И., Рябов Ю.А., Марусева В.М. Новая парадигма цифрового проектирования и моделирования глобально конкурентоспособной продукции нового поколения // Цифровое производство: методы, экосистемы, технологии. МШУ Сколково, 2018. C. 24–44. http://assets.fea.ru/uploads/fea/news/2018/04_april/12/cifrovoe-proizvodstvo-032018 (дата обращения: 19.07.2023).
25. Прохоров А., Лысачев М. Цифровой двойник. Анализ, тренды, мировой опыт / Науч. ред. проф. Боровков А.И. 1-е изд., исправл. и дополн. М.: ООО «АльянсПринт», 2020. 401 с. ISBN: 978-5-98094-008-9.
26. Баранцев Р.Г. Становление тринитарного мышления. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2005. 101 с. URL: http://trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02261086-stm.pdf (дата обращения: 19.07.2023).
27. Китова Е.Т. Современный ценностные ориентации инженерного образования // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 4. C. 49–52. EDN: SHGUNJ. 29. Чешев В.В. Инженерное мышление в антропологическом контексте // Философия науки и техники. 2016. Т. 21. № 1. С. 104–117. EDN: WBCWDT.