Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Оценка студентами преподавания в университетах: больше вреда или пользы?

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-130-146

Аннотация

Студенческая оценка преподавателей и курсов посредством опросов – имеющий более чем сорокалетнюю историю инструмент обратной связи в североамериканских, австралийских и европейских университетах. Его использование в российских университетах не столь распространено, хотя более широкое применение может ре шить проблему ощущения студентами своей непричастности к управлению образовательным процессом и улучшить качество курсов и преподавания. Массовизации данной практики препятствуют в том числе определённые опасения со стороны преподавателей и студентов. В данной статье авторы анализируют основные опасения и ожидания студентов и преподавателей от студенческих оценок курсов, выделенные по итогам десяти фокусгрупп, проведённых в пяти российских университетах. Полученные наблюдения авторы помещают в контекст современных методологических дискуссий, посвящённых студенческим оценкам курсов и преподавателей с тем, чтобы разобраться, насколько обоснованы опасения преподавателей в отношении валидности данного инструмента обратной связи и целей его использования в вузе. Основной вывод, который делают авторы: использование в университетах студенческих оценок преподавателя эффективно в качестве инструмента обратной связи и формирования культуры диалога в образовательном процессе и достаточно спорно в качестве источника данных для принятия административных решений.

Об авторах

М. О. Абрамова
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

канд. филос. наук, директор Центра социологии образования Института образования
634050, г. Томск, проспект Ленина, 36



А. В. Филькина
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

канд. соц. наук, научный сотрудник центра социологии
Института образования

634050, г. Томск, проспект Ленина, 36



Список литературы

1. Университетская национальная инициатива качества образования: анализ ситуации в контексте новых задач развития системы: Аналитический доклад / Е.А. Суханова, Е.А. Терентьев, К.А. Баранников и др.; под ред. Е.А. Сухановой, Е.А. Терентьева. Томск: Издательство Томского государственного университета, 2023. 32 с. ISBN: 978-5-90757272-0. URL: http://docs.io.tsu.ru/wordpress/wpcontent/uploads/UNIKO_2023.pdf (дата обращения 07.06.2023).

2. Stroebe W. Student Evaluations of Teaching Encourages Poor Teaching and Contributes to Grade Inflation: A Theoretical and Empirical Analysis // Basic and Applied Social Psychology. 2020. Vol. 42. No. 4. P. 276–294. DOI: 10.1080/01973533.2020.1756817

3. Zaitseva E., Santhanam E., Tucker B. Analysing Student Feedback in Higher Education. Routledge Press, 2021. 238 p. DOI: 10.4324/9781003138785

4. Marsh H.W. SEEQ: a Reliable, Valid, and Useful Instrument for Collecting Student’s Evaluations of University Teaching // British Journal of Educational Psychology. 1982. Vol. 52. No. 1. P. 77–95. DOI: 10.1111/j.2044-8279.1982.tb02505.x

5. Marsh H.W. Students’ Evaluations of University Teaching: Dimensionality, Reliability, Validity, Potential Biases, and Utility // Journal of Educational Psychology. 1984. Vol. 76. No. 5. P. 707–754. DOI: 10.1037/0022-0663.76.5.707

6. Груздев И.А., Ефимов Д.Б. Студенческая оценка преподавания как инструмент управления качеством образования в условиях дистанционного и смешанного обучения Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2021. 24 c. ISBN: 978-5-907442-283. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/ direct/527981342.pdf?ysclid=ljvl3b2blv105198418 (дата обращения 07.06.2023).

7. Spooren P. Vandermoere F. , Vanderstraeten R., Pepermans K. Exploring High Impact Scholarship in Research on Student’s Evaluation of Teaching (SET) // Educational Research Review. 2017. Vol. 22. P. 129–141. DOI: 10.1016/j.edurev.2017.09.001

8. Гребнев Л.С. Обучение: что оценивать студенту? // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 68–81. DOI: 10.31992/0869-36172022-31-2-68–81

9. Прошкин Б.Г., Кленикова Н.В. Опыт оценки преподавателей студентами на экономическом факультете Кемеровского государственного университета // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. Т. 53. № 1. С. 269–275. EDN: QZNIRF.

10. Меркулова О.П. Проблемы оценивания учебного процесса студентами // Высшее образование в России. 2012. № 2. С. 18–24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17357722 (дата обращения: 02.01.2022).

11. Marsh H.W. Students’ Evaluations of University Teaching: Dimensionality, Reliability, Validity, Potential Biases and Usefulness // The Scholarship of Teaching and Learning in Higher Education: An Evidence-Based Perspective: ed. by R.P. Perry, J.C. Smart. Springer Netherlands, 2007. P. 319–383. DOI: 10.1007/1-4020-5742-3_9

12. Hornstein H.A. Student Evaluations of Teaching are an Inadequate Assessment Tool for Evaluating Faculty Performance // Cogent Education. 2017. Vol. 4. No. 1. P. 1–8. DOI: 10.1080/2331186x.2017.1304016

13. Boring A., Ottoboni K., Stark P.B. Student Evaluations of Teaching (Mostly) Do Not Measure Teaching Effectiveness // Science Open Research. 2016. January 9. P. 1–11. DOI: 10.14293/s2199-1006.1.sor-edu.aetbzc.v1

14. Cohen P.A. Student Ratings of Instruction and Student Achievement: A Meta-Analysis of Multisection Validity Studies // Review of Educational Research. 1981. Vol. 51. No. 3. P. 281–309. DOI: 10.3102/00346543051003281

15. Feldman K.A. The Association Between Student Ratings of Specific Instructional Dimensions and Student Achievement: Refining and Extending the Synthesis of Data From Multisection Validity Studies // Research in Higher Education. 1989. Vol. 30. No. 6. P. 583–645. DOI: 10.1007/bf00992392

16. Nargundkar S., Shrikhande M. An Empirical Investigation of Student Evaluations of Instruction — The Relative Importance of Factors // Decision Sciences Journal of Innovative Education. 2012. Vol. 10. No. 1. P. 117–135. DOI: 10.1111/j.1540-4609.2011.00328.x

17. Uttl B., White C.A., Gonzalez D.W. MetaAnalysis of Faculty’s Teaching Effectiveness: Student Evaluation of Teaching Ratings and Student Learning Are Not Related // Studies in Educational Evaluation. 2017. Vol. 54. P. 22–42. DOI: 10.1016/j.stueduc.2016.08.007

18. Heffernan T. Sexism, Racism, Prejudice, and Bias: A Literature Review and Synthesis of Research Surrounding Student Evaluations of Courses and Teaching // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2022. Vol. 47. No. 1. P. 144-154. DOI: 10.1080/02602938.2021.1888075

19. Wang G., Williamson A. Course Evaluation Scores: Valid Measures for Teaching Effectiveness or Rewards for Lenient Grading? // Teaching in Higher Education. 2020. Vol. 27. P. 1–22. DOI: 10.1080/13562517.2020.1722992

20. Berezvai Z., Lukáts G.D., Molontay R. Can Professors Buy Better Evaluation with Lenient Grading? The Effect of Grade Inflation on Student Evaluation of Teaching // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2021. Vol. 46. No. 5. P. 793–808. DOI: 10.1080/02602938.2020.1821866

21. Stark P., Freishtat R. An Evaluation of Course Evaluations // ScienceOpen Research. 2014. P. 1–7. DOI: 10.14293/s2199-1006.1.sor-edu.aofrqa.v1

22. Esarey J., Valdes N. Unbiased, Reliable, and Valid Student Evaluations Can Still Be Unfair // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2020. Vol. 45. No. 8. P. 1106–1120. DOI: 10.1080/02602938.2020.1724875

23. Flodén J. The Impact of Student Feedback on Teaching in Higher Education // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2017. Vol. 42. No. 7. P. 1054–1068. DOI: 10.1080/02602938.2016.1224997

24. Chen Y., Hoshower L.B. Student Evaluation of Teaching Effectiveness: An Assessment of Student Perception and Motivation // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2003. Vol. 28. No. 1. P. 71–88. DOI: 10.1080/02602930301683

25. McClain L., Gulbis A., Hays D. Honesty on Student Evaluations of Teaching: Effectiveness, Purpose, and Timing Matter! // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2018. Vol. 43. No. 3. P. 369-385. DOI: 10.1080/02602938.2017.1350828

26. Jones J., Gaffney-Rhys R., Jones E. Handle with Care! An Exploration of the Potential Risks Associated with the Publication and Summative Usage of Student Evaluation of Teaching (SET) Results // Journal of Further and Higher Education. 2014. Vol. 38. No. 1. P. 37–56. DOI: 10.1080/0309877X.2012.699514

27. Tucker B. Student Evaluation Surveys: Anonymous Comments that Offend or are Unprofessional // Higher Education. 2014. Vol. 68. P. 347–358. DOI: 10.1007/s10734-014-9716-2

28. Ulker N. How Can Student Evaluations Lead to Improvement of Teaching Quality? A Cross-National Analysis // Research in Post-Compulsory Education. 2021. Vol. 26. No. 1. P. 19–37. DOI: 10.1080/13596748.2021.1873406

29. Carless D., Boud D. The Development of Student Feedback Literacy: Enabling Uptake of Feedback // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2018. Vol. 43. No. 8. P. 1315–1325. DOI: 10.1080/02602938.2018.1463354


Рецензия

Просмотров: 1006


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)