Влияние педагогической рефлексии на проектирование образовательно-профессиональных планов будущих учителей
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-12-65-87
Аннотация
В статье анализируется уровень сформированности педагогической рефлексии у студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, а также обобщается характер влияния педагогической рефлексии на образовательно-профессиональные планы будущих учителей после получения диплома. В исследовании автор рассматривает педагогическую рефлексию как «предстартовое состояние» специалиста, воплощённое в метакомпетенции, которая позволяет оценить свои профессионально значимые знания и умения как достаточные или недостаточные для работы по полученной специальности.
В рамках исследования было сформировано видение природы и структуры феномена педагогической рефлексии, базирующееся на компетентностном подходе. Был предложен алгоритм оценки уровня сформированности педагогической рефлексии у студентов, основанный на применении факторного анализа. Алгоритм был апробирован на данных анкетного опроса, проведённого в 2023 г. ФГБУН ВолНЦ РАН среди обучающихся по педагогическим направлениям на территории Вологодской области. В результате апробации выявлено, что после получения диплома студенты с критической рефлексией чаще остальных желают связать свою жизнь с работой в школе и видят в педагогической профессии будущее своих детей. Студенты с умеренной и слабой рефлексией менее склонны проектировать соответствующие планы. В ходе дальнейшего обобщения разработана процессуальная модель влияния педагогической рефлексии на профессиональное развитие выпускника вуза.
Научная новизна исследования состоит в новом ракурсе постановки вопроса о педагогической рефлексии как факторе образовательно-профессионального выбора; авторской методике обобщения уровня сформированности профессиональной рефлексии в рамках факторного анализа; концептуальной модели, описывающей влияние рефлексии на профессиональное развитие выпускника, акцентирующей внимание на «мягких» механизмах, которые можно использовать для решения кадровых проблем системы образования. В статье предложен комплекс подходов по решению проблем подготовки рефлексирующих учителей, которые могут быть внедрены в управленческую практику.
Об авторе
М. А. ГоловчинРоссия
Головчин Максим Александрович – канд. экон. наук, старший научный сотрудник Центра социально-демографических исследований
160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а
Список литературы
1. Гурьянов С. Ставка на ставку: почему не хватает учителей в российских школах // Известия. 24 июля 2023 г. URL: https://iz.ru/1547645/sergei-gurianov/stavka-na-stavku-pochemu-ne-khvataet-uchitelei-v-rossiiskikh-shkolakh (дата обращения: 23.08.2023).
2. Дашковская О. Почему учителя уходят из школы? // Вести образования. 7 февраля 2023 г. URL: https://vogazeta.ru/articles/2023/2/7/teacher/22039-pochemu_uchitelya_uhodyat_iz_shkoly (дата обращения: 23.08.2023).
3. Краснова В. Ура, завтра в школу! // Эксперт. 2022. Сентябрь. № 36. URL: https://expert.ru/expert/2022/36/ura-zavtra-v-shkolu/ (дата обращения: 23.08.2023).
4. Галеева Д. Ненужный диплом. Почему молодые педагоги не идут в школы? // Аргументы и факты. 2017. № 47. АиФ в Восточной Сибири. 22 ноября 2017 г. URL: https://irk.aif.ru/society/nenuzhnyy_diplom_pochemu_ molodye_pedagogi_ne_idut_v_shkoly (дата обращения: 23.08.2023).
5. Магомедова Л.И. Формирование профессионально-значимых качеств педагога дополнительного образования // Науковедение. 2015. Т. 7. № 5. DOI: 10.15862/230PVN515
6. Биктагирова Г.Ф. Развитие рефлексии слушателей в процессе повышения квалификации // Профессиональное развитие педагогов в условиях модернизации образования. Казань: Казанский государственный университет им. В.И Ульянова-Ленина, 2004. С. 146–149.
7. Жилина В.А. Критическая рефлексия как ключевая составляющая современного образования // Вопросы философии. 2018. № 6. С. 59–65. DOI: 10.7868/S0042874418060043
8. Schön D. The Reflective Practitioner: How Professionals Think in Action. New York: Basic Books, 1983. 384 p.
9. Mezirow J. On critical reflection // Adult Educ. 1998. Q. 48. P. 185–198. DOI: 10.1177/074171369804800305
10. Eraut M. Non-formal learning and tacit knowledge in professional work // Br. J. Educ. Psychol. 2000. No. 70. P. 113–136. DOI: 10.1348/000709900158001
11. Butler J. Professional development: practice as text, reflection as process, and self as locus // Aust. J. Educ. 1996. No. 40. P. 265–283. DOI: 10.1177/000494419604000305
12. Korthagen F., Vasalos A. Levels in reflection: core reflection as a means to enhance professional growth // Teachers and Teaching: Theory and Practice. 2005. No. 11. P. 47–71. DOI: 10.1080/1354060042000337093
13. Hatton N., Smith D. Reflection in teacher education: towards definition and implementation // Teach. Teach. Educ. 1995. No. 11. P. 33-49. DOI: 10.1016/0742-051X(94)00012-U
14. Carroll M. Levels of reflection: on learning reflection // Psychotherapy in Australia. 2010. Vol. 16. No. 2. P. 24-35.
15. Schley T., Van Woerkom M. Reflection and reflective behavior in work teams // Discourses on
16. Professional Learning. Professional and Practice-based Learning: ed. by C. Harteis, A. Rausch, J. Seifried. 2014. P. 113–139. DOI: 10.1007/978-94-007-7012-6_7
17. Анистренко Т.Г. Социальная рефлексия: трансдисциплинарный подход // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 8-9. С. 25-29. EDN: WMIHIH.
18. Raelin J.A. I don’t have time to think! (vs. the art of reflective practice) // Reflections. 2002. No. 4. P. 66–79. DOI: 10.1162/152417302320467571
19. Foong L.Y., Nor M.B.M., Nolan A. The influence of practical supervisors’ facilitation styles on student teachers’ reflective thinking during collective reflection // Reflective Practice. 2018. No. 19. P. 225–242. DOI: 10.1080/14623943.2018.1437406
20. Prilla M., Blunk O., Chounta I.A. How does collaborative reflection unfold in online communities? An analysis of two data sets // Comp. Support. Cooperat. Work. 2020. No. 29. P. 697–741. DOI: 10.1007/s10606-020-09382-0
21. Park J., Millora M.L. The Relevance of Reflection: An Empirical Examination of the Role of Reflection in Ethic of Caring, Leadership, and Psychological Well-Being // Journal of College Student Development. 2012. Vol. 53. No. 2. P. 221–242. DOI: 10.1353/csd.2012.0029
22. Engelbertink M.J. etc. The reflection level and the construction of professional identity of university students // Reflective Practice. 2021. No. 22:1. P. 73–85. DOI: 10.1080/14623943.2020.1835632
23. Cattaneo A.A.P., Motta E. «I Reflect, Therefore I Am… a Good Professional». On the Relationship between Reflection-on-Action, Reflection-in-Action and Professional Performance in Vocational Education // Vocations and Learning. 2021. No. 14. P. 185–204. DOI: 10.1007/s12186-020-09259-9
24. Dewey J. John Dewey on Education: Selected Writings: ed. by Reginald D. Archambault. New York: Modern Library Random House, 1974. 476 p.
25. Shulman L.S. Those who understand: knowledge growth in teaching // Educ. Res. 1986. No. 15. P. 4-14. DOI: 10.3102/0013189X015002004
26. Körkk ö M., Kyrö-Ämmälä O., Turunen T. Professional development through reflection in teacher education // Teaching and Teacher Education. 2016. No. 55. P. 198–206. DOI: 10.1016/j.tate.2016.01.014
27. Расковалова О.С. Педагогическая рефлексия как междисциплинарное понятие // Kant. 2018. № 1 (26). С. 73–77. EDN: YTKPHG.
28. Калашникова О.В. Развитие педагогической рефлексии. Екатеринбург: Уральский государственный профессионально-педагогический университет, 1998. 40 с. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/23127/1/Kalashnikova_1998.pdf?ysclid=lqdnp8oyii815803005 (дата обращения: 20.11.2023).
29. Некрасова Т.В. Педагогическая рефлексия в формировании управленческой компетенции менеджера // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2008. Т. 60. № 24. С. 178–182. EDN: KHPDNV.
30. Рыжкова Е.А. Развитие умений педагогической рефлексии у студентов педагогического колледжа // Известия ВГПУ. 2007. № 1. С. 121–124. EDN: KGBSXV.
31. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 117 с. EDN: JXXRWO.
32. Метаева В.А. Рефлексия как метакомпетентность // Педагогика. 2006. № 3. С. 57–61. EDN: NBYLWX.
33. Шустова И.Ю. Значение рефлексии в профессиональной воспитательной деятельности педагога // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 1 (28). С. 61–68. EDN: VOXDFN.
34. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Няголова М.Д. Профессиональная рефлексия преподавателя вуза в условиях перехода на компетентностную модель профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 15–26. EDN: UCKVFB.
35. Морозова Т.А. Развитие профессиональной рефлексии у студентов педагогического вуза // Психология развития: программы курсов по выбору. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2000. С. 34–41.
36. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. 216 с. ISBN: 5-87854-309-5. EDN: QXKSQB.
37. Кушеверская Ю.В. Рефлексивная компетентность как необходимое условие подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. 2007. Т. 15. № 39. С. 310–315. EDN: KVARQZ.
38. Алексеева О.В., Арасланова А.А., Худенева М.Г. Педагогическая рефлексия профессиональных компетенций бакалавров педагогики // Высшее образование сегодня. 2017. № 9. С. 15–20. EDN: ZHTPSZ.
39. Гвильдис Т.Ю., Говорушина Т.К. Феномен педагогической рефлексии в контексте системо-мыследеятельностного подхода // Человек и образование. 2022. № 1 (70). С. 43–52. DOI: 10.54884/S181570410020210-6
40. Федоренко О.А. Критическая рефлексия как способ повышения качества профессионального педагогического развития // Материалы 21-й Международной научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» Екатеринбург, 25–26 мая 2016 г.: под науч. ред. Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2016. С. 298–301. EDN: WDFDKV.
41. Жуковская В.М., Мучник И.Б. Факторный анализ в социально-экономических исследованиях. М.: Статистика, 1976. 151 с.
42. Мудров В.А. Алгоритмы выполнения факторного анализа в биомедицинских исследованиях с помощью пакета программ SPSS // Забайкальский медицинский вестник. 2020. № 3. С. 141–147. DOI: 10.52485/19986173_2020_3_141
43. Коростелкин Б.Г. Применение методов корреляционного и факторного анализа в психолого-педагогических исследованиях // Вестник ЧелГУ. 2001. Т. 5. № 1. С. 46–55. EDN: VSKONN.
44. Hommel M., Fürstenau B., Mulder R.H. Reflection at work – A conceptual model and the meaning of its components in the domain of VET teachers // Front. Psychol. 2022. No. 13. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.923888
45. Гладких О.В., Кравцова С.А., Шишкина Н.П. О роли вуза в формировании профессиональных компетенций современного предпринимателя // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2021. № 3(45). С. 21-26. DOI: 10.18324/2224-1833-2021-3-21-26
46. Лысенко О.В. Про «неуспешных» учителей: существует ли «двойной негативный отбор» в педагогике? // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2016. № 3-4. С. 26–39. EDN: XRVCEH.
47. Шипилина Л.А. Педагогическое образование: быть или не быть педвузу? // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 4. С. 309–321. EDN: PENWOL.
48. Шорина А.В. Проблема формирования рефлексивных умений студентов в образовательном процессе вуза // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 3 (28). С. 183. DOI: 10.15862/186PVN315
49. Мильченко А. Болонская система вышла из нас, а не мы из неё // Газета.Ру. 06 июня 2022 г. URL: https://www.gazeta.ru/social/2022/06/06/14954414.shtml (дата обращения: 16.10.2022).