Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Формирование университетской траектории: образовательные мотивы и выборы в нарративах студентов рейтинговых вузов

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-12-88-106

Аннотация

Образовательные траектории студентов   – актуальный вопрос, занимающий  самостоятельную  нишу  в  исследовательской  повестке  социальных  наук  об  образовании. Цель статьи  – раскрыть особенности формирования разных видов образовательных траекторий с позиции мотивов первичных и вторичных образовательных выборов студентов рейтинговых вузов.

Сбор  эмпирической  информации  осуществлялся  методом  интервью  со  студентами  с высокой  успеваемостью  из  рейтинговых  вузов  Москвы.  Всего  проинтервьюировано  40  обучающихся. Информанты описывали свой субъективный образовательный опыт как последовательность совершаемых ими выборов в пространстве высшего образования. Исследовательский вопрос формулировался вокруг различий в мотивационно-ценностных основаниях выбора при построении университетских траекторий  – линейных и нелинейных.

Анализ  нарративов  позволил  качественно  дифференцировать  линейные  и  нелинейные траектории, а также их подвиды, различающиеся своей внутренней мотивацией и образовательными  установками.  Обозначены  общие  на  «вход»  в  высшее  образование  мотивационные  основания  выбора  вуза  и  специальности,  а  также  специфические  для  разных  видов университетских  траекторий  мотивы  вторичного  образовательного  выбора  —  мотивы сохранения и изменения специальности и вуза. В нарративах информантов выбор вуза описывается  как  сложное  полимотивированное  действие,  в  котором  выделяются  мотивы престижа,  саморазвития,  а  также  социальные  и  утилитарные  мотивы.  Вторичные  образовательные выборы определяются желанием избежать рисков и высоким уровнем удовлетворённости учёбой в случае линейных траекторий. Для нелинейных треков   – это стремление к получению нового образовательного опыта, дополнительных компетенций, а также влияние фактора среды вуза.

Показано,  что  качественная  исследовательская  стратегия  позволяет  раскрыть  смысловое содержание образовательных выборов, что востребовано в связи с набирающим силу трендом  на  индивидуализацию  образовательного  процесса.  Сделан  вывод,  что  знание  о мотивационных основаниях формирования образовательных траекторий необходимо для развития  эффективной  социально-образовательной  среды  современного  вуза,  ориентированной на студентоцентрированный подход к обучению.

Об авторах

А. В. Носкова
Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Носкова Антонина Вячеславовна  –  д-р социол. наук, и.о. заведующего кафедры социологии

119454,   г. Москва, проспект Вернадского, 76



Д. В. Голоухова
Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Голоухова  Дарья  Валерьевна  –  канд.  социол.  наук,  доцент  кафедры  социологии

119454,   г. Москва, проспект Вернадского, 76



Е. И. Кузьмина
Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Кузьмина  Елена  Игоревна   –  канд.  социол.  наук, начальник  отдела  качества  образования Управления учебно-организационной работы, старший преподаватель кафедры социологии

119454,   г. Москва, проспект Вернадского, 76



Список литературы

1. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Новый характер образовательных и профессиональных траекторий молодёжи // Россия реформирующаяся: ежегодник. Вып. 20: отв. ред. М.К. Горшков. М.: Новый Хронограф, 2022. С. 379–399. DOI: 10.19181/ezheg.2022.14

2. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Особенности формирования образовательных траекторий российских студентов: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 4. С. 137–155. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-137-155

3. Хавенсон Т.Е., Чиркина Т.А. Эффективно поддерживаемое неравенство. Выбор образовательной траектории после 11 класса школы в России // Экономическая социология. 2018. Т. 19. № 5. С. 66–89. DOI: 10.17323/1726-3247-2018-5-66-89

4. Бурдьe П., Пассерон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования: пер. Н.А. Шматко. М.: Просвещение, 2007. 267 с. ISBN 5-09-014104-5.

5. Романец И.И., Вербовский Г.Д. ГИГ-экономика как новая форма рыночных отношений // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 1 (51). С. 186–192. DOI: 10.47581/2021/FA-07/IE/51/01.029

6. Mayrhofer W., Meyer M., Steyrer J., Maier J., Langer K., Hermann A. International Career Habitus – Thick Descriptions and Theoretical Reflections // Academy of Management Annual Meeting Symposium on «Global Careers and Human Resource Development: Emerging IHRM Perspectives». New Orleans, Louisiana, USA, 2004. P. 1–23. URL: https://www.wu.ac.at/fileadmin/wu/o/vicapp/Mayrhofer_et_al_2004_thickDescr_carrhab_aom04.pdf (дата обращения 31.08.2023).

7. Ридингс Б. Университет в руинах: пер. с англ. А.М. Корбута; М.: Изд. дом ВШЭ, 2021. 304 с. ISBN 978-5-7598-2335-3. DOI:10.17323/978-5-7598-2335-3

8. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодёжи: 50 лет исследования [монография] / Д.Л. Константиновски й, М.А. Абрамова, Е.Д. Вознесенская, Г.С. Гончарова, В.Г. Костюк, Е.С. Попова, Г.А. Чередниченко. М.: ЦСПиМ, 2015. 232 с. ISBN 978-5-906001-05-4. EDN: TLEIQL.

9. Чередниченко Г.А. Траектории заочников высшей школы в сфере образования и труда // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 165–187. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-3-165-187

10. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Нелинейные траектории развития образовательных общностей в российском мегаполисе // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. № 4(65). С. 33–42. DOI: 10.21510/1817-3292-2016-4-33-42

11. Честных Ю.С. Образовательно-профессиональные траектории женщин-руководителей // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2021. Т. 13. № 4. С. 47–67. DOI: 10.19181/inter.2021.13.4.3

12. Чередниченко Г.А. Перемены в послешкольных траекториях молодёжи: социальная дифференциация // Социологические исследования. 2023. № 9. С. 51–62. DOI: 10.31857/S013216250027362-1

13. Курганов М.А. Лонгитюдные исследования образовательных траекторий молодёжи в России и за рубежом // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 3. С. 143–156. DOI: 10.52944/PORT.2021.46.3.013

14. Breen R., Goldthorpe J.H. Explaining educational differentials: towards a formal rational action theory // Rationality and Society. 1997. № 9. Pp. 275–305. DOI: 10.1177/104346397009003002

15. Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. № 2. С. 3–18. DOI: 10.11621/vsp.2016.02.03

16. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка // Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельштейна. М., Воронеж: Московский психолого-педагогический институт, 2001. С. 135–172. ISBN: 5-89395-285-5.

17. Штейнберг И., Шанин Т., Ковалев Е., Левинсон А. Качественные методы. Полевые социологические исследования. СПб.: Алетейя, 2014. 352 с. ISBN 978-5-91-419185-3.

18. Богданов М.Б., Малик В. М. Как сочетаются социальное, территориальное и гендерное неравенства в образовательных траекториях молодёжи России? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 391–421. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1603

19. Никульцева Н.С. Психологические особенности молодёжи с различной мотивацией личностного роста и самообразования // Вестник магистратуры. 2019. № 4-1 (91). С. 36–39. EDN: VXFRGQ.

20. Страусc А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники: пер. с англ. и послесловие Т.С. Васильевой. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 256 с. ISBN 5-8360-0299-1.

21. Haas C., Hadjar A. Students’ trajectories through higher education: a review of quantitative research // Higher Education. 2020. № 79 (4). Р. 1099–1118. DOI: 10.1007/s10734-019-00458-5

22. Кузнецов И.С. Доверие студентов и их образовательная траектория после окончания вуза // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 1. С. 110–129. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-1-110-129

23. Строгецкая Е.В., Бетигер И.Б. Нелинейные образовательные траектории студентов как признак университета, нацеленного на лидерство // Дискурс. 2016. № 1. С. 122–131. DOI: 10.32603/2412-8562-2016-0-1-122-131

24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1977. 304 с. URL: https://www.marxists.org/russkij/leontiev/1975/dyeatyelnost/deyatyelnost-soznyanie-lichnost.pdf (дата обращения: 30.08.2023).

25. Свадьбина Т.В., Немова О.А. Высшее образование как «социальный лифт»: оценка эффективности // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 2 (53). С. 111–118. EDN: YXPUTR.


Рецензия

Просмотров: 401


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)