Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Готовность российского студента к профессиональному служению: от действительного к желаемому

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-2-73-88

Аннотация

Часто феномен служения попадает в область нашего интереса тогда, когда мы говорим об уникальности социального устройства России и маркерах, её определяющих. В повседневность служение может быть вписано через профессиональную деятельность, поэтому предлагается рассматривать исследуемый объект, фокусируясь именно на этом его типе. Определение смысла профессионального служения, его места в современном мире, а также разработка направляющих учебное занятие методологических ориентиров составляет цель исследования. Достижение поставленной цели было бы невозможно без опоры на методологию социально-философского анализа, ценностный, деятельностный и психологический подходы.

В работе решены следующие задачи, структурирующие изложение материала. 1. Выявлены истоки идеи служения и пути её развития в российском обществе. Ретроспективно трансформация служения рассмотрена от становления российской государственности до современности. 2. Определена применимость стратегии служения к любой профессиональной деятельности. Утверждается, что этика каждой профессии может быть построена вокруг идеи служения. 3. Предложены направления формирования отношения студентов к приобретаемой профессии, основанного на служении. К таковым отнесены: осознание значимости выполняемого труда; оценка трудовой роли как призвания; обострённая социальная ответственность; усвоение служения как одного из жизненных принципов. 4. Намечены смысловые ориентиры в обсуждении возможных трудностей, возникающих на пути профессионального служения. К таковым отнесены: потеря мотивации; утрата ценности профессионализма; отказ от пожизненной профессиональной траектории. Исследование носит поисковый характер, однако полученные выводы представляются плодотворными для обмена первым опытом проведения курса «Основы российской государственности», дальнейшей теоретико-методологической дискуссии с возможной коррекцией учебного материала.

Об авторе

Р. А. Заякина
Новосибирский государственный университет экономики и управления
Россия

Заякина Раиса Александровна – д-р филос. наук, доцент, профессор кафедры философии и гуманитарных наук

630099, Новосибирск, ул. Каменская, 56

Researcher ID: ABB-5066-2020



Список литературы

1. Смирнов В.А. Молодёжная политика и воспитательная деятельность в российских университетах: этапы развития и ключевые противоречия // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. №5. С. 9–20. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-9-20

2. Моисеенко М.В. Нравственный феномен служения // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2017. Т. 21. №3. С. 338–345. DOI: 10.22363/2313-2302-2017-21-3-338-345

3. Загоскин Н.П. Очерки организации и происхождения служилого сословия в допетровской Руси. Казань: Университетская типография, 1875. 218 с.

4. Кириченко О.В. Общие вопросы этнографии русского народа. Традиция. Этнос. Религия. СПб.: Алетейя, 2020. 958 с. ISBN: 978-5- 907189-73-7.

5. Коннов В.И. Философско-антропологические основания культуры российского научного сообщества. 2023. Дисс. ... д. филос. н. 408 с. РГБ ОД, 71 23-9/9.

6. Ростов О.Р., Тамаев П.М. Слово живое как выражение народного самосознания в наблюдениях и в трактовке В. И. Даля: ключевые понятия патриотизма и организации русской жизни // Вестник Костромского государственного университета. 2017. Т. 3. №2. С. 133–136. URL: https://vestnik.ksu.edu.ru/attachments/article/174/Vestnik_2017_2.pdf (дата обращения 13.10.2023).

7. Минькова Н.К. Введение. Социальное служение в современном мире. Иллюзия, заблуждение… или реальность? // Социальная работа: теория, методы, практика. 2023. №7. С. 17–20.

8. Певная М.В., Дроздова А.А. Культурное волонтёрство студентов вузов: оценка опыта участия и потенциал развития // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 8-9. С. 41–57. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-41-57

9. Смирнов В.А. Гражданские установки российских студентов в контексте специальной военной операции // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. №8-9. С. 9–23. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-9-23

10. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. 119 с. URL: http://xn--80aejtnagbc2ag.xn--p1ai/tinybrowser/files/vospmolod/monografiya.pdf (дата обращения 13.10.2023).

11. Трофимова А.В. Аксиологическое содержание категории «подвиг» в пространстве русской культуры // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2008. №4. С. 317–321.

12. Зубанова С.Г. Социальное служение в России: исторический опыт, теоретические основы, современная практика. М.: Изд-во РГСУ, 2020. 257 с. ISBN: 978-5-7139-1126-3.

13. Маслакова А.В. Философское осмысление социального служения: история и современность // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2022. Т. 47. №2. С. 381–388. DOI: 10.52575/2712-746X-2022-47-2-381-388

14. Лызь Н.А., Истратова О.Н., Голубева Е.В. Работающие студенты: образовательная успешность и субъективное благополучие? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. №2. С. 80–96. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-2-80-96

15. Иванова О.Э., Рябинина Е.В. Осмысленность работы и эффективность трудовой деятельности персонала //Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2021. № 1 (29). С. 38–45. EDN: LQFIQM.

16. Бакштановский В.И. Этика успеха: от идейно-нравственной доктрины – к проектно ориентированной конкретизации в ценностях высоких профессий // Этическая мысль. 2016. Т. 16. №2. С. 123–141. DOI: 10.21146/2074-4870-2016-16-2-123-141

17. Коган Е.А., Пронина Е.И. От рутинной работы до творческой инициативы: как школа и вуз влияют на формирование личностных качеств и умений? // Высшееобразование в России. 2022. Т. 31. №5. С. 118–132. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-5-118-132

18. Леонидова Г.В. Работа по призванию как мотивирующий фактор эффективной занятости // Управление городом: теория и практика. 2022.№3 (45). С. 39–47.

19. Шабунова А.А., Леонидова Г.В., Чекмарева Е.А. Социокультурные резервы экономического роста: продуктивность труда по призванию // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10. №4. С. 162–179. DOI: 10.15838/esc/2017.4.52.9

20. Книсарина М.М., Жумалиева Г.С., Бекешова Г.У. Роль семьи в формировании социальной ответственности личности // Омские научные чтения – 2022: социальная работа, психология, здоровьесбережение. Материалы V Всероссийской научной конференции. Омск: ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, 2023. Ч. 2. С. 88–94.

21. Омельченко С.В. Понятие «социальная ответственность» в социальной философии: поиск новых подходов // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2021. №3. С. 81–88. EDN: RNXPOO.

22. Барановская Л.А. Формирование социальной ответственности студентов в социокультурном образовательном пространстве. Красноярск: НГПУ им. В.П. Астафьева, 2018. 254 с.

23. Кожин В.А., Шагалова Т.В., Рузов М.В. Разработка системы мотивации персонала предприятия на конкурентной основе // Вестник Университета Российской академии образования. 2021. №5. С. 122–137. DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10109

24. Чурсина Н.Ф. Нематериальные факторы мотивации труда // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 3. №7. С. 52–58. EDN: ZBOFDB.

25. Минюрова С.А., Калашников А.И. Разработка методики диагностики профессиональной приверженности: определение конструкта // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. №5. С. 35–41. EDN: WJCLVT.

26. Максимова Л.Н. Профессиональная культура в российском контексте социальных трансформаций. 2013. Дисс. ... д. социол. н. 420 с. РГБ ОД, 71 14-22/3.

27. Мусаева М.С.М., Ахмадова Т.Х., Озиева Л.С. Теоретические аспекты проблемы осмысления студентами собственного профессионального выбора // Проблемы современного педагогического образования. 2022. Вып. 76. Ч. 1. С. 223–226. EDN: UZZFES.

28. Илакавичус М.Р. Гуманитарно-антропологический подход как основа организации профессионального воспитания представителей профессий служения // Научно-пе дагогическое обозрение. 2023. Вып. 3 (49). С. 86–93. DOI: 10.23951/2307-6127-2023-3-86-93

29. Семенова В.В. Профессиональный успех: изменяющаяся саморефлексия современных профессионалов // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2017. Т. 9. №14. С. 16–30. EDN: ZWNYYV.

30. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Особенности формирования образовательных траекторий российских студентов: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. №4. С.137–155. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-137-155

31. Кох И.А., Орлов В.А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодёжи // Образование и наука. 2020. Т. 22. №2. С. 143–170. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-2-143-170

32. Никольский В.С. Обучение служением в России: становление предметного поля // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. №12. С. 9–28. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-12-9-28


Рецензия

Просмотров: 473


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)