Меры поддержки исследовательской работы студентов и научного наставничества в российских вузах
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-10-60-82
Аннотация
Исследование посвящено поиску успешного опыта и анализу проблем поддержки научно-исследовательской работы студентов (НИРС) и научного наставничества в российских вузах.
Актуальность темы обусловлена необходимостью оценки подходов к стимулированию не только НИРС, но и деятельности научных наставников с точки зрения устойчивости и эффективности влияния существующих мер поддержки на вовлечённость студентов в науку и мотивацию преподавателей к наставнической деятельности.
Поскольку взаимодействие студентов и научных наставников, реализуемое в уникальных организационных условиях каждого конкретного вуза и типичном общероссийском контексте, образует экосистему, в статье делается акцент на рассмотрении мер поддержки НИРС и научного наставничества во взаимосвязи.
Цель статьи – рассмотрение мер поддержки НИРС и научного наставничества в российских вузах.
Представлены результаты эмпирического исследования, проведённого в 2024 г. методами традиционного анализа документов (нормативно-правовых актов о мерах поддержки НИРС на федеральном, региональном и локальном уровне) и полуструктурированного интервью с научными наставниками из числа научно-педагогических работников (НПР) вузов (n = 30).
Основные результаты: обобщение мер поддержки НИРС на трёх уровнях (федеральном, региональном и локальном) управления высшим образованием. Показано, что на федеральном уровне они сформулированы предельно широко и допускают конкретизацию и спецификацию в регионах и вузах. Выявлены неравномерность распределения мер поддержки по регионам и их акцент на материальном стимулировании. Сделан вывод о том, что в каждом
вузе действует ограниченное число документов, регламентирующих поддержку НИРС и наставничества. Раскрыты противоречия в отношении НПР к мерам поддержки НИРС и научного наставничества. Рассматриваются перспективы развития программы исследования поддержки НИРС и научного наставничества в вузах.
Ключевые слова
Об авторах
П. А. АмбароваРоссия
Полина Анатольевна Амбарова, д-р социол. наук, профессор
620002; ул. Мира, 19; Екатеринбург
Researcher ID: R-6839-2016
Н. В. Шаброва
Россия
Нина Васильевна Шаброва, д-р социол. наук, профессор
620002; ул. Мира, 19; Екатеринбург
Researcher ID: C-1970-2017
Список литературы
1. Карпова А.Ю. «Парадное благополучие» в сфере воспроизводства научных кадров современной России // Вестник науки Сибири. 2017. № 3. С. 10–20. EDN: ZUKCAH.
2. Демиденко С.Ю. К вопросу о воспроизводстве научных кадров // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3. № 4. С. 65–73. DOI: 10.19181/smtp.2021.3.4.8
3. Попова И.П. Формирование карьерного старта в науке: влияние семьи и социального контекста // Социологические исследования. 2021. № 12. С. 101–112. DOI: 10.31857/S013216250017245-2
4. Кучеренко П.А., Тагиев Э.С. К вопросу о мерах поддержки молодых учёных в Российской Федерации и в зарубежных странах // Юридическое образование и наука. 2023. № 6. С. 8–14. DOI: 10.18572/1813-1190-2023-6-8-14
5. Бокова Э.И. Меры поддержки молодых учёных на региональном уровне в современной России // Вопросы политологии. 2023. Т. 13. № 11-2. С. 6163–6169. DOI: 10.35775/PSI.2023.99-1.11-1.015
6. Зуев А.А., Внутских А.Ю. Поддержка молодых учёных в Пермском крае: формы и оценка их эффективности // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2020. № 1. С. 166–177. EDN: BWTHRZ.
7. Жарова Е.Н., Агамирова Е.В. Мониторинг инструментов финансовой поддержки молодых исследователей в России // Управление наукой и наукометрия. 2020. Т. 15. № 3. С. 356–409. DOI: 10.33873/2686-6706.2020.15-3.356-409
8. Стромов В.Ю., Сысоев П.В. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 75–82. EDN: ZOWUHL.
9. Голубева И.А. Научно-исследовательская деятельность студентов: попытка определения // Учёные записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2022. Т. 8. № 2. С. 73–86. EDN: JDWIIQ.
10. Цыганкова А.С. Становление и развитие НИРС в Дальневосточном государственном университете путей сообщения (1937–1991 гг.) // Высшее образование в России. 2017. № 12(218). С. 144–153. EDN: ZXJGKV.
11. Печерская Е.А., Савеленок Е.А., Артамонов Д.В. Вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу в университете: механизм и оценка эффективности // Инновации. 2017. № 8. С. 96–104. EDN: ZXJQFL.
12. Кушнарёв Ф.Ю. Ориентация студентов вузов на научно-исследовательскую деятельность: проблемы и перспективы развития // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2023. № 2. С. 16–25. DOI: 10.20339/AM.02-23.016
13. Резник С.Д., Черниковская М.В. Развитие интереса студенческой молодёжи к научному поиску: опыт и проблемы регионального университета // Вестник КемГУ. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2020. № 5(2). С. 186–194. DOI: 10.21603/2500-3372-2020-5-2-186-194
14. Bazhenov R.I. Arranging Student Scientific Research as an Educational Technology: The Experience of Regional Universities of Russia // Education Research International. 2019. Article 8358954. DOI: 10.1155/2019/8358954
15. Шихова О.Н. Развитие исследовательской культуры современных студентов в вузе : монография. М.: ИНФРА-М, 2018. 124 с. DOI: 10.12737/monography_59ddbc078ca854.92207792
16. Castillo-Martínez I.M., Ramírez-Montoya M.S. Research Competencies to Develop Academic Reading and Writing : A Systematic Literature Review // Frontiers in Education. 2021. No. 5. Article 576961. DOI: 10.3389/feduc.2020.576961
17. Quesada-Pallarès C., Marrs S., Martínez-Fernández J.R. Editorial: Teaching and learning research methods: Fostering research competence among students // Frontiers in Education. 2022. No. 7. DOI: 10.3389/feduc.2022.1075978
18. Corrales-Reyes I.E., Villegas-Maestre J.D., Valdés-Gamboa L., García-Raga M., Véliz-Concepción O.L., Torres-Fernández L.S., Tusell-Hormigó D., Vitón-Castillo A.A., Torrecilla-Venegas R., Mejia C.R. Factors associated with interest in scientific research in dental students of six Cuban universities // Frontiers in Education. 2023. No. 8. Article 1096948. DOI: 10.3389/feduc.2023.1096948
19. Felipe da Silva Mota Santos, Sarah Fernandez Coutinho de Carvalho, Luiz Ricardo Cerqueira Freitas Junior, Isadora Abreu Oliveira, Claudio Lucas Silva Cunha, Katia de Miranda Avena. Teaching scientific research in medical graduation: is there interest and involvement of the students? // Revista Brasileira de Educaзгo Mйdica. 2023. No. 47(3). Article e092. DOI: 10.1590/1981-5271v47.3-2022-0260.ing
20. Miller C.T., Drewery M., Waliczek T.M., Contreras R.N., Kubota C. Engaging Undergraduate Students in Research // HortTechnology. 2023. Vol. 33. No. 1. Р. 1–7. DOI: 10.21273/HORTTECH05130-22
21. Нарбут Н.П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Савина Н.Е. Вовлечённость студентов в научную работу в период обучения в вузе: социологический анализ // Вестник РУДН. Социология. 2023. Т. 23. № 2. С. 256–271. DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-2-256-271
22. Willison J., ORegan K. Commonly known, commonly not known, totally unknown: a frame-work for students becoming researchers // Higher Education Research & Development. 2007. Vol. 26. No. 4. Р. 393–409. DOI: 10.1080/07294360701658609
23. Борисова А.А. Механизм регулирования научно-исследовательской активности студентов на уровне факультета // Известия ИГЭА. 2014. № 1. С. 74–79. EDN: RWCZCL.
24. Васильева Е.Е. Роль научного стендапа в исследовательской деятельности учащейся молодёжи // Вестник СПбГИК. 2019. № 4. С. 23–27. DOI: 10.30725/2619-0303-2019-4-23-27
25. Федорова Н.М., Чуркина Н.И. Организация научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры в сетевом формате // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2016. № 4(20). С. 161–165. EDN: XHPCCF.
26. Чванова М.С. Цифровая экосистема активизации исследовательской и инновационной деятельности магистрантов // Перспективы науки и образования. 2024. № 1. С. 659–676. DOI: 10.32744/pse.2024.1.37
27. Mourão S., Rosa M., Alvelos H. Scientific Research as a Challenge for Communication Design Students: Experimental Workshop to Encourage Communication Design Students to Collaborate in Scientific Research and Create Synergies in the University Context // With Design: Reinventing Design Modes: ed. by G. Bruyns, H. Wei. Singapore, 2022. Р. 3457–3465. DOI: 10.1007/978-981-19-4472-7_227
28. Прохорова М.В., Савичева А.В., Козлова Л.А., Семенова Л.Э. Значимый Другой в планировании профессионального пути и в готовности к научной деятельности студентов и аспирантов российских вузов // Образование и наука. 2023. Т. 25. № 7. С. 124–154. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-7-124-154
29. Дождиков А.В., Чичерина О.В. О повышении эффективности системы конкурсов, грантов и олимпиад для российских студентов как элемента внеучебной деятельности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 10. С. 25–43. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-10-25-43
30. Lovekamp W.E., Soboroff S.D., Gillespie M.D. Engaging students in survey research projects across research methods and statistics courses // Teaching Sociology. 2016. Vol. 45. No. 1. Р. 65–72. DOI: 10.1177/0092055X16673136
31. Babamohamadi H., Daihimfar F., Chahrpashloo H., Hamidi M., Kahouei M. The approach and function of university students to research process: a cross sectional study // Koomesh. 2017. Vol. 26. No. 19(2). Р. 412– 420. URL: https://www.researchgate.net/publication/316667718_The_approach_and_function_of_university_students_to_research_process_A_cross_sectional_study (дата обращения: 27. 05. 2024).
32. Oanh K., Danh Nam N. Promoting students’ interest in scientific research activities at universities of education // Journal of Science of HNUE. 2016. Vol. 61. No. 11. Р. 75–80. DOI: 10.18173/2354-1075.2016-0218
33. Alsaleem S.A., Alkhairi M.A.Y., Alzahrani M.A.A., Alwadai M.I., Alqahtani S.S.A., Alaseri Y.F.Y. et al. Challenges and barriers toward medical research among medical and dental students at King Khalid University, Abha, Kingdom of Saudi Arabia // Front Public Health. 2021. № 9. Р. 706–778. DOI: 10.3389/fpubh.2021.706778
34. Bilal M., Haseeb A., Mari A., Amhed A., Sher M.A., Saad M. Knowledge, attitudes, and barriers toward research among medical students of Karachi // Cureus. 2019. № 11. Article e5599. DOI: 10.7759/cureus.5599
35. Abulata N.N., Ismail A.S., Sabra N.A., Alnezawi R.A., Bazhair R.M., Ahyaf N.F. et al. Attitudes and barriers of undergraduate students towards conducting research at Fakeeh college for medical sciences, Jeddah, KSA; a cross-sectional descriptive study // International Journal of Community Medicine and Public Health. 2019. No. 6. Р. 927–935. DOI: 10.18203/2394-6040.ijcmph20190574
36. Hoang M., Pham L.T.T. Approaches for motivating undergraduates to participate in scientificь research // Journal of Development and Integration. 2024. Vol. 75. Р. 82–88. DOI: 10.61602/jdi.2024.75.11
37. Quintanilha Luiz Fernando, Avena Katia De Miranda, Portilho Evelise Maria, Andrade B.B. Scientific mentoring in undergraduate medical school: impacts on student satisfaction, engagement and production // Revista Brasileira de Educação Médica. 2023. Vol. 47. No. 1. e20. DOI: 10.1590/1981-5271v47.1-20220074.ing
38. Гиндес Е.Г., Троян И.А., Кравченко Л.А. Наставничество в высшем образовании: концепция, модель и перспективы развития // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 8-9. С. 110–129. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-110-129
39. Атласова С.С. О наставничестве в системе высшего образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 248–251. DOI: 10.24158/spp.2022.12.38
40. Мамонова О.Н., Юрченко О.В. Наставничество в науке: перспективы и вызовы // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2021. № 5(88). С. 76–83. EDN: UFOQWU.
41. Кочемасова Л.А. Научное наставничество в образовательной практике студента педагогического вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021. Т. 18. № 1. С. 29–46. DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2021.1.3
42. Амбарова П.А., Шаброва Н.В., Кеммет Е.В., Михайлова А.Н. Научно-исследовательская культура студентов российских университетов // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 7. С. 96–116. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-7-96-116