Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

О преподавании основ российской государственности

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2025-34-2-158-167

Аннотация

Статья посвящена осмыслению практики преподавания введённого в 2023 г. учебного предмета «Основы российской государственности». Авторы делятся своими впечатлениями по поводу того, как данный предмет был воспринят в студенческой аудитории, анализируют его содержательные связи с другими учебными предметами социогуманитарного цикла и прежде всего с курсом истории России, высказывают свои предложения относительно оптимизации этих связей. Опираясь на накопленный опыт, авторы высказывают своё мнение о средствах и путях совершенствования преподавания основ российской государственности. В частности, в статье проводится мысль о том, что при разработке учебных программ по данному предмету следует в большей мере учитывать особенности складывающихся в молодёжной среде картин мира, а также обусловленные этими особенностями паттерны восприятия. Обосновывается необходимость отслеживать динамику взглядов и мнений молодёжной среды посредством социологических мониторингов, результаты которых следует оперативно учитывать в ходе дальнейшей работы по совершенствованию рассматриваемого курса.

Об авторах

А. Л Андреев
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова; Институт социологии, Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН
Россия

Андреев Андрей Леонидович – д-р философ. наук, профессор, заведующий кафедрой истории и философии ВГИК;, главный научный сотрудник ФНИСЦ РАН

129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 3; 
117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35



И. А. Андреев
Институт социологии, Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН; Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Андреев Иван Андреевич – канд. полит. наук, младший научный сотрудник ФНИСЦ РАН; старший преподаватель РЭУ им. Г. В. Плеханова

117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35; 
, 115054, Москва, Стремянный переулок, д. 36

 



Список литературы

1. Саратовцева Н.В., Ванаева О.А. Курс «Основы российской государственности»: взгляд преподавателя // Гуманитарные науки и образование. 2024. № 2. С. 97–103. DOI: 10.51609/2079-3499-2024-15-02-97

2. Андрюшков А.А., Клюс А.Г., Михайловский А., Сергеев Ю.Н. Особенности отношения молодёжи к российской истории: влияние профессиональных полей и ценностных позиций // Высшее образование в России. 2024. № 11. С. 95–107. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-11-95-107

3. Андреев А.Л. Культурное пространство студента // Педагогика. 2003. № 10. С. 55–65. EDN: YJITGN.

4. Нуссбаум М. Политические эмоции. Почему любовь важна для справедливости. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 632 c. ISBN: 978-5-4448-1923-4.

5. История России: учебник для вузов: в 2 ч.: Ч. I: под ред. Ю.А. Петрова. М.: Наука, 2024. 622 с. ISBN: 978-5-02-041130-2.

6. Лебедева М.М. «Мягкая сила»: понятия и подходы // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 3 (54). С. 212–223. DOI: 10.24833/2071-8160-2017-3-54-212-223

7. Антюхова Е.А. Образование как «мягкая сила» в современных зарубежных и российских политологических исследованиях // Вестник Волгоградского госуд. университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2018. Т. 23. № 4. С. 197–209. DOI: 10.15688/jvolsu4.2018.4.17

8. «Стрела времени» в массовом сознании россиян: оценки прошлого, суждения о настоящем, представления о будущем. М.: Весь мир, 2024. 308 с. ISBN: 978-5-7777-0947-9.

9. Андреев А.Л., Лашук И.В. Студенческая молодёжь России и Белоруссии: картины мира, ценностные установки, стратегии самореализации. Ч. 2 // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Т. 7. № 2. С. 34–45. DOI: 10.19181/snsp.2019.7.2.6408


Рецензия

Просмотров: 233


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)