Формы адаптации первокурсников к условиям экзаменационной сессии
Аннотация
Эмпирическая основа статьи - материалы проведенного в течение трех лет исследования особенностей адаптации студентов-первокурсников нескольких факультетов Тверского государственного университета к условиям экзаменационной сессии. Методами исследования выступили включенное наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности студентов. Выявлены варианты (формулы) проявления двух форм адаптации студентов - статической и динамической. Статические формы адаптации возникают при ориентации человека на сглаживание несоответствия собственных особенностей условиям жизнедеятельности. Динамические формы позволяют преобразовать ситуацию в целом. Человек, использующий динамические формы адаптации, всегда выступает субъектом деятельности, поскольку преобразование требует высокой активности, личностной позиции, умения планировать, контролировать деятельность. Предлагается содержательная интерпретация типичных формул адаптации. Обе формы адаптации предлагается рассматривать как индикаторы успешности становления студентов как субъектов учебно-профессиональной деятельности.
Ключевые слова
адаптация,
динамическая адаптация,
статическая адаптация,
субъект,
учебно-профессиональная деятельность,
сессия,
students’ adaptation,
dynamic adaptation,
static adaptation,
subject,
teaching and professional (education) activities,
examination session
Список литературы
1. Гаврилова О.В. Формирование инновационного потенциала студентов как педагогическая проблема // Гуманитарные исследования. 2012. № 1(41). С. 183-189.
2. Костенко С. Модели жизнеутверждающей адаптации студентов в вузе // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 90-93.
3. Курбатова Л.Н., Стегний В.Н. Социальный портрет студенчества в условиях трансформации российского общества. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. 264 с.
4. Подойницына И.И. Адаптация студентов в новой социокультурной среде как предмет образовательного дискурса. Открытая библиотека публикаций по социальным наукам // Социальные проблемы. 2008. № 2.
5. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1992. 111 с.
7. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Аст, 2011. 288 с.
Просмотров:
311