Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 4 (2014)

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

6-12 70
Аннотация
В статье анализируются вопросы профессиональной подготовки инженеров и повышения квалификации научно-педагогических кадров российских технических вузов в контексте изменяющихся условий. Внимание фокусируется на роли инженерной педагогики на современном этапе модернизации высшего технического образования.
13-20 60
Аннотация
Цель работы: провести анализ факторов, препятствующих преподавателю стать реальным субъектом реформы образования. Методы: анализ документов о реформе и эмпирического опыта реализации ее основных направлений. В статье показано, что: 1) непродуктивно встраивать педагогические инновации в традиционную систему обучения; 2) для успеха реформы необходима опора на адекватную психолого-педагогическую теорию; 3) концептуальной основой реформы образования может стать психолого-педагогическая теория контекстного образования. В этом случае преподаватель вуза получит четкие ориентиры для принятия проектных решений по реализации реформы.
20-29 37
Аннотация
В статье рассмотрена модель непрерывного развития педагогического профессионализма преподавателя инженерного вуза. Модель имеет многоуровневую структуру и включает целевой, методологический, структурно-содержательный, организационно-технологический и результативный компоненты. Многолетний опыт использования модели показал достаточно высокую ее эффективность.
30-39 53
Аннотация
Проанализировано влияние реформ в отечественной системе подготовки и аттестации кадров высшей квалификации на организацию работы аспирантур и диссертационных советов вузов. Представлены результаты SWOT-анализа процессов подготовки и аттестации аспирантов в региональном вузе. Определены основные мероприятия и проекты, направленные на использование возможностей и сильных сторон университета для повышения качества подготовки научных кадров. Рассмотрены механизмы организационно-методической и инфраструктурной поддержки научно-исследовательской и инновационной деятельности аспирантов и молодых ученых. Приведены подходы к организации сетевого взаимодействия вузов по вопросам подготовки и аттестации кадров высшей квалификации. Показана роль отдельных структурных подразделений департамента науки в управлении подготовкой научных кадров и создании конкурентоспособного вузовского сектора научных исследований и разработок.
39-47 42
Аннотация
В настоящее время в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы РФ наблюдается безусловное доминирование учебно-образовательной составляющей, в то время как научно-исследовательской деятельности уделяется явно недостаточное внимание. Это не способствует воспитанию креативных выпускников, способных продуцировать «прорывные» идеи. Для выхода из сложившейся ситуации необходимо резкое расширение масштабов научной работы в вузе до уровня, сопоставимого с показателями образовательной деятельности. Это позволит вовлечь в научно-исследовательскую работу весь состав преподавателей вуза, раскрыть их научно-инновационный потенциал, а значит, изменить стереотипы профессиональной деятельности преподавателей и выстроить образовательный процесс на основе науки.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

48-56 31
Аннотация
Статья завершает цикл публикаций под общим названием «Экономическая безопасность технического вуза». Проведен анализ динамики индикаторов экономической безопасности Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. Показана возможность совместного анализа нормированных индикаторов с использованием лепестковых диаграмм. Приведена динамика изменения индикаторов в различных проекциях системы экономической безопасности технического вуза, дан сравнительный анализ динамики обобщенных индексов для различных проекций, а также анализ динамики обобщенного индекса экономической безопасности вуза. Результаты анализа продемонстрировали в целом положительные тенденции развития системы экономической безопасности НГТУ.
56-62 27
Аннотация
В статье обсуждаются вопросы реализации модульного подхода к музыкально-педагогической подготовке музыканта-универсала в вузе. Рассмотрены возможности формирования компетентностной модели и модульной структуры обучения на примере подготовки учителя музыки для общеобразовательного учреждения. Даны характеристики учебного модуля как средства формирования актуальных музыкально-педагогических компетенций.
63-68 63
Аннотация
Статья посвящена исследованию проблемы повышения эффективности педагогической практики при подготовке будущего учителя в условиях реализации компетентностной парадигмы образования. Авторами предложен подход к организации педагогической практики студентов в современной образовательной среде педагогического вуза на основе разработанной структурно-содержательной модели развития компетенций будущего учителя. Выделены взаимосвязанные этапы проведения педагогической практики. Для эффективного управления развитием будущего учителя были разработаны специальные технологические карты видов деятельности студентов в период педагогической практики. Оценка уровня сформированности профессиональных компетенций студентов осуществлялась на основе оценочно-диагностических карт, разработанных согласно выделенным критериям. Проведенный авторами эксперимент позволил подтвердить эффективность реализуемой инновационной модели педагогической практики.

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА

70-76 59
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы, стоящие перед педагогическим образованием, анализируется опыт организации учебно-воспитательного процесса в Армавирской государственной педагогической академии, охарактеризованы пути расширения международного сотрудничества, предложены методы социальной поддержки образовательных учреждений и педагогических работников Краснодарского края. Особое внимание уделено проблеме информатизации образования, развитию системы дистанционного обучения, построенной на платформе Moodle.
77-82 31
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы развития вузовской науки, дается анализ современного состояния педагогического образования и его роли в развитии Краснодарского края, изложен опыт организации научно-исследовательской работы в вузе.
82-90 34
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы качественной подготовки психологов в образовательных организациях. Отмечаются требующие новых подходов направления, влияющие на включенность человека в профессиональную деятельность, накопление личного позитивного опыта в ходе ее реализации, успешное овладение профессиональными компетенциями, смысловое отношение к профессии.
90-97 56
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы поиска, развития и поддержки талантливых студентов в педагогических вузах. Определены проблемы, сдерживающие эффективную работу в этой области, и основные пути их решения на примере деятельности студенческого конструкторско-технологического научного центра кафедры технологии и дизайна Армавирской государственной педагогической академии. Показано, что развитие научно-технического творчества студентов педагогических вузов в области мехатроники, робототехники и мультимедийного компьютерного моделирования позволяет раскрыться талантам и способностям учащейся молодёжи.
97-101 36
Аннотация
Рассматриваются вопросы создания официального сайта учебного заведения на основе технологии распределения прав доступа. Анализируется опыт Армавирской государственной педагогической академии. Предлагается подход к организации редактирования сайта, позволяющий оперативно размещать большие объемы информации о деятельности учебного заведения.
101-106 29
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы применения компетентностного подхода в преподавании курса «Культура речи». Анализируется влияние современных медиа-текстов как на общекультурную и общепрофессиональную подготовку бакалавров педагогики, так и на литературный язык в целом.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

107-113 52
Аннотация
Эмпирическая основа статьи - материалы проведенного в течение трех лет исследования особенностей адаптации студентов-первокурсников нескольких факультетов Тверского государственного университета к условиям экзаменационной сессии. Методами исследования выступили включенное наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности студентов. Выявлены варианты (формулы) проявления двух форм адаптации студентов - статической и динамической. Статические формы адаптации возникают при ориентации человека на сглаживание несоответствия собственных особенностей условиям жизнедеятельности. Динамические формы позволяют преобразовать ситуацию в целом. Человек, использующий динамические формы адаптации, всегда выступает субъектом деятельности, поскольку преобразование требует высокой активности, личностной позиции, умения планировать, контролировать деятельность. Предлагается содержательная интерпретация типичных формул адаптации. Обе формы адаптации предлагается рассматривать как индикаторы успешности становления студентов как субъектов учебно-профессиональной деятельности.
114-121 62
Аннотация
Рассмотрено явление студенческого плагиата и факторы, обусловливающие его распространенность. Приведены результаты эмпирического исследования, в котором установлена взаимосвязь склонности к плагиату с показателями самоотношения и мотивации обучения в вузе. Показано, что большинство студентов, несмотря на понимание значения слова «плагиат», рассматривают многие ситуации плагиата как допустимые. Приведены результаты изучения представлений студентов о распространенности, допустимости и частоте представленности в собственном опыте 10 ситуаций плагиата. Выявлено, что более склонные к использованию плагиата студенты отличаются более низким уровнем самоинтереса, уверенности и коммуникативных мотивов. Показано, что с признанием большей частоты плагиата в собственном обучении связаны также более низкие уровни успеваемости и позитивного интегрального самоотношения. Более важным в психологическом плане оказался показатель допустимости плагиата по представлениям студентов. Он также связан с менее выраженной мотивацией (престижа, творческой самореализации, учебно-познавательной и социальной), более низким самоуважением и менее позитивным ожидаемым отношением других.
121-125 36
Аннотация
Виртуальное общение занимает в жизни людей все больше места. По мере развития Интернет обретает свои собственные законы, устои и правила взаимодействия. Для миллионов людей социальные сети стали той социокультурной средой, в которой происходит усвоение социальных ценностей и норм. Однако, к сожалению, эти ценности не всегда соотносятся с нравственными и правовыми императивами. Среди прочего сегодня получили распространение сетевые ресурсы, где размещаются материалы клеветнического, лживого или враждебного характера по отношению к отдельным лицам или группам, - это так называемые интолерантные сетевые сообщества. В данной статье мы рассмотрим электронную речевую агрессию по отношению к пользователям или группам пользователей в Интернете.

EDUCATION ONLINE

126-130 52
Аннотация
Статья посвящена вопросам использования технологии веб-портфолио для представления результатов деятельности студента работодателям, для мониторинга трудоустройства выпускников. Рассмотрены возможности специализированной социальной сети 4portfolio.ru для создания электронного портфолио учащихся и педагогов.
130-135 24
Аннотация
В данной работе рассматриваются возможности повышения эффективности процесса обучения за счет применения источников экономической и научной информации. Авторы наглядно показывают, что для повышения качества образования необходимо использовать Интернет-ресурсы, которые прошли предварительную экспертную оценку, были сгруппированы и классифицированы по определенным признакам. Такой подход позволяет не тратить время занятия на поиск источников информации. Также подчеркивается необходимость формирования у студентов соответствующих информационных компетенций.
136-141 103
Аннотация
В статье рассмотрена реализация обучения студентов НГТУ по комбинированной модели с использованием системы дистанционного обучения (СДО) DiSpace 2.0. Показаны достоинства СДО НГТУ, оснащение системы учебными материалами (электронными учебно-методическими комплексами по дисциплинам учебных планов). Формулируются проблемы подбора кадров для реализации программ с использованием дистанционных технологий.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

142-146 48
Аннотация
На основании сведений, содержащихся во Всеподданнейших отчётах Обер-прокурора Св. Синода за 1905-1914 гг., автор исследует вопрос о включении санитарно-медицинской компоненты в учебные программы духовных семинарий. Предлагается описание проведения занятий по медицине, гигиене и борьбе с народным пьянством. Делается вывод о положительном влиянии осуществляемой подготовки семинаристов на здравоохранение дореволюционной России.
146-151 45
Аннотация
В статье на основе архивных материалов Республики Башкортостан рассматриваются вопросы организации учебного процесса в высших учебных заведениях советского периода, дается оценка развитию учебно-методической, научной и воспитательной работы. Особое внимание уделяется степени влияния сложившегося государственного режима на характер учебной деятельности кафедр общественно-гуманитарного профиля. Статья будет интересна специалистам, занимающимся историей образования, науковедам.

ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ

152-157 37
Аннотация
В историческом и современном аспектах обсуждаются проблемы преподавания высшей математики студентам-гуманитариям. Рассматриваются особенности учебного пособия, позволяющего учащимся преодолеть трудности, возникающие при изучении этого предмета.
157-159 35
Аннотация
Данная статья посвящена вопросам преодоления цифрового неравенства в информационном пространстве современного общества. В ней раскрывается сущность информационного неравенства, показаны пути его преодоления. В статье рассматривается современный инструментарий, использующий мобильные средства коммуникации и облачные сервисы.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)