Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Психологические предпосылки студенческого плагиата

Аннотация

Рассмотрено явление студенческого плагиата и факторы, обусловливающие его распространенность. Приведены результаты эмпирического исследования, в котором установлена взаимосвязь склонности к плагиату с показателями самоотношения и мотивации обучения в вузе. Показано, что большинство студентов, несмотря на понимание значения слова «плагиат», рассматривают многие ситуации плагиата как допустимые. Приведены результаты изучения представлений студентов о распространенности, допустимости и частоте представленности в собственном опыте 10 ситуаций плагиата. Выявлено, что более склонные к использованию плагиата студенты отличаются более низким уровнем самоинтереса, уверенности и коммуникативных мотивов. Показано, что с признанием большей частоты плагиата в собственном обучении связаны также более низкие уровни успеваемости и позитивного интегрального самоотношения. Более важным в психологическом плане оказался показатель допустимости плагиата по представлениям студентов. Он также связан с менее выраженной мотивацией (престижа, творческой самореализации, учебно-познавательной и социальной), более низким самоуважением и менее позитивным ожидаемым отношением других.

Об авторах

Ольга Петровна Меркулова
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Россия


Ангелина Сергеевна Даниленко
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Хасанова Г.Ф. Об этических представлениях студентов полимерных специальностей // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 6. С. 331-333.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994.

3. Демидова О.Р. «Чужое как свое», или Физиология плагиата // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. Т. 2. № 3. С. 90-98.

4. Брумштейн Ю.М., Котляров И.Д. Студенческий плагиат: влияние на интеллектуальную и информационную безопасность регионов // Информационная безопасность регионов. 2012. № 1. С. 30-36.

5. Голунов С.В. Студенческий плагиат как вызов системе высшего образования в России и за рубежом // Вопросы образования. 2010. № 3. С. 243-257.

6. Савочкина Т.С., Нератова И.В. Студенческий плагиат в высшем профессиональном образовании // Вестник Тверского государственного университета. 2009. № 6. С. 90-104.

7. Чернявская В.Е. Плагиат как социокультурный феномен // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2011. № 3. С. 26-31.

8. Штейнер Е. Не женщина с зайцем, а мужчина с козой, или Как я пытаюсь учить студентов. URL: http://russ.ru/Mirovaya-povestka/Ne-zhenschina-s-zajcem-a-muzhchina-s-kozoj

9. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ, 2004.

10. Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М., 1988.


Рецензия

Просмотров: 353


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)