Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Инженерная этика: проблемы формирования и оценки компетенции

Аннотация

В статье поднимается вопрос о недостаточной этической подготовке специалистов в области техники и технологий в отечественных вузах. Актуальность проблемы подтверждается данными, полученными в результате анализа материалов самообследования российских вузов в рамках профессионально-общественной аккредитации АИОР в 2003-2013 гг., и отчетов экспертов-аудиторов. Для решения проблемы предлагается более активно вводить в профессиональную подготовку этический компонент, базирующийся на осмыслении студентами кодексов профессиональной этики инженера, а также контроле преподавателями степени их освоения, в качестве одного из критериев оценки студенческих проектов. Предлагаются также методы обучения и этического воспитания студентов, а также индикаторы, по которым можно судить о сформированности компетенций и личностных качеств студентов в области профессиональной этики.

Об авторе

Юлия Владимировна Гашева
Томский политехнический университет
Россия


Список литературы

1. International Engineering Alliance. Graduate Attributes and Professional Competencies. 2013. URL: http://www.washingtonaccord.org/IEA-Grad-Attr-Prof-Competencies.pdf

2. Критерии и процедура профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по техническим направлениям и специальностям: информационное издание / Под ред. А.И. Чучалина. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. 56 с.

3. Моральный кодекс исследователя и нравственные основания научно-педагогической деятельности (Круглый стол) // Высшее образование в России. 2012. №2. С. 26-48.

4. Багдасарьян Н.Г. Профессиональная культура и нженера: механизмы освоения. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. 260 с.

5. Герасимов С.И., Шапошников С.О. Значение профессиональной этики инженера в условиях инновационной экономики // Инновации. 2013. №8. С. 18-21.

6. РосСНИО. Кодекс этики ученых и инже% неров. 2002. URL: http://www.rusea.info/tree/?id=15

7. Кодекс профессиональной этики Инженера АТЭС. 2010. URL: http://portal.tpu.ru/apec/certification/requirement/code

8. Pfatteicher S. Teaching vs. Preaching. EC200 and the Engineering Ethics Dilemma // Journal of Engineering Education. 2001. №1. С. 137-142.

9. Barry B., Yudav A. The Case Method: Using Case%Based Instruction to Increase Ethical Understanding in Engineering Courses // American Society for Engineering Education 2007 Annual Conference. URL: http://www.asee.org/search/proceedings?utf8=%E2%9C%93&search=AC+2007%1798&commit=Search

10. Herreid C.F. Start with a Story: the Case Study Method of Teaching College Science. NSTA Press: Arling ton, 2007. URL: http://pal.lternet.edu/docs/outreach/educators/education_pedagogy_research/start_with_ a_story.pdf

11. Abdulfaraj W., Hassan M. Teaching and Assessment of Professional Ethics in the Nuclear Engineering Education according to the ABET Engineering Criteria //American Society for Engineering Educ ation 2007 Annual. Conference. URL: http://www.asee.org/search/proceedings?u tf8=%E2%9C%93&search=2007%938&commit=Search


Рецензия

Просмотров: 391


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)