Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация

В статье рассматриваются результаты исследования ценностных ориентации студентов Приморского края. Методологической основой исследования явилась концепция Д.А. Леонтьева, показавшего, что трансляция ценностных содержаний происходит посредством деятельности. В ходе проведенного исследования было выявлено, что ценностные ориентации студентов в первую очередь направлены на гедонистические, материальные и семейные ценности, соответственно, статус духовных, этических и эстетических ценностей невысок. Вместе с тем можно выделить также приоритет ценностей, касающихся собственной жизни, здоровья, безопасности, стремления к личностному росту и самосовершенствованию, тогда как ценности общественные, такие как совершенствование демократии, свобода, строительство более гуманного общества, активная гражданская позиция молодежи, оказываются малозначимыми. Это свидетельствует об усилении субъективного фактора в ценностных ориентациях молодежи и о возможном риске дальнейшей дегуманизации общества. Приоритетами в образовательной сфере являются ориентация на получение уникального образования в престижном вузе, предпочтение бесплатного образования; значительную роль играет расположение вуза, благоприятная социокультурная среда, уровень информационного и технического обеспечения образовательного процесса. Ожидания от будущего сконцентрированы на получении престижной, интересной, высокооплачиваемой работы, соответствующей личным способностям и возможностям.

Об авторах

Оксана Олеговна Мартыненко
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Россия


Ольга Александровна Коротина
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Россия


Список литературы

1. Баева Л.В. Ценности как экзистенциальный выбор // Ценности и смыслы. 2011. № 6. С. 108-115.

2. Ценностные основания психологической науки и психология ценностей. М.: Институт психологии РАН, 2008. 344 с.

3. Яницкий М.С., Серый А.В., Пелех Ю.В. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии // Философия образования. 2013. № 1 (46). С. 175-186.

4. Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // Социологические исследования. 2003. № 10. С. 55-61.

5. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Отношение молодежи к образованию как фактор повышения эффективности подготовки высококвалифицированных кадров // Социологические исследования. 2012. № 8. С. 103-111.

6. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социокультурный механизм формирования отношения молодежи к образованию // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 78-90.

7. Малошонок Н.Г., Семенова Т.В., Терентьев Е.А. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 92-121.

8. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1996. № 4. С. 35-44.

9. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. 2М.: Психотерапия, 2009. 544 с.

10. Якимова З.В., Мартыненко О.О., Николаева В.И. Практико-ориентированный бакалавриат: опыт управления изменениями в вузе (на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса) // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 4 (98). С. 56-66.

11. Мартыненко О.О., Якимова З.В., Николаева В.И. Методический подход к оценке компетенций выпускников // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 35-45.


Рецензия

Просмотров: 1541


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)