Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 8-9 (2016)

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5-14 204
Аннотация
В статье представлен опыт Томского политехнического университета по внедрению системы эффективного контракта для научно-педагогических работников, включающей вариабельный набор обязательных для выполнения критериев результативности и пакет бонусов, связанный с выполнением контракта. Система эффективного контракта направлена на обеспечение мотивации сотрудников к выполнению показателей Программы повышения конкурентоспособности университета.
15-21 79
Аннотация
Рассматриваются вопросы изменения содержания и технологии подготовки инженерных кадров. С целью поиска механизмов изменений в подготовке инженерных кадров в Сибирском федеральном университете в режиме проекта разработана и апробирована модель «нового» инженерного образования. Опираясь на концепцию модели, авторы обосновывают необходимость кардинальной смены организации образовательного процесса для обеспечения влияния на образовательный опыт студентов.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

22-29 83
Аннотация
В статье рассматриваются результаты исследования ценностных ориентации студентов Приморского края. Методологической основой исследования явилась концепция Д.А. Леонтьева, показавшего, что трансляция ценностных содержаний происходит посредством деятельности. В ходе проведенного исследования было выявлено, что ценностные ориентации студентов в первую очередь направлены на гедонистические, материальные и семейные ценности, соответственно, статус духовных, этических и эстетических ценностей невысок. Вместе с тем можно выделить также приоритет ценностей, касающихся собственной жизни, здоровья, безопасности, стремления к личностному росту и самосовершенствованию, тогда как ценности общественные, такие как совершенствование демократии, свобода, строительство более гуманного общества, активная гражданская позиция молодежи, оказываются малозначимыми. Это свидетельствует об усилении субъективного фактора в ценностных ориентациях молодежи и о возможном риске дальнейшей дегуманизации общества. Приоритетами в образовательной сфере являются ориентация на получение уникального образования в престижном вузе, предпочтение бесплатного образования; значительную роль играет расположение вуза, благоприятная социокультурная среда, уровень информационного и технического обеспечения образовательного процесса. Ожидания от будущего сконцентрированы на получении престижной, интересной, высокооплачиваемой работы, соответствующей личным способностям и возможностям.
30-39 64
Аннотация
В статье представлены результаты количественного анализа состояния международной деятельности вузов и филиалов в азиатской части России на основе показателей мониторинга эффективности, проведенного в 2015 г. Были проанализированы результаты международной деятельности 322 вузов и филиалов по следующим показателям: число иностранных студентов по основным программам высшего образования и программам краткосрочного обучения; число российских студентов, прошедших краткосрочное обучение за рубежом; количество международных программ двух дипломов и численность учащихся по ним; число иностранных аспирантов; число иностранных научно-педагогических работников; доходы организаций высшего образования от образовательной деятельности и на выполнение НИОКР из иностранных источников; количество статей, подготовленных совместно с зарубежными организациями. Согласно результатам исследования самые высокие показатели международной деятельности - у крупных государственных вузов и университетов с особым статусом. В других организациях высшего образования реализованы отдельные направления международной деятельности с разной степенью успешности. Организации высшего образования Томской, Омской, Новосибирской и Свердловской областей являются лидерами по многим показателям. В целом вузы Сибирского федерального округа имеют самые высокие результаты по сравнению с вузами других двух федеральных округов. Обучение иностранных студентов проводилось в 85,7% организаций высшего образования региона. В вузах и филиалах региона были реализованы программы входящей и исходящей академической мобильности, по которым прошли обучение 2463 иностранных и 2110 российских студентов. Реализуются 295 международных программ двух дипломов, по которым прошли обучение 2850 студентов. В регионе обучались 630 иностранных аспирантов и работали 394 иностранных научно-педагогических работника. Сотрудники вузов и филиалов региона опубликовали 3772 статьи, подготовленные совместно с сотрудниками зарубежных организаций. Организации высшего образования региона получили доход от образовательной и научной деятельности из иностранных источников в размере 1218,5 млн. руб.

УНИВЕРСИТЕТ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

40-47 420
Аннотация
Цель статьи - анализ идеи предпринимательского университета, выдвинутой Б. Кларком с позиции концепции «Университет третьего поколения» Й. Уисемы. В классическом понимании предпринимательский университет трактуется как набор дискурсивно упорядоченных практик (независимость от государственного финансирования, качество управленческого персонала, наличие предпринимательской культуры и т.д.), которые демонстрируют потенциал коммерциализации знаний, производимых университетом. Конструктивная интерпретация предпринимательского университета в терминах концепции Университета 3.0 дает возможность оценить качество внутренней политики университета по формированию условий для развития предпринимательской культуры. В рамках концепции Университета 3.0 основанием необходимости формирования «предпринимательской культуры» являются не внешние условия (требования развития инновационной экономики, технологического трансфера и т.д.), а внутренняя потребность справиться со своими собственными проблемами в борьбе за источники финансирования, талантливых профессоров и студентов. Это позволяет перейти от обсуждения условий развития «предпринимательской активности » в контексте «третьей миссии » к проблемам трансформации «первой миссии» - к актуализации учебных планов и педагогической составляющей формирования «предпринимательской культуры».
48-55 260
Аннотация
В статье рассматриваются различные концепции «третьей миссии» университета. Анализируя зарубежные практики осуществления университетом «третьей миссии», автор приходит к выводу о невозможности копирования и переноса инородных идей в отечественную сферу высшего образования без учета национальных особенностей. С точки зрения автора, именно общественная миссия университета способна помочь университету, традиционно производящему общественное благо, противостоять ценностям рынка, сохранять свою идентичность и функции университета как социального института.

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

56-65 61
Аннотация
Начало 2016 г. ознаменовалось открытием целого ряда центров академического письма в российских университетах. Это явление уже можно назвать тенденцией, которая в условиях политического курса на повышение публикационной активности российских преподавателей и исследователей в зарубежных научных журналах может принять характер массового распространения, по крайней мере, в крупных университетах. Открытие центров происходит, как правило, по американской модели, что связано, с одной стороны, с ее эффективностью в США и широким распространением в последние годы за их пределами, а с другой - с пристальным интересом к процессу становления академического письма в России со стороны американских экспертов. Несмотря на позитивный характер этой инновационной практики, заимствование американского опыта в российском социокультурном контексте без тщательного анализа их совместимости может обернуться дисфункцией системы центров и дискредитировать саму идею институционализации академического письма в России. В статье проводится сравнительный анализ функциональности американской модели центра письма в социокультурном и образовательном контексте США и России.
66-73 48
Аннотация
Центр письменной и устной коммуникации (ЦПиУК) в Российской экономической школе (РЭШ) в 2016 г. отмечает свое пятилетие. Это первый центр такого рода в России. В отличие от многих своих аналогов по всей стране, ЦПиУК в РЭШ уделяет особое внимание развитию письменных компетенций студентов. Статья предлагает обзор философии и деятельности ЦПиУК. Также представлен количественный анализ отчетов консультантов центра о встречах со студентами в 2013-2016 гг., который был проведен с целью выявить закономерности в обращениях в центр и понять потребности и ожидания студентов, которые его посещают. Эксперты указывают, что рост информационной экономики повышает требования к грамотности во всех областях жизни. Развитие хороших письменных навыков на родном и иностранном языках приобретает все большее значение не только в научной сфере, но и для многих других специальностей. Центры письменной и устной коммуникации, таким образом, играют важную роль в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

74-83 76
Аннотация
Приведены рекомендации по формированию и использованию фонда оценочных средств (ФОС) для контроля уровня освоения учебной дисциплины на этапах промежуточной аттестации студентов образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры. Предлагаемая структура оценочных средств, а также рекомендуемые показатели и критерии оценивания позволяют более объективно подойти к оценке уровня сформированности дисциплинарных частей и компонентов компетенций.
84-91 68
Аннотация
Наряду с профессиональными знаниями и навыками выпускники технических вузов должны обладать сформированными профессионально-личностными компетенциями: понимать социальный контекст инженерной деятельности, системно мыслить, ответственно принимать технические решения с учетом текущих и отсроченных последствий для общества и экосистемы, уметь работать в команде и т.д. Это требование ясно выражается в кодексах профессиональной этики и, как следствие, в новых образовательных стандартах инженерного образования. Социокультурная компетенция, являясь одной из ключевых профессионально-личностных компетенций, может быть сформирована в курсе инженерной этики. Показана необходимость изучения инженерной этики в техническом вузе. Даны рекомендации по преподаванию инженерной этики, которые могут быть использованы в технических вузах России.
92-100 1205
Аннотация
В статье поднимаются проблемы методологии измерения знаний студентов, оценки их соответствия требованиям внедряемых в стране профессиональных стандартов. Изучаемая проблема раскрывается с позиций как общеметодологической теории измерения, так и анализа практики ее применения в образовании и в иных сферах экономической деятельности.

ЮБИЛЕЙ. КУЗНИИЦА КАДРОВ ДЛЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

102-105 35
Аннотация
В статье освещается деятельность Альметьевского государственного нефтяного института - многопрофильного технического вуза, внесшего большой вклад в развитие нефтяного образования в России благодаря традициям, заложенным Татарским вечерним факультетом МИНХ и ГП имени И.М. Губкина. Рассматриваются новые задачи, которые встают перед вузом в свете структурной модернизации высшего технического образования с акцентом на подготовке менеджеров и элитных инженерных кадров для инновационных сегментов экономики региона.
106-111 31
Аннотация
Статья посвящена системе профессиональной подготовки кадров, основанной на интеграции образования, науки и производства. Данная система призвана активизировать практическую направленность обучения специалистов для нефтегазовой отрасли, повысить качество подготовки. Показаны направления взаимодействия вуза с предприятиями нефтяной отрасли, формы участия работодателей в учебном процессе. Задача опережающего обучения специалистов решена благодаря созданию научно-образовательного центра, в состав которого входят специализированные лаборатории, оснащенные передовым оборудованием от ведущих мировых производителей.
112-116 95
Аннотация
В статье рассматриваются первые шаги становления высшего нефтегазового образования в Республике Татарстан. Формирование интеллектуальной инфраструктуры стало прямым следствием открытия и начала промышленной эксплуатации крупных нефтяных месторождений на юго-востоке республики в середине прошлого века. Одной из наиболее острых проблем была проблема комплектования предприятий нефтяной промышленности инженерно-техническими кадрами. Новый нефтедобывающий регион в силу своих демографических, социально-экономических и культурных особенностей был не в состоянии без помощи извне обеспечить производство соответствующими кадрами. Дефицит ИТР в нефтяной промышленности Татарстана к концу 1960-х гг. был преодолен благодаря принятию решения об организации непосредственно в районе деятельности нефтегазодобывающей компании «Татнефть» учреждения высшего нефтяного образования, вошедшего в историю как Учебно-консультационный пункт Московского нефтяного института - Татарский вечерний факультет МИНХ и ГПим. И.М. Губкина - Альметьевский государственный нефтяной институт (АГНИ).
117-122 18
Аннотация
В данной статье рассматривается технология непрерывного «включенного» поиска и отбора перспективных студентов представителями базовых предприятий, выгодно отличающаяся от зарубежных аналогов, таких как Headhunting, Assessment. Она основана не только на выявлении и отборе, но и на взращивании и содействии в самоопределении студентов за счет развития у них устойчивой мотивации и установок на непрерывное самообразование, саморазвитие, самопрезентацию. Это в значительной мере способствует повышению конкурентоспособности выпускников вуза на рынке труда.
123-127 24
Аннотация
В данной работе представлен передовой опыт математической подготовки студентов нефтяного вуза и специалистов-нефтяников, описаны методы формирования профессионально-ориентированных математических компетенций. Рассмотрена структурно-функциональная модель математической подготовки в системе «образование - наука - производство» и организационно-педагогические условия ее реализации.
128-135 65
Аннотация
Рассматриваются различные формы и методы преподавания физики на технических факультетах вуза нефтяного профиля, позволяющие поддерживать оптимальный уровень получения знаний будущими бакалаврами в условиях существенного сокращения времени, отводимого ФГОС ВО России на освоение этого предмета. Обсуждаются возможности использования некоторых активных методов и подходов для эффективной организации процесса обучения студентов физике на инженерных специальностях. Отмечается важность межпредметных связей, способствующих успешному овладению студентами профессиональными знаниями и умениями, составляющими базу профессиональных компетенций. Показана эффективность использования балльно-рейтинговой системы как в ходе текущей, так и при итоговой оценке знаний студентов.
136-141 18
Аннотация
В современных социально-экономических условиях одним из основных требований к будущему студенту нефтегазового вуза становится высокий уровень развития его когнитивных качеств. Развитию интеллекта способствует множество приемов, факторов, условий. Особенно активизируют этот процесс подготовка к олимпиаде и участие в ней. В работе проанализированы возможности олимпиадной среды для самосовершенствования будущих студентов.

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ

142-148 23
Аннотация
В статье рассматривается проблема написания современной научно-педагогической рецензии, которая ставит перед рецензентом немало вопросов, о которых и пишет автор, считающий рецензию жанром, влияющим на развитие научно-педагогического знания.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

149-160 46
Аннотация
В статье описывается опыт подготовки и проведения международной сетевой научно-практической конференции «Междисциплинарность в инженерном образовании: глобальные тренды и концепции управления - СИНЕРГИЯ», состоявшейся в шести городах России и Казахстана. Обоснована необходимость междисциплинарного обучения как инновационной формы проектного инженерного образования, направленной на повышение качества подготовки и дальнейшего профессионального развития инженерных кадров. Подведены итоги сетевых и итоговой сессий конференции.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)