Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

КУРС «ИНЖЕНЕРНАЯ ЭТИКА» В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация

Наряду с профессиональными знаниями и навыками выпускники технических вузов должны обладать сформированными профессионально-личностными компетенциями: понимать социальный контекст инженерной деятельности, системно мыслить, ответственно принимать технические решения с учетом текущих и отсроченных последствий для общества и экосистемы, уметь работать в команде и т.д. Это требование ясно выражается в кодексах профессиональной этики и, как следствие, в новых образовательных стандартах инженерного образования. Социокультурная компетенция, являясь одной из ключевых профессионально-личностных компетенций, может быть сформирована в курсе инженерной этики. Показана необходимость изучения инженерной этики в техническом вузе. Даны рекомендации по преподаванию инженерной этики, которые могут быть использованы в технических вузах России.

Об авторах

Альфред Андреевич Дульзон
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Россия


Екатерина Владимировна Галанина
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Россия


Список литературы

1. The CDIO Syllabus v2.0. An updated statement of goals for engineering education / E.F. Crawley, W.A. Lucas [et al.] // Proc. 7th Int. CDIO Conf., Copenhagen, June 20-23, 2011. URL: http://www.cdio.org/ files/ project/ file/ cdio_syllabus_v2.pdf

2. Criteria for accrediting engineering programs. Effective for reviews during the 2013-2014 accreditation cycle / ABET. URL: http:// www.abet.org/ wp-content/ uploads/ 2015/ 04/eac-criteria-2013-2014.pdf

3. Галанина Е.В. Совершенствование методики формирования социокультурной компетенции инженера средствами игрового моделирования // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. URL: http://www.science-education.ru/111-10569

4. Галанина Е.В. Формирование социокультурной компетенции инженера на основе технологии модульного обучения // Фундаментальные исследования. 2013. №11. Ч. 2. С. 315-319.

5. Бакштановский В.И., Богданова М.В. Этически полноценный профессионализм: индивидуальный долг или институциональная поддержка? (Аналитический обзор ректорского семинара) // Ведомости прикладной этики. 2011. Вып. 38. С. 119136.

6. Палташев Т. «В России надо с моралью разобраться, а все остальное будет сделано в рабочем порядке»: интервью редактору журнала «Управление бизнесом» Ирине Кравцовой. URL: http:// www.rusnor.org/pubs/interviews/8041.htm

7. Lenk H. Notes on Extended Responsibility and Increase Technological Power // Philosophy and Technology. Boston: D. Reidel Publishing Co, 1983. Vol. 80. Р. 195-210.

8. Ooi1 P.C., Таn M.T. Effectiveness of workshop to improve engineering students' awareness on engineering ethics // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 174. P. 2343-2348.

9. Project overview / KIT-ITAS. URL: http:// www.itas.kit.edu/english/projects.php.

10. Herkert J.R. Engineering ethics education in the USA: content, pedagogy and curriculum // European Journal of Engineering Education. 2000. Vol. 25, Iss. 4. P. 303-313.

11. Bucciarelli L.L. Ethics and engineering education // European Journal of Engineering Education. 2008. Vol. 33, Iss. 2. P. 141149.

12. Pritchard M. Teaching engineering ethics: A case study approach. URL: http://courses. washington.edu/cee440/ETHICS1A.htm

13. Викторук Е.Н. Этика и аксиология науки для аспирантов и соискателей // Эпистемология и философия науки. 2008. Т. XXI. № 3. С. 95-108.

14. Дульзон А.А., Васильева О.М. Прикладная этика. Томск: Изд-во ТПУ, 2004. 252 с.

15. Li J., Fu S.A. Systematic approach to engineering ethics education // Science and Engineering Ethics. 2012. Vol. 18, Iss. 2. P. 339349.

16. Гашева Ю.В. Инженерная этика: проблемы формирования и оценки компетенции // Высшее образование в России. 2014. №6. С. 85-93.

17. Ocone R. Engineering ethics and accreditation// Education for Chemical Engineers. 2013. Vol. 8. Iss. 3. P. e113-e118.


Рецензия

Просмотров: 385


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)