Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД И ТРАДИЦИОННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

В рамках дискуссии о компетентностном подходе в высшем образовании анализируются вопросы целеполагания и диагностирования целей высшего профессионального образования. Из сравнения традиционного и компетентностного подходов к постановке и реализации целей высшего профессионального образования обосновывается вывод о недостаточной методической разработанности реализации компетентностного подхода в образовательной практике вузов. Основная цель компетентностного подхода - развитие личности обучающегося - предполагает предварительное формирование у обучающихся устойчивой системы знаний, умений и навыков, а затем - на их основе - формирование компетенций. Однако в образовательной практике эта основная цель не достигается по причинам нехватки учебного времени, недостаточного методического обеспечения и слабой подготовленности профессорско-преподавательского состава. Обсуждаются типы профессиональной деятельности выпускников вуза и основные варианты учебной деятельности обучающихся. Отмечается, что в рамках стандартизации высшего образования творческие возможности компетентностного подхода в развитии личности обучающегося ограничены подготовкой исполнителя, что не соответствует сущности исследовательской деятельности, к которой подготавливаются магистры и особенно аспиранты. Констатируется, что границы применимости компетенций и компетентностного подхода в высшем образовании сегодня недостаточно определены, поскольку некорректно введены сами понятия.

Об авторах

Евгений Александрович Корчагин
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Россия


Раис Семигуллович Сафин
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Россия


Список литературы

1. Донских О.А. Дело о компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 36 - 45.

2. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М. Оценивание компетенций: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2016. №1 (197). С. 43 - 52.

3. Каюмов О.Р. О границах применимости компетентностного подхода в высшем образовании // Высшее образование в России. 2016. № 4 (200). С. 150 - 155.

4. Кузнецова Е.М. Компетентностно-ориентированные образовательные стандарты: проблема реализации // Высшее образование в России. 2016. № 5 (201). С. 150- 155.

5. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / Авт.-сост.: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. Вып. 1. М.: ФИРО, 2010. 19 с.

6. Педагогика профессионального образования: Учебно-методическое пособие по учебной дисциплине «Теория профессионального образования». Для аспирантов специальности 13.00.08 / С.А. Алешина, Е.С. Заир-Бек, И.А. Иваненко, А.Н. Ксенофонтова; Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. 84 с.

7. Прживальская Е.М. Состояние проблемы профессиональной компетентности в психолого-педагогической литературе. Челябинск: ЧГПУ. URL: www.Yafalian.ru/ konfer/101.pdf

8. Пилипенко С.А., Жидков А.А., Караваева Е.В., Серова А.В. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 5 - 15.

9. Белоцерковский А.В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 26-31; Сенашенко В.С. О соотношении профессиональных стандартов и ФГОС высшего образования // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 31-36.

10. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 192 с.


Рецензия

Просмотров: 815


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)