О НЕОДНОЗНАЧНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ РЕФОРМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РОССИИ
Аннотация
Аннотация. В статье анализируются некоторые противоречивые тенденции в развитии высшего образования на современном этапе. На примере экономического факультета СПбГУ обозначен ряд тревожных последствий проводимых реформ, которые являются актуальными и для других вузов. На основе опроса выпускников бакалавриата и магистратуры выявлены ключевые проблемы развития высшей школы. В частности, обсуждаются вопросы о том, должна ли магистратура носить академический или прикладной характер; рациональным ли является объединение в её рамках выпускников профильного бакалавриата и студентов без соответствующей подготовки; целесообразно ли включение в государственные аттестационные комиссии только представителей бизнеса. Приведена оценка качества образования с точки зрения выпускников, предложены меры, нацеленные на его повышение.
Об авторе
Екатерина Анатольевна СпиридоноваРоссия
канд. экон. наук, доцент
Список литературы
1. Кожевникова Н.Ю. Влияние Болонского процесса на преобразование учебных бизнес-процессов и распределение ресурсов вуза // Известия Волгоградского государственного университета. 2010. Т. 9. № 11 (71). С. 98–102.
2. Ветрова А.А., Бурлина Т.А. Эффективное управление учебным процессом на основе анализа опыта участия зарубежных и российских вузов в Болонском процессе // Фундаментальные исследования. 2013 № 11B2. С. 309–314.
3. Миронов В.В. Россия в глобальном мире: отечественное образование и Болонский процесс // Здравый смысл. 2007. № 2 (43).
4. Садовничий В.А. Размышления о Болонском процессе: Доклад ректора Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова на II Международном семинаре «Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции». М., 2003.
5. Колесов В. Рынок образовательных услуг и ценности образования (между ВТО и Болонским процессом // Высшее образование в России. 2006. № 2. С. 3–8.
6. Кругликова Т.В. Болонский процесс: итоги первого десятилетия (обзор) // Актуальные проблемы Европы. 2013. № 2. С. 189–221.
7. Дадаян Е.В., Сторожева А.Н. К вопросу о подготовке в магистратуре лиц, не имеющих базового юридического образования // Успехи современной науки. 2016 № 3. Т. 1. С. 33–36.
8. Мотовилов О.В. Проблемы подготовки кадров в магистратуре // Высшее образование в России. 2016. № 2. С. 38–45.
9. Валдайцев С.В., Лезина Т.А. Актуальные проблемы повышения уровня университетского экономического образования в России // Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2012. Вып. 4. С. 83–93.
10. Филимонова Н.Ю., Романюк Н.С. Китайские студенты в вузах России // Высшее образование в России. 2014. № 8–9. С. 76–81.
11. Гусева И.А. Научная магистратура: мечта или реальность? // Высшее образование в России. 2012. № 2. С. 9–17.
12. Артемова Д.И. Необходимость трансформации российских университетов // Глобальные вызовы в экономике и развитие промышленности (INDUSTRYB 2016): Труды научно-практической конференции с зарубежным участием / Под ред. А.В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2016. С. 665–667.
13. Ульянова И.В. Государственная итоговая аттестация: проект проведения комплексно-интегрированного государственного экзамена // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 6–11. С. 209–214.
14. Гусаковский М.А. О воспитании в современном университете: смена правил игры // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 76–86.
15. Дуткевич П. Нужны ли реформы в системе высшего образования? // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 80–84.