Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Аннотация

Стратегии развития науки, техники и инноваций рубежа XX–XXI веков, предполагавшие в качестве основного допущения, что успешность внедрения инноваций автоматически приводит к росту и производства, и заработных плат, и рабочих мест, создавая условия для последующих инвестиций, в настоящее время подвергаются пересмотру. Причиной является не только глобальный кризис начала 2000-х годов, приведший к стагнации финансирования науки и изменению долей её финансирования между государством, местной властью, бизнесом, но и более долгосрочные тенденции развития современного общества, в частности формирование академического прекариата, тяготение научных кадров к традиционным центрам инноваций, несмотря на равные зарплаты, и другие. В статье анализируются данные тенденции, а также их реализация в США, ЕС и Китае; анализ проводится с опорой на законы и иные нормативные акты, регулирующие НИОКР в этих странах, а также на статистические данные. Анализируются предпринимаемые правительствами и научными центрами данных стран основные меры для поддержки науки и её развития. Выделяются основные группы рисков развития кадрового потенциала современной науки, связанные с: 1) достаточностью кадров и их подготовки для конкретных направлений и исследований (в силу сложности прогнозирования потребности конкретных областей науки и технологий в кадрах); 2) высокими и разнонаправленными «входными требованиями» для занятия научной деятельностью; 3) мотивацией к выбору карьеры учёного (по причине нестабильного характера занятости и колебаний в размерах оплаты труда); 4) выбором стратегии развития науки в условиях всё большей доли частного финансирования, жёсткой конкуренции и ориентации на отдачу в краткосрочной перспективе; 5) коммерциализацией научных исследований; 6) дилеммами глобализации (открытость versus ноу-хау и др.).

Об авторах

Ю. Д. Артамонова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

Артамонова Юлия Дмитриевна – кандидат философских наук, доцент, факультет политологии

119991, г. Москва, Ленинские горы, 1

 



А. Л. Демчук
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

Демчук Артур Леонович – кандидат философских наук, доцент, факультет политологии

119991, г. Москва, Ленинские горы, 1

 



А. Н. Ниязович
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; Институт стран Азии и Африки
Россия

Карнеев Андрей Ниязович – кандидат исторических наук, доцент

125009, г. Москва, ул. Моховая, 11, стр. 1

 



В. В. Сафонова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

Сафонова Виктория Викторовна – доктор педагогических наук, профессор, факультет иностранных языков и регионоведения

119991, г. Москва, Ленинские горы, 1



Список литературы

1. Gibbons M., Limoges C., Nowotny H., Schwartzman S., Scott P., Trow M. The New Production of Knowledge: The Dynamics of Science and Research in Cotemporary Societies. London: Sage, 1994. 191 p.

2. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The Triple Helix – University-Industry-Government Relations: A Laboratory for Knowledge Based Economic Development (January 1, 1995). EASST Review. Vol. 14. No. 1, pp. 14–19, 1995. URL: https://ssrn.com/abstract=2480085

3. Lisbon European Council. 23 and 24 March 2000. Presidency conclusions. URL: http://www.europarl.europa.eu/summits/lis1_en.htm

4. Sursock A., Smidt H. Trends 2010: A decade of change in European Higher Education. EUA, 2010. URL: https://www.researchgate.net/publication/45812568_Trends_2010_A_Decade_of_Change_in_European_Higher_Education

5. A Strategy for American Innovation. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/strategy_for_american_innovation_october_2015.pdf

6. Мэйго гоцзя кэсюэ цзицзиньхуй лишихуй: чжунго кэяньцзинфэй и чжань цюаньцю кайчжи дэ 20% (Совет управляющих Национального научного фонда США: Расходы Китая на науку составляют 20% глобальных расходов на научные исследования) // Чжунвэнь хуляньван шуцзюй цзысюнь чжунсинь, 20.01.2016. URL: http://www.199it.com/archives/431930.html

7. Линь Ли, Чжоу Пэнфэй, У Айпин. Чжунго гаодэн цзяоюй сяолюй суньши дэ ситун яньцзю (Системное исследование падения эффективности китайской системы высшего образования). Далянь, Чжунго цайчжэн цзинцзи чубаньшэ, 2010.

8. EUROPE 2020. A European strategy for smart, sustainable and inclusive growth. URL: http://ec.europa.eu/eu2020/pdf/COMPLET%20EN%20BARROSO%20%20%20007%20-%20Europe%202020%20-%20EN%20version.pdf

9. Чжунго кэянь цзинфэй чжань GDP бичжун шоуду тупо 2% (Расходы на научные исследования в Китае впервые превысили 2% ВВП) // Чжунго синьвэнь ван. 23.10.2014. URL: http://www.chinanews.com/cj/2014/10-23/6711339.shtml

10. Чжао Чжуцин. Вого гоцзи луньвэнь бэй иньюн цышу шаншэн чжи шицзе ди эр (Число цитирований научных статей китайских ученых, опубликованных в международных журналах, вышло на второе место в мире) // Кэсэюван. 31.10.2017. URL: http://news.sciencenet.cn/htmlnews/2017/10/392606.shtm

11. Доклад ЮНЕСКО по науке «На пути к 2030 году». М.: Изд. дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2016. 819 c.

12. Гоцзя цзыжань кэсюэ цзицзинь: 2020 нянь чжунго кэянь цзинфэй тоужу цзян ганьшан мэйго (Государственный научный фонд по естественным наукам: к 2020 году Китай должен догнать США по расходам на науку) // Чжунвэнь хуляньван шуцзюй цзысюнь чжунсинь. 15.06.2016. URL: http://www.199it.com/archives/484239.html

13. Чжундянь дасюэ жэньцзюнь кэянь цзинфэй 100 цян пайхан бан! Цзяньи шоуцан (Опубликован список первой сотни опорных университетов по показателю объёма подушевого бюджета расходов на научные исследования) // Соху.ком. 12.04.2017. URL: http://www.sohu.com/a/133494966_617765

14. Инглхарт Р. Культурная эволюция. Как изменяются культурные ценности и как это меняет мир. М.: Мысль, 2018. 347 с.

15. Hardt M., Negri A. Multitude: War and Democracy in the Age of Empire. New York: Penguin Books, 2004. 448 p.

16. Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 328 с.

17. G7 Science Ministry Ministers’ Communiqué. URL: http://www.g7italy.it/sites/default/files/documents/G7%20Science%20Communiqu%C3%A9.pdf

18. Абрамов Р.Н. Менеджериализм и академическая профессия. Конфликт и взаимодействие // Социологические исследования. 2011. № 7. С. 37–47.

19. Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л., Моисеева В.В. Сетевая аспирантура: теория и практика вузов Европы и России // Высшее образование в России. 2013. №2. С. 138–146.


Рецензия

Просмотров: 747


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)