Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

К ДИСКУССИИ О ВУЗОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ: ЧТО, КАК, ЗАЧЕМ

Аннотация

В статье обсуждаются способы реализации общекультурных компетенций в ходе преподавания философии. Авторы полагают, что оптимальным содержанием курса является история философии, которая при творческом подходе к ее преподаванию способна стать школой критического мышления и воспитания, дать направление мысли тем, кто пытается осознанно формировать свое мировоззрение и воспитывать свой ум. Историко-философский подход органически включает в себя проблемный, дает возможность обсуждать актуальные вопросы современности с опорой на классические образцы философской культуры. Рассматриваются некоторые методики развития познавательных навыков, соответствующие стратегии либерального образования. Авторы обращают внимание  на пользу работы студента с философским текстом, необходимость развития  письменной и устной речи, органически связанной с развитием мышления. В условиях возрастающей бюрократической регламентации учебного процесса и лимитированного времени важно сохранять пространство академической свободы, строить преподавание с учетом индивидуально-личностного контакта с той или иной аудиторией. Вузовская философия расценивается как ценный опыт преодоления ограниченности обыденного сознания, представляется источником идей, дающих опору в ситуации эпистемологической неуверенности и ценностного релятивизма. В статье освещены как философско-теоретические, так и прикладные аспекты проблемы преподавания философии в вузе.  

Об авторах

Елена Алексеевна Гусева
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия
профессор кафедры философии


Марина Игоревна Панфилова
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия
доцент кафедры философии


Список литературы

1. Безгодов Д.Н., Вологин Е.А., Шилова С.В. Философия как базовая дисциплина для технических направлений бакалавриата и специалитета // Высшее образование в Рос-сии. 2018. Т. 27. № 3. С. 135-143.

2. Карелин В.М., Кузнецова Н.И., Грифцова И.Н. «Философия» как учебный курс: смена концепта // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216). С. 64-74.

3. Пелевин В. О. Чапаев и Пустота. М.: Вагриус, 1999. 352 с.

4. Панфилова М.И. Оттенки постмодернисткой иронии (Виктор Пелевин и Вуди Аллен)// Творчество как национальная стихия: медиа и социальная активность // Сборник ста-тей под ред. Г.Е. Аляева, О.Д. Маслобоевой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. С. 286-295.

5. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. 366 с.

6. Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.

7. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений в 5-ти тт. Т.4. М.: Худож. лит., 1991. 910 c.

8. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. СПб.: Издательство ДНК, 2001. 536 с.

9. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. 732 с.

10. Бегалинова К.К., Ашилова М.С., Бегалинов А.С. Эволюция системы образования: куда ведет прогресс? //Философия образования, 2018, № 1(74). С.18-24.

11. Воробьева М.В., Кочухова Е.С. Зачем преподавателю философии методики из систе-мы либерального образования. Случай регионального вуза // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 167-183.

12. Философия средних веков и эпохи Возрождения: учебное пособие / под ред. А.Ю. Григоренко, С.И. Тягунова. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 214 с.; Философия Нового времени: учебное пособие / под ред. М.И. Панфиловой, С.И. Тягунова. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018, 2017. 219 с.

13. Серебрякова Ю.В. Работа с многозначными понятиями на семинарах по философии //Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2012 № 11 (25): в 2-х ч. Ч. I. C. 159-162.

14. Гребнев Л.С. Общекультурные компетенции и воспитывающие технологии // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 48-51; Мартынова Е.А. Гуманитарная среда ву-за как условие формирования культурной компетенции выпускника // Высшее образо-вание в России. 2013. № 4. С. 92-95; Новикова Е.Ю. Оценка студентами значимости общекультурных компетенций // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 148-151; Петрунева Р.М. Еще раз о ФГОС, культуре, прагматизме и местечковости // Высшее образование в России. 2011. № 1. С.73-77.

15. Гусева Е.А. Роль философского образования в воспитании молодежи // Актуальные проблемы философских наук. Изд-во СПбГЭУ, 2015. С.4-7


Дополнительные файлы

1. Неозаглавлен
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Скачать (37KB)    
Метаданные ▾

Рецензия

Просмотров: 1224


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)