Preview

Vysshee Obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia

Advanced search

К ДИСКУССИИ О ВУЗОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ: ЧТО, КАК, ЗАЧЕМ

Abstract

В статье обсуждаются способы реализации общекультурных компетенций в ходе преподавания философии. Авторы полагают, что оптимальным содержанием курса является история философии, которая при творческом подходе к ее преподаванию способна стать школой критического мышления и воспитания, дать направление мысли тем, кто пытается осознанно формировать свое мировоззрение и воспитывать свой ум. Историко-философский подход органически включает в себя проблемный, дает возможность обсуждать актуальные вопросы современности с опорой на классические образцы философской культуры. Рассматриваются некоторые методики развития познавательных навыков, соответствующие стратегии либерального образования. Авторы обращают внимание  на пользу работы студента с философским текстом, необходимость развития  письменной и устной речи, органически связанной с развитием мышления. В условиях возрастающей бюрократической регламентации учебного процесса и лимитированного времени важно сохранять пространство академической свободы, строить преподавание с учетом индивидуально-личностного контакта с той или иной аудиторией. Вузовская философия расценивается как ценный опыт преодоления ограниченности обыденного сознания, представляется источником идей, дающих опору в ситуации эпистемологической неуверенности и ценностного релятивизма. В статье освещены как философско-теоретические, так и прикладные аспекты проблемы преподавания философии в вузе.  

About the Authors

Елена Гусева
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Russian Federation


Марина Панфилова
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Russian Federation


References

1. Bezgodov, D.N., Vologin, E.A., Shilov, S.V. (2018) [Philosophy as the basic discipline of the technical courses for bachelors and specialists]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 3(27). pp. 135-143. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Karelin, V.M., Kuznetsova, N.I., Griftsova, I.N. (2017) ["Philosophy" as an academic course: change of concept]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No.10 (216). pp. 64-74. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Pelevin, V. (1999) Chapaev i Pustota [Chapayev and Pustota]. Moscow: Vagrius Publ. 352 p. (In Russ.)

4. Panfilova, M. I. (2018) [Shades of postmodernist irony (Victor Pelevin and Woody Allen)]. In: Tvorchestvo kak natsional'naya stikhiya: media i sotsial'naya aktivnost' . Sbornik statei pod red. G.E. Alyaeva, O.D. Masloboevoi.[Creativity as a national element: media and social activity. Collected papers under the ed. of G.E. Alyaev, O.D. Masloboevа]. St. Petersburg: SPbGEU publ. pp. 286-295. (In Russ.)

5. Losev, A.F. (1988) Derzanie dukha [Aspiration of spirit ]. Moscow: Politizdat. 366 p. (In Russ.)

6. Stepin, V. S. (2000) Teoreticheskoe znanie [Theoretical knowledge]. Moscow: Progress-Tradition. 744 p. (In Russ.)

7. Pasternak, B.L. (1991) Sobranie sochinenii v 5-ti tt. T. 4 [Collected works in 5 vols. Vol.4]. Moscow: Art. Lit. 910 p. (In Russ.)

8. Karmin, A.S., Bernatskii, G.G. (2001) Filosofiya [Philosophy]. St. Petersburg: DNK Publ. 536 p. (In Russ.)

9. Il'in, V.V. (2003) Istoriya filosofii: Uchebnik dlya vuzov [History of philosophy: Textbook for universities]. St. Petersburg: Piter Publ. 732 p. (In Russ.)

10. Begalinova, K.K., Ashilova, M.S., Begalinov.A.S. (2018) [Evolution of the education system: where does pro-gress lead?] Filosofiya obrazovaniya = Philosophy of education. No.1 (74), pp. 18-24. (In Russ., abstract in Eng.)

11. Vorob'eva M.V., Kochukhova E.S. (2017) [Wherefore does the teacher of philosophy need techniques based on the system of liberal education. The case of the regional University] Voprosy obrazovaniya =The questions of edu-cation. No. 1, pp. 167-183. (In Russ., abstract in Eng.)

12. Grigorenko, A.Yu., Tyagunov, S.I., ed. (2016) Filosofiya srednikh vekov i epokhi Vozrozhdeniya: uchebnoe posobie [Philosophy of the Middle Ages and Renaissance: workbook]. St. Petersburg: SPbGEU publ. 214 p. (In Russ., abstract in Eng.) Panfilova, M.I. , Tyagunov, S.I.,ed. (2017) Filosofiya Novogo vremeni: uchebnoe posobie [The Philosophy of the New age: workbook]. St. Petersburg: SPbGEU publ. 219 p. (In Russ., abstract in Eng.)

13. Serebryakova, Yu.V. (2012) [Working with the polysemantic concepts at the seminars on philosophy. Almanac of modern science and education].Tambov: Gramota = Tambov: Diploma, No. 11 (25) in 2 parts, p. I., pp. 159-162. (In Russ., abstract in Eng.)

14. Grebnev, L. S. (2015) [Cultural competence and educational technologies]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia] No. 10, pp. 48-51 (In Russ., abstract in Eng.) ; Martynova, E. (2013) [The Humanitar-ian environment of the University as a condition of formation of the graduate's cultural competence]. Vysshee obrazovanie v Rossi i= Higher Education in Russia. No. 4, pp. 92-95 (In Russ., abstract in Eng.); Novikova, E. Yu. (2012) [Students' assessment of common cultural competences importance]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 7, pp. 148-151 (In Russ., abstract in Eng.); Petruneva, R. M. (2011) [Once again about the GEF, culture, pragmatism and parochial mentality]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 1, pp. 73-77. (In Russ., abstract in Eng.)

15. Guseva, E. A. (2015) [The role of philosophical education in the education of young people] In: Aktual'nye problemy filosofskikh nauk [The challenging problems of philosophical sciences]. St. Petersburg: SPbGEU publ. pp. 4-7 (In Russ.)


Supplementary files

1. Неозаглавлен
Subject
Type Исследовательские инструменты
Download (37KB)    
Indexing metadata ▾

Review

Views: 1223


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)