Актуальные проблемы педагогики и повышение квалификации преподавателей
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-5-32-43
Аннотация
Целью данной работы является обсуждение актуальных проблем педагогики, которые должны быть представлены в учебно-тематических планах программ повышения квалификации преподавателей. Согласно материалам современных отечественных и зарубежных исследований эти проблемы сосредоточены в таких областях, как развитие образования во взаимосвязи с формированием учебной и педагогической деятельности, которые целесообразно системно обсуждать на курсах повышения квалификации, формулируя соответствующие научно-практические рекомендации.
Выделены следующие области исследований: 1) особенности современного учебного процесса, 2) студент как субъект учебной деятельности, 3) преподаватель как субъект педагогической деятельности. Студент как субъект учебной деятельности характеризуется не только по критериям его познавательного и мотивационного развития, но и в контексте рисков снижения психического здоровья при наличии опасных факторов жизнедеятельности в информационном пространстве. Важным аспектом понимания современного студента является анализ его ценностных ориентаций для оказания на него своевременного воспитательного воздействия в ходе образовательного процесса. Преподаватель как субъект педагогической деятельности изучается с точки зрения его профессиональной успешности, рассматриваются такие факторы профессионализации, как мотивация, педагогическое общение, стрессоустойчивость в различных условиях труда.
Об авторах
Н. Д. ЛысаковРоссия
д-р психол. наук, проф.
25993, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4
Е. Н. Лысакова
Россия
канд. психол. наук, доцент
25993, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4
Список литературы
1. Зинченко Ю.П. Гуманитарное знание и образовательная среда XXI века: смена парадигм // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2019. № 4 (104). С. 11–22.
2. Егоров С.Ю., Шилко Р.С., Ковалев А.И., Зинченко Ю.П. Перспективы развития цифрового образования: анализ с позиций системно-деятельностного подхода // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2019. № 4 (104). С. 120–127.
3. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М. : Изд-во ВШЭ, 2019. 344 с.
4. Бабаева М.А., Голубев Е.Б. «Талгенизм» в эпоху цифровизации: отечественная история cMOOC // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 71–84. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-71-84
5. Гнутова И.И. От «перевёрнутого класса» к «перевёрнутому обучению»: эволюция концепции и её философские основания // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 86–95. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-86-95
6. Белобородова Т.Л., Боровиков И.Ф., Палий Н.В., Сенченкова Л.С., Суркова Н.Г. Электронный образовательный ресурс в курсе начертательной геометрии МГТУ им. Н.Э. Баумана // Cб. трудов Международного форума «Цифровые технологии в инженерном образовании: новые тренды и опыт внедрения», Москва 28–29 ноября 2019 г. М. : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020. С. 18–20.
7. Лысаков Н.Д. Психологические особенности цифровизации обучения в аэрокосмическом вузе // Психология обучения. 2020. № 6. С. 92–99.
8. Zheng F., Khan N.A., Hussain S. The COVID 19 pandemic and digital higher education: Exploring the impact of proactive personality on social capital through internet self-efficacy and online interaction quality // Children and youth Services Review. 2020. Vol. 119. 105694. DOI: 10.1016/j.childyouth.2020.105694
9. Белогуров А.Ю., Кулыгина М.А., Логинов И.А. Пространство личностного и профессионального развития студенческой молодёжи // Высшее образование в России. 2016. № 4. С. 128–135.
10. Данейкин Ю.В., Калпинская О.Е., Федотова Н.Г. Проектный подход к внедрению индивидуальной образовательной траектории в современном вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 104–116. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-
11. -104-116
12. Кисель О.В., Дубских А.И., Бутова А.В. Трудности применения студентоцентрированного подхода в российском высшем образовании // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. С. 95–103. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-95-103
13. Дёмина О.А., Тепленёва И.А. О трансформации методического мышления преподавателей вузов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 7. С. 156–167. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-7-156-167
14. López-Fernández D., Ezquerro J.M., Rodríguez J., Porter J., Lapuerta V. Motivational impact of active learning methods in aerospace engineering students //Acta Astronautica. 2019. Vol. 165. P. 344–354. DOI: 10.1016/j.actaastro.2019.09.026
15. Петрунева Р.М., Васильева В.Д., Топоркова О.В. Студенческая молодёжь в эпоху цифрового общества // Преподаватель XXI век. 2019. № 1-1. С. 77–85.
16. Martínez-Monteagudo M.C., Delgado B., Díaz-Herrero A., García-Fernández J.M. Relationship between suicidal thinking, anxiety, depression and stress in university students who are victims of cyberbullying // Psychiatry Research. 2020. Vol. 286. 112856. DOI: 10.1016/j.psychres.2020.112856
17. Коган Е.А. Будущие инженеры о Дне Победы и патриотизме // Человеческий капитал. 2020. №9 (141). С. 64–73. DOI: 10.25629/HC.2020.09.05
18. Толстоухова И.В., Фугелова Т.А. К вопросу о специфике профессиональной деятельности преподавателя вуза в условиях инновационных преобразований // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (часть 11). С. 2483–2488.
19. Кочергина О.А. Особенности педагогического общения в вузе // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2015. № 3. С. 176–183.
20. Андреева Е.А. Особенности проявления эмоционального выгорания у преподавателей высшей школы // MODERN SCIENCE. 2019. № 12-2. С. 319–322.
21. Yin H., Han J., Perron B.E. Why are Chinese university teachers (not) confident in their competence to teach? The relationships between faculty-perceived stress and self-efficacy // International Journal of Educational Research. 2020. Vol. 100. 101529. DOI: 10.1016/j.ijer.2019.101529
22. Лаптев Л.Г., Киселев В.В., Борщева А.В., Неровный Л.В. Психологические особенности профессиональной деятельности преподавателя в условиях «самоизоляции» // Человеческий капитал. 2020. № 8(140). С. 78–86. DOI: 10.25629/HC.2020.08.07
23. Лысакова Е.Н. Современные тренды развития образования // Инновации в образовании. 2019. № 10. С. 28–33.