Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ В АСПИРАНТУРЕ: ПОИСК ЕДИНОГО ОРИЕНТИРА

Аннотация

Аннотация. Цель данного исследования – поиск единого основания для практической реализации образовательных программ в аспирантуре нового типа. В последние годы множество исследователей обеспокоены противоречивостью новых образовательных стандартов для аспирантуры; ведутся дискуссии о внесении корректив в нормативные документы, регулирующие обучение по новым программам подготовки аспирантов. Данный критико-рефлексивный подход, безусловно, важен, однако, помимо постановки и решения вопросов о «должном», преподаватели и научные руководители вынуждены тем или иным образом реализовывать текущую версию учебного плана аспиранта «здесь и сейчас». Поэтому необходим поиск надёжных оснований, позволяющих уверенно вести подготовку молодых учёных с учётом обновленных требований, требуются общезначимые ориентиры для понимания целей обучения в аспирантуре и, соответственно, разработка адекватной модели преподавания.

В ходе социально-философского анализа современной повседневности молодых учёных в статье рассматриваются контуры возможного практического решения задачи перестройки образовательного процесса в аспирантуре, ориентированного на повышение качества подготовки будущих учёных. Обсуждаются результаты педагогической рефлексии, основанной на данных анкетирования аспирантов по вопросам реализации новых учебных планов в аспирантуре институтов УрО РАН. В ходе теоретического осмысления ситуации и анализа эмпирических данных делается вывод о том, что хорошим ориентиром для воплощения идей новой аспирантуры может служить осознанная самореализация аспиранта как «исследователя» и «преподавателя-исследователя».

Статья представляет интерес для широкого круга читателей, в том числе социологов науки, философов, методистов и преподавателей, задействованных в подготовке аспирантов, а также для всех исследователей, неравнодушных к современным проблемам модернизации науки и высшего образования.

Об авторах

Наталья Геннадьевна Попова
Институт философии и права УрО РАН
Россия
канд. социол. наук, зав. кафедрой


Екатерина Вячеславовна Биричева
Институт философии и права УрО РАН
Россия
канд. филос. наук, ст. преподаватель


Список литературы

1. Аспирантура как образовательная программа (круглый стол) // Высшее образование в России. 2013. № 6. C. 137–158; Современная аспирантура и судьба института повышения квалификации (круглый стол) // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 130–149; № 7. С. 71–85.

2. Попова Н.Г., Кузнецова Л.Б. Английский в аспирантуре ХХI века: а posse ad esse // Высшее образование в России. 2016. № 5. С. 42–49.

3. Бочкова Е.В., Авдеева Е.А., Назаренко В.А. Аспирантура в системе высшего образования России: новые правила и новые проблемы // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51B6. С. 17–23.

4. Караваева Е.В., Маландин В.В., Пилипенко С.А., Телешова И.Г. Первый опыт разработки и реализации программ подготовки научно-педагогических кадров как программ третьего уровня высшего образования: выявленные проблемы и возможные решения // Высшее образование в России. 2015. № 8–9. С. 5–15.

5. Шестак В.П., Шестак Н.В. Аспирантура как третий уровень высшего профессионального образования: дискурсивное поле // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 22–34.

6. Капшутарь М.А. Качество подготовки аспирантов и эффективность современной аспирантуры: проблема поиска новых показателей // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 7B1. С. 132–136.

7. Макарова Л.Н., Налетова И.В., Бессонова А.А. Социальный портрет современного аспиранта // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2013. Т. 117. Вып. 1. С. 91–95.

8. Бедный Б.И., Миронос А.А., Остапенко Л.А. Профессиональная занятость выпускников аспирантуры и направления совершенствования аспирантских программ // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 5–16.

9. Кузнецова А.Р., Саитова Р.З., Ахметьянова А.И. Проблемы развития науки в современных условиях в Российской Федерации // Российский электронный научный журнал. 2016. № 2(20). С. 189–203.

10. Шкурко В., Шарый И., Ермаков В., Рябова Г. Научные кадры высшей квалификации для инновационной экономики // Наука и инновации. 2015. Т. 8. № 150. С. 46–51.

11. Howe N., Strauss W. Generations: The HisB tory of America’s Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow and Company, 1991. 538 p.

12. Кельсина А.С. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» об институте аспирантуры // Научный альманах. 2016. № 1–2(15). С. 191–194.

13. Матушанский Г.У., Ключников Д.И. Отбор и продвижение студентов в аспирантуру // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2014. № 3(23). С. 136–156.

14. Никонова З.В. Связь исследовательской и методологической компетентностей научно-педагогического работника // Педагогика и современность. 2015. №1(15). С. 139–143.

15. Климова А.С. Индивидуализация и дифференциация обучения аспирантов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. Педагогика, психология. 2016. № 3(26). С. 32–36.

16. Бибихин В.В. Собственность. Философия своего. СПб.: Наука, 2012. 536 с.

17. Биричева Е.В. Социальная коммуникация в сфере науки // Управление и коммуникации: анализ тенденций и перспективы развития: сб. тр. конф. (Чебоксары, 30 апреля 2016 г.). Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2016. С. 39–46.

18. Биричева Е.В. Планирование семинарских занятий по курсу «История и философия науки» (для аспирантов и соискателей): метод указ. Екатеринбург: Ажур, 2015. 80 с.

19. Биричева Е.В., Луньков А.С., Оболкина С.В., Токмянина С.В. История и философия науки. Программа семинарских занятий для аспирантов и соискателей. 4-е изд. Екатеринбург, 2015. URL:http:// www.ifp.uran.ru/netcat_files/265/777/ Istoriya_i_filosofiya_nauki_Programma_ seminarov_2015__1_.pdf

20. Короткина И.Б. Университетские центры академического письма в России: цели и перспективы // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 75–86.

21. Bucheister J. Introduction: Toward a Theory of Academic Self-Awareness // Teaching and Learning Together in Higher Education. 2014. Vol. 1. No. 12. URL: http://repository. brynmawr.edu/cgi/viewcontent. cgi?article= 1100&context=tlthe


Рецензия

Просмотров: 627


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)