ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ В АСПИРАНТУРЕ: ПОИСК ЕДИНОГО ОРИЕНТИРА
Аннотация
Аннотация. Цель данного исследования – поиск единого основания для практической реализации образовательных программ в аспирантуре нового типа. В последние годы множество исследователей обеспокоены противоречивостью новых образовательных стандартов для аспирантуры; ведутся дискуссии о внесении корректив в нормативные документы, регулирующие обучение по новым программам подготовки аспирантов. Данный критико-рефлексивный подход, безусловно, важен, однако, помимо постановки и решения вопросов о «должном», преподаватели и научные руководители вынуждены тем или иным образом реализовывать текущую версию учебного плана аспиранта «здесь и сейчас». Поэтому необходим поиск надёжных оснований, позволяющих уверенно вести подготовку молодых учёных с учётом обновленных требований, требуются общезначимые ориентиры для понимания целей обучения в аспирантуре и, соответственно, разработка адекватной модели преподавания.
В ходе социально-философского анализа современной повседневности молодых учёных в статье рассматриваются контуры возможного практического решения задачи перестройки образовательного процесса в аспирантуре, ориентированного на повышение качества подготовки будущих учёных. Обсуждаются результаты педагогической рефлексии, основанной на данных анкетирования аспирантов по вопросам реализации новых учебных планов в аспирантуре институтов УрО РАН. В ходе теоретического осмысления ситуации и анализа эмпирических данных делается вывод о том, что хорошим ориентиром для воплощения идей новой аспирантуры может служить осознанная самореализация аспиранта как «исследователя» и «преподавателя-исследователя».
Статья представляет интерес для широкого круга читателей, в том числе социологов науки, философов, методистов и преподавателей, задействованных в подготовке аспирантов, а также для всех исследователей, неравнодушных к современным проблемам модернизации науки и высшего образования.
Ключевые слова
Об авторах
Наталья Геннадьевна ПоповаРоссия
канд. социол. наук, зав. кафедрой
Екатерина Вячеславовна Биричева
Россия
канд. филос. наук, ст. преподаватель
Список литературы
1. Аспирантура как образовательная программа (круглый стол) // Высшее образование в России. 2013. № 6. C. 137–158; Современная аспирантура и судьба института повышения квалификации (круглый стол) // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 130–149; № 7. С. 71–85.
2. Попова Н.Г., Кузнецова Л.Б. Английский в аспирантуре ХХI века: а posse ad esse // Высшее образование в России. 2016. № 5. С. 42–49.
3. Бочкова Е.В., Авдеева Е.А., Назаренко В.А. Аспирантура в системе высшего образования России: новые правила и новые проблемы // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51B6. С. 17–23.
4. Караваева Е.В., Маландин В.В., Пилипенко С.А., Телешова И.Г. Первый опыт разработки и реализации программ подготовки научно-педагогических кадров как программ третьего уровня высшего образования: выявленные проблемы и возможные решения // Высшее образование в России. 2015. № 8–9. С. 5–15.
5. Шестак В.П., Шестак Н.В. Аспирантура как третий уровень высшего профессионального образования: дискурсивное поле // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 22–34.
6. Капшутарь М.А. Качество подготовки аспирантов и эффективность современной аспирантуры: проблема поиска новых показателей // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 7B1. С. 132–136.
7. Макарова Л.Н., Налетова И.В., Бессонова А.А. Социальный портрет современного аспиранта // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2013. Т. 117. Вып. 1. С. 91–95.
8. Бедный Б.И., Миронос А.А., Остапенко Л.А. Профессиональная занятость выпускников аспирантуры и направления совершенствования аспирантских программ // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 5–16.
9. Кузнецова А.Р., Саитова Р.З., Ахметьянова А.И. Проблемы развития науки в современных условиях в Российской Федерации // Российский электронный научный журнал. 2016. № 2(20). С. 189–203.
10. Шкурко В., Шарый И., Ермаков В., Рябова Г. Научные кадры высшей квалификации для инновационной экономики // Наука и инновации. 2015. Т. 8. № 150. С. 46–51.
11. Howe N., Strauss W. Generations: The HisB tory of America’s Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow and Company, 1991. 538 p.
12. Кельсина А.С. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» об институте аспирантуры // Научный альманах. 2016. № 1–2(15). С. 191–194.
13. Матушанский Г.У., Ключников Д.И. Отбор и продвижение студентов в аспирантуру // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2014. № 3(23). С. 136–156.
14. Никонова З.В. Связь исследовательской и методологической компетентностей научно-педагогического работника // Педагогика и современность. 2015. №1(15). С. 139–143.
15. Климова А.С. Индивидуализация и дифференциация обучения аспирантов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. Педагогика, психология. 2016. № 3(26). С. 32–36.
16. Бибихин В.В. Собственность. Философия своего. СПб.: Наука, 2012. 536 с.
17. Биричева Е.В. Социальная коммуникация в сфере науки // Управление и коммуникации: анализ тенденций и перспективы развития: сб. тр. конф. (Чебоксары, 30 апреля 2016 г.). Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2016. С. 39–46.
18. Биричева Е.В. Планирование семинарских занятий по курсу «История и философия науки» (для аспирантов и соискателей): метод указ. Екатеринбург: Ажур, 2015. 80 с.
19. Биричева Е.В., Луньков А.С., Оболкина С.В., Токмянина С.В. История и философия науки. Программа семинарских занятий для аспирантов и соискателей. 4-е изд. Екатеринбург, 2015. URL:http:// www.ifp.uran.ru/netcat_files/265/777/ Istoriya_i_filosofiya_nauki_Programma_ seminarov_2015__1_.pdf
20. Короткина И.Б. Университетские центры академического письма в России: цели и перспективы // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 75–86.
21. Bucheister J. Introduction: Toward a Theory of Academic Self-Awareness // Teaching and Learning Together in Higher Education. 2014. Vol. 1. No. 12. URL: http://repository. brynmawr.edu/cgi/viewcontent. cgi?article= 1100&context=tlthe