Данная статья является продолжением исследования, посвящённого траекториям недавних выпускников российской магистратуры, и фокусируется на положении магистров на рынке труда. Статья затрагивает вопросы совмещения учёбы и работы магистрантами, а также профессиональной и отраслевой структуры занятости через 1 и 4 года после выпуска. C помощью регрессионного анализа и модели Хекмана в статье оценивается зарплатная премия на магистерский диплом в первый и четвёртый год после выпуска из университета. Результаты показывают, что в целом магистратура предполагает наличие положительной зарплатной премии для выпускников очной и заочной формы обучения, которая существенно возрастает по мере карьерного продвижения и приобретения рабочего опыта. В первый год после выпуска зарплатная премия для выпускников очных программ составляет в среднем 5–8%, а для выпускников заочных программ – 8–13%. На четвёртый год премия составляет уже 6–10% для очников и 4–6% для заочников. В среднем премия на магистерскую степень выше для женщин, чем для мужчин. Ключевым направлением подготовки, приносящим стабильную зарплатную премию как в очном, так и в заочном образовании является экономика и управление, в то время как гуманитарные науки и искусство не предполагают значимой зарплатной премии. Полученные результаты позволяют судить о том, что российский рынок труда не только способен отличить магистерскую квалификацию от бакалаврской, но и высоко ценить её, особенно в сочетании с другими характеристиками человеческого капитала.
В последние десятилетия в российских университетах появляется всё больше образовательных программ, предлагающих студентам индивидуальные образовательные траектории (ИОТ). Считается, что такие программы в лучшей степени способствуют формированию универсальных навыков студентов за счёт персонализированного подхода и предоставления учащимся широких возможностей для выбора дисциплин, соответствующих их интересам. Однако на данный момент нет эмпирических свидетельств, подтверждающих данный тезис в российском образовательном контексте. В рамках данной работы на основании опросных данных (N=1647 студентов), собранных в семи российских университетах, комбинирующих традиционно поточно-групповые программы с программами, предполагающими ИОТ, авторы изучили взаимосвязь между оценкой студентами развития своих универсальных навыков и обучением на программах с ИОТ. Согласно оценкам студентов, программы с ИОТ способствуют более высокому развитию когнитивных навыков, письменной коммуникации, инициативности и адаптивности студентов. Полученные результаты можно объяснить тем, что такие программы предоставляют учащимся широкие возможности выбора, что может в большей степени способствовать внутренней мотивации студентов к обучению в университете, а также предоставляют им больше нового опыта, отличного от того, который они получали в школе, что позволяет им интенсивнее развивать описанные выше навыки. В заключительной части обсуждаются рекомендации для вузов, которые потенциально могут увеличить вклад программ с ИОТ в развитие универсальных навыков студентов. Работа представляет интерес для исследователей в сфере высшего образования, руководителей вузов, а также преподавателей вузов, заинтересованных в формировании универсальных навыков своих студентов.
Одной из важнейших задач государственной молодёжной политики современной России является формирование гармоничной, социально ответственной и патриотичной личности. Особое место в этом процессе отводится организации воспитательной работы в вузах в целом и патриотического воспитания в частности. В статье на основе результатов конкретного социологического исследования среди студентов более пятидесяти вузов Москвы определяются векторы совершенствования молодёжной политики в области организации патриотического воспитания в вузах. Зафиксировано, что среди источников информирования о мероприятиях патриотической направленности в вузах для респондентов в равной степени важны как агенты непосредственной межличностной коммуникации (преподаватели, одногруппники), так и опосредованной (дистантной) виртуальной коммуникации (социальные сети, сайт вуза). Подтверждена значительная роль гуманитарных дисциплин в формировании патриотического сознания студенчества. Определено, что подавляющая часть опрошенных проявляет интерес к мероприятиям патриотической направленности. Но также у более чем половины респондентов зафиксирован запрос на изменение комплекса данных мероприятий. И больше всего проявляется потребность в контактах с носителями достоверного, эмоционального опыта героизма, становления Духа, в работе с документами в архивах и в участии в исторических реконструкциях. Причём данный запрос превышает запрос на участие в массовых мероприятиях и перенос их проведения в виртуальное пространство.
В настоящее время одной из стратегических целей развития нашей страны является достижение ею технологического лидерства и суверенитета. Для решения этой задачи необходима подготовка соответствующих инженерных кадров, для обеспечения которой проводится реформа системы инженерного образования. Однако на данный момент не вполне ясны роль и место в ней подготовки по иностранному языку.
Исторически подготовка по иностранному языку в технических вузах России всегда имела большое значение, поскольку готовила студентов к его реальному использованию в профессиональной деятельности инженеров. В статье приводится обоснование повышения в современных условиях роли подготовки по иностранному языку, прежде всего глобальному английскому языку, для достижения технологического суверенитета страны, которое предполагает международное сотрудничество, а также для осуществления более значимой информационной деятельности инженера на иностранном языке вследствие глобального характера фундаментальных и прикладных знаний, беспрецедентной доступности иноязычной информации благодаря Интернету и необходимости оперативного принятия решений.
В условиях более широкого применения иностранного языка в инженерной деятельности реализуемая сейчас непрерывная профессиональная диверсифицированная система подготовки по иностранному языку должна обеспечить формирование более высокого уровня профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции инженера, которая является неотъемлемым компонентом его профессиональной компетентности. Однако существуют определённые риски снижения результатов обучения, которые связаны с обозначившимися противоречиями.
Выявлено противоречие между реальной востребованностью применения иностранного языка в профессиональной деятельности инженера и недостаточным её отражением в профессиональных стандартах и Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, что может привести в процессе реформы к некорректному определению целей и содержания образовательных программ по иностранному языку и недооценке их важности.
Наметившаяся тенденция снижения количества часов, отводимых на изучение базового обязательного курса иностранного языка в соответствии с формирующейся концепцией единого ядра инженерного образования, противоречит необходимости сохранения фундаментальности обучения как одного из основных преимуществ отечественной высшей школы и ставит под сомнение возможность обеспечения непрерывности, профессиональности и диверсификации современной подготовки по иностранному языку в инженерном образовании.
В статье на основе авторского эмпирического исследования разработана типология моделей ресоциализации студентов университетов, расположенных в новых российских регионах. Автором обозначены ключевые параметры, позволяющие дифференцировать студенческую молодёжь и на основании этого выделить возможные траектории её реинтеграции в российское общество.
Опираясь на результаты исследования и кластерного анализа, автор обосновывает существование трёх групп студентов, различающихся с точки зрения ценностных ориентаций, жизненных планов, гражданской идентичности. Результатом анализа стало выявление и верификация трёх типов моделей ресоциализации студенческой молодёжи новых российских регионов («спонтанная модель», «протестная модель» и «конгруэнтная модель»). В статье дано описание кластеров и моделей ресоциализации, сформулированы отдельные рекомендации, направленные на дифференциацию молодёжной и образовательной политики в зависимости от той или иной группы учащейся молодёжи.
В статье представлены результаты исследования, посвящённого статистико-социологическому анализу структуры приёма в вузы по уровню образования. Эмпирической базой исследования являются данные образовательной статистики Минобрнауки России. Цель статьи заключается в получении современной картины формирования студенческих контингентов вузов с учётом особенностей образовательных траекторий, по которым студенты приходят в вуз, в том числе и уже имеющие высшее образование. Показано многообразие образовательных траекторий, появившихся после перехода России к многоуровневому высшему образованию. Приведены результаты сравнительного анализа формирования студенческих контингентов разных уровней высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры), государственных и частных вузов. Особое внимание уделено лицам, поступающим на второе или последующее высшее образование: т. е. таким вариантам образовательных траекторий, для которых авторы ввели новое понятие «реверсивные траектории», когда люди с высшим образованием поступают не только повторно на тот же уровень высшего образования, который получили ранее, но и другие уровни, более низкие по сравнению с уже имеющимися. Реверсивным потокам даны количественные оценки, описаны их масштабы и векторы динамики. Новизна работы заключается в том, что здесь впервые поставлен вопрос о реверсивности, предложен сам термин «реверсивность» применительно к образовательным траекториям, а также, на основе статистических данных, рассмотрены направления и масштабы реверсивных потоков.
Делается вывод о появлении в России нового достаточно стабильного канала формирования студенческих контингентов, так называемых «реверсивных» студентов, а также о существенных различиях между государственными и частными вузами по привлекательности для реверсивных студентов.
На основе опроса 391 респондента из двух московских университетов проведён анализ предпринимательских намерений студентов. Цель работы: оценить модерирующий эффект личностных характеристик (склонности к риску и инновационности) на связь между предпринимательскими намерениями и их факторами. В качестве метода исследования используется регрессионный анализ с добавлением произведений переменных, отвечающих за личностные характеристики индивида, с переменными воспринимаемого контроля и страхов, связанных с открытием бизнеса (interaction effects). Выявлено, что воспринимаемый контроль, личностные установки и семейное окружение положительно связаны с предпринимательскими намерениями студентов, а страхи – отрицательно. Субъективные нормы не связаны с предпринимательскими намерениями студентов. «Предпринимательские» характеристики студентов, а именно склонность к риску и инновационность, ослабляют как негативную связь страхов, связанных с открытием бизнеса, с предпринимательскими намерениями, так и положительную связь между воспринимаемым контролем и предпринимательскими намерениями. Полученные результаты могут быть использованы при формировании государственной политики в области предпринимательского образования, а также непосредственно при разработке образовательных программ для студентов, обучающихся по направлениям, где уделяется внимание развитию предпринимательских навыков.
В статье поэтапно анализируются ключевые нормативные документы отечественной аспирантуры со времени её создания в 1925 г., характеризуются особенности организации российской аспирантуры в советский и постсоветский периоды, выявляются исторические параллели и закономерности, причины и предпосылки периодических реформ. Цель работы – определить специфику организации отечественной аспирантуры, стратегию и тактику подготовки научно-педагогических кадров в России, выделить и охарактеризовать основные этапы реформирования аспирантуры. В статье при работе с нормативными документами и научной литературой использовались системный подход и сравнительно-исторический метод, а также общетеоретические методы: анализ, обобщение, сравнение, аналогия. Были выделены основные этапы развития и реформирования отечественной аспирантуры в советский и постсоветский периоды, выявлены нормативно установленные особенности этих этапов как результат реализации государственной политики в текущем периоде – ориентации на научный или образовательный компонент в подготовке научно-педагогических кадров в рамках общего, исторически заданного позиционирования аспирантуры как одновременно научной и образовательной организации. Научная новизна настоящей статьи заключается в том, что на основе анализа нормативных документов в ней представлена сравнительная характеристика основных этапов развития и реформирования отечественной аспирантуры в советский и постсоветский периоды. Выявлена корреляция нормативов на отдельных этапах и определена предпосылка перманентного реформирования организации и программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в СССР/России. В качестве таковой выдвинута сложившаяся изначально модель отечественной аспирантуры, которую автор определяет как «двухконтурную», включающую вузовскую аспирантуру, ориентированную преимущественно на широкий образовательный (компетентностный) подход, и отраслевую высокоспециализированную аспирантуру в научно-исследовательских организациях. Выявлены положительные и проблемные черты двухконтурной модели отечественной аспирантуры, обоснована неизбежность периодического реформирования в случае её сохранения. Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегии подготовки высококвалифицированных кадров как в России, так и за рубежом.
ISSN 2072-0459 (Online)