№ 3 (2014)
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
5-11 164
Аннотация
Обобщается опыт подготовки и сертификации преподавателей технических дисциплин Международным обществом по инженерной педагогике (IGIP) в свете недавнего создания Европейской Комиссией Группы высокого уровня по модернизации высшего образования и ее предложений по интернационализации подготовки преподавателей высшей школы в европейском пространстве высшего образования. Предлагается применить этот опыт при реализации Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров в РФ.
11-20 145
Аннотация
Статья продолжает цикл публикаций с общим названием «Экономическая безопасность технического вуза». Предложена индикативная система экономической безопасности технического вуза, содержащая восемнадцать индикаторов, сгруппированных по пяти проекциям (студенты, преподаватели, наука и инновации, материальные, финансовые и информационные ресурсы, управление), обоснованы пороговые значения этих индикаторов. Показано, что для совместного анализа динамики индикаторов экономической безопасности вуза целесообразно проведение их нормировки. Приведены различные виды нормирующих функций, определены «зоны риска» - области значений индикаторов, в различной степени удаленные от пороговых значений. Показана возможность использования обобщенных индексов путем агрегирования информации внутри каждой проекции системы экономической безопасности.
20-29 135
Аннотация
В статье представлена инновационная схема организации многоуровневого непрерывного экологического образования, реализуемая на базе Донского государственного технического университета. В нее входят такие основные структурные элементы, как экологическое воспитание и образование школьников и дошкольников, профессиональное образование и студенческое волонтерское движение, повышение квалификации, экспертная деятельность. Перспективы такого подхода мы связываем с налаживанием практической волонтёрской работы с населением (селективный сбор опасных бытовых отходов, озеленение территорий и т.п.). Предлагаемая схема может стать моделью для других образовательных учреждений России и тем самым оказать помощь городским властям в реализации экологических программ Правительства России.
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
30-41 246
Аннотация
В статье рассматривается опыт применения компетентностного подхода в образовании. Проводится его сопоставление с другими точками зрения. Обосновывается ориентация отечественного образования на формирование креативных интеллектуальных сред.
41-47 264
Аннотация
Реформы последних пятнадцати лет рассматриваются как не способствующие эволюционному развитию отечественного высшего профессионального образования, российским социально-экономическим реалиям. Анализируется фактор бюрократизации всех сфер общества и образования в частности, приводящий к усилению псевдоинновационных тенденций, особенно в регионах. Негативные тенденции объясняются трансляцией культуры манипулирования социальными благами, централизованного многоуровневого контроля, распределения и перераспределения денежных потоков и квот, активной эксплуатацией сложившейся у народа патерналистской психологии. Исправление ситуации связывается с изменением форм управления, поощряющих иждивенческие настроения, бумаготворчество, контролирующие, распределительные и перераспределительные функции, препятствующие эффектам самоорганизации.
47-54 191
Аннотация
В статье автор делится своими размышлениями о высшем образовании и о противоречивых явлениях в педагогике высшей школы, подробно останавливаясь на значении компетентностного и технологического подходов в вузовском образовании, на их неоднозначной трактовке.
ЮБИЛЕЙ
Николай Афанасьевич Шаповалов,
Людмила Геннадьевна Романович,
Евгений Сергеевич Глаголев,
Александр Николаевич Бабаевский
65-72 158
Аннотация
В статье рассмотрены актуальные вопросы реализации практико-ориентированной модели обучения студентов инновационному предпринимательству на базе высших учебных заведений России. Проанализирован положительный опыт Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова по развитию эффективной модели учебного научно-инновационного комплекса, стимулирующей инновационную деятельность молодых ученых и коммерциализацию интеллектуальной собственности университета. В данной статье на примере проекта «Производство композиционного вяжущего» рассмотрены этапы создания производственного предприятия с внедрением инновационных разработок БГТУ им. В.Г. Шухова. Особенности организации инновационной деятельности молодежи могут представлять интерес как для российских, так и для зарубежных организаций и партнеров.
73-77 199
Аннотация
Статья посвящена организации научно-инновационной деятельности в техническом вузе. Особое внимание уделено проблеме привлечения молодых ученых в науку, т.е. воспроизводства интеллектуального потенциала государства посредством обеспечения притока молодых высококвалифицированных специалистов в различные сферы экономической и научной деятельности.
77-83 283
Аннотация
В методологическом плане обосновывается появление нового научного трансдисциплинарного направления исследований - геоники (геомиметики). В отличие от бионики, идея которой заключается в применении знаний о живой природе для решения инженерных задач, геоника занимается разработкой общих принципов управления развитием объектов неорганического мира с целью оптимизации системы «человек - материал - среда обитания». Геоника (геомиметика) должна стать фундаментальной базой материаловедения будущего.
83-88 145
Аннотация
Статья посвящена организации в вузе практико-ориентированного обучения. Важные шаги в этом направлении: создание в вузе университета прикладных наук, введение в действие системы дуального образования, сотрудничество вуза с работодателями как заказчиками будущих выпускников, запуск на базе Интернет-портала БГТУ им. В.Г. Шухова нового информационного ресурса Scillbook, призванного оказывать выпускникам содействие в трудоустройстве.
88-93 115
Аннотация
В интервью с Владимиром Павловичем Кожевниковым, заведующим кафедрой, кандидатом технических наук, профессором БГТУ им. В.Г. Шухова, заслуженным энергетиком РФ, рассмотрены инновационные разработки ученых-шуховцев, усилиями которых в вузе создана система автономного теплоснабжения. Представлена работа университетского научно-производственного комплекса, осуществляющего научно-методическую помощь в обучении студентов по направлениям «тепло- и энергоснабжение». Приведена блок-схема развития системы энергетического менеджмента в БГТУ им. В.Г. Шухова.
93-98 190
Аннотация
В статье рассматриваются механизмы реализации здоровьеформирующей программы в образовательном процессе по дисциплине «Физическая культура» в условиях технического вуза. Анализируются проблемы повышения активности студентов в организации самостоятельных оздоровительных занятий, освоения ценностного потенциала физической культуры.
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
99-108 125
Аннотация
В статье представлен возможный подход к разработке оценочных процедур, определяющих успешность усвоения профессионально-ориентированного курса физики в техническом вузе. Вводится понятие “физическая компетентность”, характеризующая готовность студента по окончании изучения курса успешно решать профессионально значимые задачи на основе понимания физических законов, моделей, эффектов. Выделены основные составляющие физической компетентности, рассматриваемые как оцениваемые результаты подготовки. Для оценки уровня усвоения студентом содержания курса физики и степени сформированности у него физической компетентности предлагается использовать типовые задачи по дисциплинам профессионального цикла.
Михаил Борисович Гитман,
Валерий Юрьевич Столбов,
Александр Николаевич Данилов,
Николай Владимирович Лобов
108-117 230
Аннотация
Подготовка кадров в национальных исследовательских университетах предполагает разработку самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов (СУОС), которые должны существенно отличаться от федеральных стандартов трудоемкостью, структурой, содержанием, условиями реализации и использованием специальных образовательных технологий. При этом образовательные стандарты каждого из этих вузов должны иметь свои особенности. Рассмотрена концепция разработки и опыт проектирования в ПНИПУ собственных образовательных стандартов, предусматривающих подготовку выпускников, компетентных в инновационной сфере.
117-123 220
Аннотация
В статье анализируется опыт Казанского национального исследовательского технологического университета по интернационализации инженерного образования. Он свидетельствует о том, что сегодня интернационализация становится одним из принципов модернизации образования, определяющих практически все направления деятельности университета.
СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
124-128 141
Аннотация
В статье рассмотрены методологические аспекты формирования в научном пространстве социологии образования новых структурных элементов, выходящих за рамки региональных или локальных научных школ. Эти процессы связаны с массовым распространением информационных технологий, интенсификацией научных коммуникаций, появлением открытых ресурсов научной информации. Обосновывается существование феномена глобальной социологии образования.
129-135 127
Аннотация
В статье приводятся результаты исследования социальных тенденций в движении студенческих контингентов вузов РСФСР/России за период с 1959 по 1999 гг., в том числе в разрезе отраслевых групп вузов. На основе данных образовательной статистики рассматриваются показатели устойчивости студенческих контингентов (доли оканчивающих вуз от зачисленных), а также связь устойчивости с конкурсом при поступлении. Из анализа взаимосвязи ранговых последовательностей отраслевых групп вузов по устойчивости и конкурсу, с помощью коэффициентов ранговой корреляции Спирмена получена закономерность: чем выше конкурс при поступлении в вузы, тем выше устойчивость студенческих контингентов, или ниже отсев студентов.
135-139 159
Аннотация
Основу статьи составляют материалы социологического опроса студентов первого курса МГТУ им. Н.Э. Баумана, проведенного проф. Н.А. Ореховской и доц. Е.А. Гаврилиной. Формулируется задача формирования общекультурных компетенций, необходимых для успешной самореализации в любой профессиональной деятельности, в том числе в инженерной и управленческой.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
140-145 160
Аннотация
В статье рассматривается участие губернской медицинской администрации - врачебной управы в решении вопросов подготовки медицинских кадров. В конце XVIII- начале XIX вв., когда складывалась нормативная база высшего медицинского образования, отсутствовали четкие правила приема в учебные заведения, единые стандарты квалификационных экзаменов. Были серьезные трудности с набором на медицинские факультеты. В условиях острого дефицита медиков правительство вынужденно прибегало к административным методам рекрутирования врачебных и фармацевтических кадров из среды учащихся духовных семинарий, имевших приемлемый уровень общеобразовательной подготовки, и шло навстречу стремлению «медицинских чинов» повысить свой профессиональный статус, облегчая прохождение квалификационных испытаний. Врачебные управы сыграли роль важных инструментов проведения этой политики.
146-150 172
Аннотация
В статье на широкой документальной основе рассмотрена деятельность сибирских университетов по развитию основных направлений научных исследований во второй половине 1970-х - первой половине 1980-х гг. Дана характеристика наиболее значительных достижений ученых региона по ведущим направлениям естественных, технических и гуманитарных наук. Анализируются трудности и проблемы, сдерживавшие развитие университетской науки.
152-155 146
Аннотация
В статье представлено осмысление понятия «образовательная среда» как средства организации компетентностно-ориентированного профессионального лингвистического образования, как инструмента формирования комплекса общекультурных компетенций. Выделяется ряд специфических характеристик образовательной среды современного вуза, в частности лингвистического вуза или факультета.
156-158 285
Аннотация
В ФГОС ВПО особое внимание уделяется организации работы студентов с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения, направленных на формирование и развитие профессиональной компетентности студентов. Изменения законодательства в сфере образования создают дополнительные возможности для внедрения новых технологий в процесс подготовки будущих специалистов. МОУ ВПО «Южно-Уральский профессиональный институт» занимается формированием информационно-образовательной среды, основываясь на новых подходах к организации учебного процесса. Особое внимание уделено формированию электронных модульных комплексов дисциплин (ЭМКД).
ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)
ISSN 2072-0459 (Online)