Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 5 (2013)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ 

3-12 138
Аннотация
Статья содержит основные положения и выводы аналитического проекта, связанного с оценкой качества подготовки выпускников бакалавриата и дальнейшим использованием его результатов при осуществлении конкурсного отбора в магистратуру. Результаты проекта могут быть использованы при реализации государственной политики в области повышения качества высшего профессионального образования.
13-20 128
Аннотация
В статье рассматривается проблема повышения результативности научно-образовательной деятельности научно-педагогических работников. Одно из направлений решения данной проблемы видится в совершенствовании системы стимулирования сотрудников и внедрении принципов эффективного контракта как инструмента реализации социально-трудовых отношений в вузе.
20-35 163
Аннотация
Рынок услуг по оценке качества образования и независимой аккредитации вузов в РФ только вступает в фазу активного развития. Регулирование данного рынка является неотъемлемым условием его процветания. Поэтому проект в рамках ФЦПРО – модель Общероссийского регистра организаций по оценке и аккредитации образовательных программ – вызвал интерес не только российских, но и зарубежных специалистов в области качества и гарантий качества образования. В Европе независимыми агентствами по гарантии качества образования активно реализуются принципы «публичности» и «гласности» проведения экспертиз. Их деятельность регулируется Европейским регистром агентств по гарантии качества (EQAR). В данной статье рассказывается о проекте Общероссийского регистра и возможностях его дальнейшей реализации.

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ 

36-45 175
Аннотация
В статье показано, что глобальная ориентация на компетенции, которая лежит в основе реформирования высшего профессионального образования путем внедрения новых стандартов, основана на смешении двух принципиально разных подходов. Как результат – крайне некачественные стандарты и матрицы соответствий, не ведущие ни к какому результату, кроме методического пенообразования.
45-50 168
Аннотация
В статье автор делится своими размышлениями о современном магистерском образовании (программа «Духовно-нравственное воспитание»), о задачах и путях воспитания специалиста-гуманитария, о трудностях освоения магистерской программы, о новой образовательной ситуации, в которой оказался преподаватель магистратуры, и о тех результатах, которые поддерживают его педагогический оптимизм.
51-57 152
Аннотация
В статье обсуждается вопрос о роли и функциях заведующего кафедрой в современном вузе. Проводится сравнительный анализ трех стратегических подходов к замещению этой категории должностей.
58-62 146
Аннотация
В статье проводится сравнительный анализ методологии составления международных рейтингов вузов и комплекса мер по развитию системы высшего образования в России. Выявлено, что предложенная Минобрнауки «дорожная карта» не позволяет прогнозировать улучшение положения отечественных вузов в международных рейтингах. Сформулированы отдельные направления повышения узнаваемости российских вузов в международном образовательном сообществе.

ЮБИЛЕЙ 

64-69 118
Аннотация
В контексте развития накопленного за пятьдесят пять лет потенциала рассматриваются перспективы становления на базе УГТУ инновационного территориального кластера «Нефтегазовые технологии» и участия университета в реализации арктической стратегии России.
70-75 126
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме интеграции двух важнейших сфер государственной и общественной жизни – науки и бизнеса – на базе образовательного учреждения высшего профессионального технического образования. Ухтинский государственный технический университет является площадкой для создания инновационно-образовательного кластера – реального продукта такой интеграции. В статье рассматриваются возможные виды подобных кластеров и формы их стратегии, а также определяются концептуальные основы создания инновационно-образовательного кластера на базе УГТУ.
76-81 100
Аннотация
В статье описываются преимущества университетского комплекса как формы учреждения высшего профессионального образования. Обосновывается необходимость и отмечаются трудности формирования направленной дидактической системы университетского технического комплекса. Предлагается подход к формированию такой системы, базирующейся на проектном методе, через дополнительную подготовку преподавателей.
81-86 166
Аннотация
В статье рассматривается возможность развития международных связей вуза через имидж той территории, на которой он расположен. Авторы описывают новые медиа в сети Интернет как канал коммуникации с зарубежными целевыми аудиториями в целях привлечения полезных мигрантов: студентов, ученых, преподавателей, компаний-партнеров – в Ухту, что положительным образом отразится на формировании позитивного имиджа города.
86-93 106
Аннотация
В статье раскрыта логика построения принятой в УГТУ матрицы направлений и форм воспитательной работы и ценностно-компетентностного параллелепипеда как инструмента оценки качества воспитательных мероприятий и образовательной среды вуза в целом. Обоснована актуальность задачи развития общекультурных компетенций в воспитательном процессе.
94-99 95
Аннотация
В статье проведена категоризация групп студенческого актива с опорой на теорию мотивации, что позволяет системно обосновать подбор методологического инструментария воспитательных мероприятий с точки зрения мотивации студентов для конкретных групп. Построена модель воспитательной работы, сочетающая развитие моральной мотивации и органичное использование мотивации материальной. Предложены практические рекомендации по развитию положительной социальной мотивации.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ 

100-106 141
Аннотация
В статье обосновывается актуальность разработки методологии и методики оценивания квалификаций. Приведены принципы оценивания квалификаций и алгоритм формирования оценочных средств.
106-113 485
Аннотация
В данной статье описан процесс организации подготовки бакалавров техники и технологии к проектно-конструкторской деятельности в Томском политехническом университете. Обоснованы организационно-педагогические условия, выполнение которых позволит обеспечить эффективную реализацию процесса подготовки бакалавров техники и технологии к будущей проектно-конструкторской деятельности.
114-119 142
Аннотация
В предлагаемой статье представлена разработанная автором информационная динамическая система мониторинга учебных проектов, применяемая для организации дистанционного обучения математике. Рассматриваются основные особенности информационной системы и методические аспекты ее использования в процессе обучения математике при реализации расчетных проектов.
119-123 129
Аннотация
Сложившаяся система управления высшим и дополнительным профессиональным образованием, базирующаяся, как правило, на функциональном подходе, слабо соответствует новым задачам и условиям предоставления образовательных услуг – компетентностному подходу, обеспечению гибкости, мобильности, непрерывности процесса образования, а также принципам самофинансирования. Особенно острым последнее условие является для бизнес-школ, в большинстве своем функционирующих на коммерческой основе. Внедрение в практику управления образовательным процессом современного процессно-ориентированного подхода обеспечивает ряд несомненных преимуществ. В настоящей статье представлен опыт применения данного подхода в одной из ведущих отечественных бизнес-школ – те преимущества и проблемы, которые сопровождали его разработку и внедрение.

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ 

124-135 173
Аннотация
В статье анализируются сущность и практическое значение мировых рейтингов для совершенствования образовательной, научной и управленческой деятельности учреждений высшего образования. Представлен опыт участия Белорусского государственного университета в таких международных рейтингах, как QS WUR, Webometrics, SCImago Institutions Rankings (SIR), University Ranking by Academic Performance (URAР).
136-144 128
Аннотация
В данной статье охарактеризованы и проанализированы основные направления исследований бизнес-образования на основе анализа зарубежной научной литературы начиная с 1970-х гг.

КРУГОЗОР 

145-153 140
Аннотация
Автор размышляет о смысле своей жизни в контексте проблемы смысла всемирной истории. Человек всегда стоит перед выбором пути. Либо он пойдет по одной из дорог гуманизма, либо ему грозит досрочное исчезновение. В осмыслении данной темы востребованы компоненты мифологического, религиозного, философского и научного мышления.

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА 

154-156 154
Аннотация
В статье обосновывается значимость курса истории и философии науки для формирования исследовательских компетенций будущего преподавателя высшей школы и ученого. Этот курс призван дать выпускнику аспирантуры общее представление о науке, истории и тенденциях ее развития, приучает его к рефлексии своей деятельности, вырабатывает у него интеллектуальный и культурный кругозор.

РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ 

157-159 99
Аннотация
Рецензия посвящена книге о выдающемся отечественном педагоге, германисте и медиевисте Борисе Ивановиче Пуришеве (1903–1989), который на протяжении 60-летней работы в стенах старейшего Московского педагогического государственного университета (МПГУ) воспитал целую плеяду филологов – учёных и педагогов высшей школы.
160-161 109
Аннотация
Коллективом авторов Института качества высшего образования НИТУ«МИСиС» (базовой организации государств-участников СНГ по вопросам стандартизации в образовании) подготовлен «Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников СНГ». Работа выполнена при финансовой поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС).


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)