Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 5 (2014)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5-11 52
Аннотация
В статье представлен опыт создания научно-образовательного центра «Нелинейная динамика сложных систем» в Саратовском государственном техническом университете им. Ю.А. Гагарина. Целью создания и вектором развития НОЦ является проведение инновационных междисциплинарных исследований на основе применения методов и представлений нелинейной динамики, а также исполнение интегрированных технологий (нано-, био-, информационных и когнитивных) с активным привлечением студентов, аспирантов и молодых специалистов. Важной чертой деятельности НОЦ стало систематическое участие в его работе ведущих российских и зарубежных ученых, которое выражается в проведении ими научных семинаров, чтении лекций студентам университета, работе в качестве исполнителей и руководителей научных проектов, поддержанных международными программами, ФЦП «Кадры», РФФИ, Минобрнауки России.
11-23 58
Аннотация
В статье рассмотрен комплексный подход к проведению мониторинга трудоустройства выпускников. По результатам мониторинга сформированы аналитические материалы о состоянии трудоустройства выпускников учреждений высшего профессионального образования.
23-33 44
Аннотация
В статье рассматривается текущее состояние экономики сектора высшего образования в России. Сделан вывод об исчерпании возможностей действующей модели финансирования профессионального образования. Предложены две новые модели финансирования, способные оказать влияние на повышение эффективности институтов образования. Первая модель предполагает увеличение стоимости обучения при условии увеличения периода расчета. Вторая - усиление роли государственного регулирования финансовых отношений в высшей школе при сокращении объемов бюджетного финансирования. Указаны особенности моделей применительно к открытому внешнему рынку образовательных услуг. Отмечены проблемы роста эффективности при сохранении современного бюджетного финансирования.

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ

34-46 89
Аннотация
В работе анализируются объективные трудности, которые возникают при переходе высшей школы к реализации основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ВПО на основе компетентностного подхода. Отмечается несовершенство его конструктивной составляющей при решении дидактических проблем отечественного высшего образования. Обсуждаются отличительные особенности компетенций в высшем образовании США. Указаны принципиальные отличия подходов к их использованию в высшем образовании России и США.
46-54 46
Аннотация
Предлагается концепция разработки новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Отличительной особенностью предлагаемых стандартов является установление отношений между образовательными целями и дисциплинарным полем образовательной программы. Это позволяет более тесно привязать разрабатываемые стандарты к международной системе подготовки кадров и способствует созданию единого образовательного пространства в рамках страны и международной кооперации.
54-60 46
Аннотация
Рассмотрены нормативно-правовые основы развития прикладного бакалавриата в системе ВПО; выполнен сравнительный анализ макета ФГОС ВО по академическому и прикладному бакалавриату; сформулированы предложения по внедрению отраслевого прикладного бакалавриата.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

61-72 104
Аннотация
Представлена интерактивная система самооценки и оценки ППС Томского политехнического университета, разработанная на основе модели компетенций. Указаны причины и цели разработки системы. Кратко рассмотрены этапы разработки, требования к интерфейсу, обозначены проблемы, осложняющие функционирование системы в вузе. Обосновывается целесообразность применения модели компетенций и разработанной на ее основе системы (само)оценки для решения оперативных и стратегических задач, связанных с развитием персонала вуза (ППС) и повышением эффективности и качества его деятельности.
72-79 46
Аннотация
В статье описано формирование рейтинга Webometrics, анализируются сильные и слабые стороны методики на примере сайта УлГТУ. Также на основе опыта УлГТУ предлагаются способы усилить позицию российского вуза в данном рейтинге. Рассмотрены возможности и проблемы увеличения публикационной активности в журналах, входящих в международные базы данных Web of Science и Scopus, для регионального вуза. Предложено учитывать показатели, влияющие на трудоустройство выпускников, участие вуза в международных проектах, направленных на повышение качества образования. К основным результатам работы инженерного вуза, помимо журнальных публикаций, целесообразно отнести объекты интеллектуальной собственности.
80-86 104
Аннотация
Рассмотрены вопросы применения систем автоматизированного проектирования в образовательном процессе в высшей школе. Показано, что учебное проектирование с использованием САПР дает целый ряд положительных эффектов, способствующих усвоению наиболее сложных учебных дисциплин. Самостоятельная работа с САПР включает в себя элементы нескольких прогрессивных методов обучения и обеспечивает формирование у студентов наиболее сложных профессиональных компетенций.
86-92 65
Аннотация
В статье рассмотрен опыт подготовки методических документов по внедрению компетентностного подхода как образовательной технологии при реализации междисциплинарных учебных проектов в Национальном исследовательском университете «МИЭТ». Приведен рекомендуемый перечень методических структурных элементов для реализации такого учебного проекта, а также содержание этапов подготовки методического обеспечения. В заключение рассмотрен пример реализации цепочки дисциплин.

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА

99-105 37
Аннотация
Статья посвящена вопросам создания и развития инновационной инфраструктуры университета, основным координирующим научно-образовательным комплексом которого является Арктический инновационный центр.
106-110 48
Аннотация
Рассмотрена роль инженерного образования в инновационном развитии Северо-Востока страны, приведены основные принципы опережающего технического образования и пути их реализации.
110-115 28
Аннотация
Статья посвящена проблемам изучения языков коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока, проживающих на территории Российской Федерации. Делается акцент на сохранении самобытности национальных языков в условиях разрушения традиционного кочевого уклада, нарушения основ вековых семейных отношений.
115-122 59
Аннотация
В статье анализируется роль Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в области образования, подготовки кадров, в сфере фундаментальных и прикладных научных исследований. В Арктике идет активный процесс укрепления международных контактов между арктическими государствами в экономике, в области научных исследований, в сфере безопасности, культурного и образовательного обмена. Изменение климата является одной из важнейших международных проблем XXI в., которая выходит за рамки науки и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития Арктики. Приоритетной задачей на пути нового этапа освоения Арктики является создание системы управления арктическими территориями на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и формирование «арктической» нормативной правовой базы, которая должна создать специальный правовой режим регулирования экономической, социальной, экологической и других видов деятельности с упором на инновационный и социальный путь развития экономики, цель которого - улучшение качества жизни северян. Автором статьи ведется правовое сопровождение проектов в сфере научно-исследовательских работ структурных подразделений Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, в том числе в сфере охраны окружающей среды в Арктике, по вопросам развития самобытной культуры, родных языков народов Севера, защиты территорий традиционного природопользования.
122-129 54
Аннотация
В статье рассматривается роль федерального университета в развитии образовательной политики региона. СВФУ - один из федеральных вузов РФ, призванных консолидировать научные и образовательные ресурсы, генерировать знания и инновации, создавать условия для технологического прорыва в экономике и социокультурного развития населения Северо-Востока России.Одним из основных направлений работы вуза является международная деятельность. Раскрывается роль кафедры РКИ в привлечении в университет иностранных студентов. В задачи кафедры входит не только обучение иностранных граждан русскому языку, но и приобщение их к научно-исследовательской деятельности.
129-133 24
Аннотация
В статье обсуждаются проблемы социально-экономического развития и жизнедеятельности территорий Республики Саха, в частности состояние дорожной системы. Обоснована зависимость народного хозяйства от эффективности функционирования транспортной сети. Освещаются вопросы участия сотрудников автодорожного факультета Северо-Восточного федерального университета в решении задач, связанных с дорожным строительством в Республике Саха (Якутия).

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

134-145 48
Аннотация
В статье рассмотрены меры, предпринятые правительством РФ в последние годы с целью оптимизации деятельности вузов путем их реорганизации в форме слияния или присоединения. Проанализированы слияния и присоединения вузов, произошедшие в секторе высшего образования России за последние несколько лет, выявлена их типология. Приведены задачи, стоящие перед российскими вузами, образовавшимися в результате слияния. Описаны общие тенденции, характерные для государственных программ интеграции вузов в странах Европы (Дании, Нидерландах, Франции, Швеции) и в Китае. Проанализированы государственные программы, реализуемые в этих странах в последние годы и направленные на стимулирование и поддержку объединения вузов, описаны первые результаты их реализации. Приведены наиболее интересные практики слияния вузов в зарубежных странах.
145-152 93
Аннотация
В статье рассмотрены предпосылки и условия реформирования преподавания английского языка (АЯ) и переподготовки преподавателей в неязыковых вузах России в условиях интернационализации ВПО. Приведены факторы влияния интернационализации на конкурентоспособность российского ВПО и профессиональные риски, связанные с низким качеством языковой подготовки в вузе. Определена роль языковой политики университета в осуществлении стратегии интернационализации.

ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ

153-156 33
Аннотация
Предложена общая методология объективной оценки научно-педагогической деятельности преподавателя в высшем учебном заведении со статусом «национальный исследовательский университет», базирующаяся на рейтинговой системе, с учетом реально выполняемых им работ в рамках его профессиональных обязанностей. Отмечено, что, несмотря на свою относительную сложность, в целом она представляется вполне приемлемой для реализации в учреждениях высшего профессионального образования вышеуказанной категории.
156-159 66
Аннотация
В материале описывается становление и актуальное состояние исследований письма - нового поля аналитической работы и практической педагогики, адресованной широкому спектру учащихся; освещаются результаты работы международного конгресса «Исследование письма на границах», состоявшегося в Париже в конце февраля 2014 года.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)