Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 11 (2014)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5-17 47
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы проектирования учебных планов основных образовательных программ на базе ФГОС3+ в многопрофильных высших учебных заведениях. Формулируются предложения по совершенствованию нормативной базы системы образования.
17-24 58
Аннотация
В статье впервые анализируется проблема постоянно увеличивающегося объема документооборота вуза, прежде всего внешнего, который выступает фактором снижения экономической эффективности и качества функционирования образовательной организации. На основе фактических данных выявляются основные тенденции изменения количественных и качественных характеристик документооборота, приводящие к отрицательным экономическим, организационным, психологическим следствиям в деятельности вуза. Делается вывод о том, что их преодоление должно быть связано с оптимизацией документационного обеспечения работы вуза.
25-30 55
Аннотация
Рассмотрены основные пути и методы повышения эффективности системы всероссийских студенческих олимпиад и конкурсов как инструмента выявления и поддержки молодых талантов. Предлагается организовывать два типа олимпиад: «предметные» - для младших курсов и «проектные» - для старших.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

31-37 56
Аннотация
Статья посвящена анализу способности системы отечественного образования к реализации задач развития интеллектуального потенциала страны. Автор обращает внимание на следующие методологические ошибки образовательной политики последних десятилетий: ориентация на евро-американские экономические модели; отнесение высшей и средней школы к сфере услуг и коммерциализация; определение образования как технологического процесса(стандарт, количественные параметры качества, наукометрия в рейтинге научных кадров и др.); утрата ценностных смыслов в содержании образования, спекулятивная подмена его мировоззренческой цели механическим набором компетенций; разрушение педагогического образования. Эти ошибки привели к кризисному состоянию системы, и выход возможен только при радикальном изменении содержания профессиональных образовательных программ, обеспечивающих мировоззренческую позицию учителя, отчетливость ценностных ориентиров.
37-47 147
Аннотация
В статье рассматривается феномен современной науки и техники - технонаука как комбинация естественно-научной и технической теорий, а также какновый способ стыковки науки с обществом и политикой. Проанализирована междисциплинарность технонауки и роль теоретических исследований в ней. Наиболее представительным примером технонауки является нанотехнонаука.
47-57 86
Аннотация
В работе представлен методологический анализ дискурса case study в преподавании и в гуманитарных исследованиях образования; рассматриваются его место и роль в научных практиках воспроизводства и развития образования; определяются педагогические условия применения процедур анализа случая для потенцирования образовательных изменений. Целью исследования является создание схемы ориентировочной деятельности для организаторов научной поддержки инновационной педагогической практики.
57-65 56
Аннотация
В статье поднимаются вопросы организации научной деятельности в вузах федерального подчинения, расположенных в регионах Российской Федерации. Обсуждается роль вузов в социально-экономическом развитии регионов в процессе их перехода к инновационной экономике. Научная деятельность вузов рассматривается в рамках модели Тройной спирали. Предлагается классификация научных приоритетов, учитывающая как интересы региональной экономики, так и условия функционирования научно-педагогических работников вузов в части публикационной активности, формирования фонда заработной платы и организации научно-исследовательской работы студентов. Предлагается рассматривать вузы в качестве инновационных хабов региональных технологических платформ.

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА

67-73 42
Аннотация
В статье представлены исторический путь, современное состояние и перспективы развития крупнейшего вуза Чувашской Республики - Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. Авторы рассматривают различные направления деятельности вуза: образовательное, научно-исследовательское, воспитательное и др.
74-81 52
Аннотация
Анализируется состояние инженерного образованияв Чувашии после подписания Болонской декларации и введения ФГОС ВО, предлагаются меры по сохранению базовых основ отечественного образования.
81-90 36
Аннотация
В статье обсуждаются вопросы сетевого взаимодействия вузов, ссузов и предприятий. Интегрированные структуры выступают обязательным элементом подготовки инженеров в современных условиях. На примере Чувашского госуниверситета и электромеханического колледжа рассматривается формирование регионального научно-образовательного центра, ориентированного на развитие высокотехнологичного производства
90-96 40
Аннотация
В статье раскрываются цели и задачи организации психолого-педагогического сопровождения абитуриентов вуза в рамках системы непрерывного образования. Предлагается функциональная двухэтапная модель психолого-педагогического сопровождения абитуриентов. Выносятся на обсуждение результаты апробации модели в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова в период приемной кампании 2014 г
97-104 100
Аннотация
Основу статьи составил опыт проведения воспитательной работы преподавателями историко-географического факультета ЧГУ им. И.Н. Ульянова. Многообразие ее форм и методов обусловливает эффективность данного направления образовательной деятельности. Статья содержит конкретные примеры этих форм, предлагаемые авторами к широкому применению в современной российской высшей школе.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

105-111 63
Аннотация
Эмпирическая база статьи - материалы социологического исследования, проведённого в 2012 г. Исследование проводилось методом анкетного опроса, объектом являлись мнения (социальные представления) студентов одного из крупнейших пермских вузов - Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ), обучающихся на 2-м и 4-м курсах, а также в магистратуре. Размер выборочной совокупности составил 799 человек. Исследовалась осведомлённость студентов о реалиях информационного общества. В частности, были проанализированы представления респондентов о высшем образовании и его роли в процессе трансформации общества. Проиллюстрирована позиция студентов относительно уровня сформированности информационной стадии развития общества, а также отличий модели информационного общества от индустриального.
112-117 43
Аннотация
В статье проведен анализ развития волонтерской деятельности в высших учебных заведениях. Представлены основные этапы создания волонтерского центра в вузе - от разработки концепции волонтерской деятельности до критериев ее оценки. Рассматриваются основные проблемы и направления развития волонтерской деятельности в высших учебных заведениях.
117-121 36
Аннотация
В настоящей статье рассмотрены форматы взаимодействия студенческого бизнес-инкубатора как центра молодежного инновационного предпринимательства с подразделениями и внешней средой университета. Проанализированы проблемы и предложены решения, опирающиеся на опыт студенческого бизнес-инкубатора Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.
121-125 48
Аннотация
Проведен анализ показателей мониторинга эффективности деятельности вузов и филиалов, обозначены сопряженные с его проведением проблемы филиалов в малых городах России. Показано, что на современном этапе без учреждений высшего образования малые города не имеют перспектив развития.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

126-133 49
Аннотация
Обсуждается актуальная проблема подготовки выпускников образовательных программ по транспортной логистике в контексте опережающей профессиональной деятельности. Контекст моделируется в условиях созданного в МАДИ научно-образовательного центра транспортной логистики «НОЦ-ТЛ».
134-139 57
Аннотация
Для современного российского образования характерна рассогласованность между предоставляемыми вузами образовательными услугами и требованиями к содержанию образования со стороны рынка труда. Особенно остро, по мнению работодателей, стоит проблема нехватки и даже отсутствия специалистов, способных решать задачи технического регулирования качества и безопасности продукции в условиях Таможенного союза, Единого экономического пространства и ВТО. В статье обсуждаются некоторые проблемы обеспечения этих процессов высококвалифицированными кадрами.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

140-148 105
Аннотация
Одно из приоритетных направлений развития образовательной системы США - подготовка специалистов в области инженерного дела. Проведен анализ структуры образовательных программ бакалавриата. Обсуждается качество инженерного образования, уровень соответствия образования выпускников требованиям рынка труда, а также другие проблемы американской системы образования, связанные с подготовкой квалифицированных специалистов в области инженерного дела.
149-156 51
Аннотация
Предложены для сравнения две тестовые системы - ЕГЭ (единый государственный экзамен), используемый в России, и ACT (American College Testing), применяемый в США. В статье обсуждаются различия как в целевых и содержательных, так и в организационных аспектах этих систем. Различия касаются предназначения систем тестирования, параметров, подлежащих оцениванию, количества тестов, периодичности экзаменов и сроков, в течение которых их результаты действительны. В статье подчеркивается, что главным параметром, подлежащим контролю в системе тестирования ACT, являются компетенции, определяющие готовность абитуриентовк обучению в вузе.

ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ

157-158 62
Аннотация
Статья представляет собой попытку анализа трудностей при использовании интерактивных методов в образовательном процессе с позиции преподавателя и студента.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)