№ 11 (2014)
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Михаил Васильевич Грязев,
Сергей Александрович Руднев,
Марина Александровна Анисимова,
Игорь Соломонович Бляхеров
5-17 313
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы проектирования учебных планов основных образовательных программ на базе ФГОС3+ в многопрофильных высших учебных заведениях. Формулируются предложения по совершенствованию нормативной базы системы образования.
17-24 226
Аннотация
В статье впервые анализируется проблема постоянно увеличивающегося объема документооборота вуза, прежде всего внешнего, который выступает фактором снижения экономической эффективности и качества функционирования образовательной организации. На основе фактических данных выявляются основные тенденции изменения количественных и качественных характеристик документооборота, приводящие к отрицательным экономическим, организационным, психологическим следствиям в деятельности вуза. Делается вывод о том, что их преодоление должно быть связано с оптимизацией документационного обеспечения работы вуза.
Валерий Иванович Кошкин,
Александр Игоревич Гордеев,
Андрей Владленович Белоцерковский,
Иван Александрович Каплунов,
Анна Андреевна Мальцева,
Евгения Леонидовна Пустовалова
25-30 282
Аннотация
Рассмотрены основные пути и методы повышения эффективности системы всероссийских студенческих олимпиад и конкурсов как инструмента выявления и поддержки молодых талантов. Предлагается организовывать два типа олимпиад: «предметные» - для младших курсов и «проектные» - для старших.
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
31-37 361
Аннотация
Статья посвящена анализу способности системы отечественного образования к реализации задач развития интеллектуального потенциала страны. Автор обращает внимание на следующие методологические ошибки образовательной политики последних десятилетий: ориентация на евро-американские экономические модели; отнесение высшей и средней школы к сфере услуг и коммерциализация; определение образования как технологического процесса(стандарт, количественные параметры качества, наукометрия в рейтинге научных кадров и др.); утрата ценностных смыслов в содержании образования, спекулятивная подмена его мировоззренческой цели механическим набором компетенций; разрушение педагогического образования. Эти ошибки привели к кризисному состоянию системы, и выход возможен только при радикальном изменении содержания профессиональных образовательных программ, обеспечивающих мировоззренческую позицию учителя, отчетливость ценностных ориентиров.
37-47 577
Аннотация
В статье рассматривается феномен современной науки и техники - технонаука как комбинация естественно-научной и технической теорий, а также какновый способ стыковки науки с обществом и политикой. Проанализирована междисциплинарность технонауки и роль теоретических исследований в ней. Наиболее представительным примером технонауки является нанотехнонаука.
47-57 278
Аннотация
В работе представлен методологический анализ дискурса case study в преподавании и в гуманитарных исследованиях образования; рассматриваются его место и роль в научных практиках воспроизводства и развития образования; определяются педагогические условия применения процедур анализа случая для потенцирования образовательных изменений. Целью исследования является создание схемы ориентировочной деятельности для организаторов научной поддержки инновационной педагогической практики.
57-65 196
Аннотация
В статье поднимаются вопросы организации научной деятельности в вузах федерального подчинения, расположенных в регионах Российской Федерации. Обсуждается роль вузов в социально-экономическом развитии регионов в процессе их перехода к инновационной экономике. Научная деятельность вузов рассматривается в рамках модели Тройной спирали. Предлагается классификация научных приоритетов, учитывающая как интересы региональной экономики, так и условия функционирования научно-педагогических работников вузов в части публикационной активности, формирования фонда заработной платы и организации научно-исследовательской работы студентов. Предлагается рассматривать вузы в качестве инновационных хабов региональных технологических платформ.
ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
67-73 254
Аннотация
В статье представлены исторический путь, современное состояние и перспективы развития крупнейшего вуза Чувашской Республики - Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. Авторы рассматривают различные направления деятельности вуза: образовательное, научно-исследовательское, воспитательное и др.
74-81 283
Аннотация
Анализируется состояние инженерного образованияв Чувашии после подписания Болонской декларации и введения ФГОС ВО, предлагаются меры по сохранению базовых основ отечественного образования.
Андрей Юрьевич Александров,
Виктор Адольфович Гартфельдер,
Владимир Геннадьевич Ковалев,
Алексей Алексеевич Судленков
81-90 207
Аннотация
В статье обсуждаются вопросы сетевого взаимодействия вузов, ссузов и предприятий. Интегрированные структуры выступают обязательным элементом подготовки инженеров в современных условиях. На примере Чувашского госуниверситета и электромеханического колледжа рассматривается формирование регионального научно-образовательного центра, ориентированного на развитие высокотехнологичного производства
90-96 255
Аннотация
В статье раскрываются цели и задачи организации психолого-педагогического сопровождения абитуриентов вуза в рамках системы непрерывного образования. Предлагается функциональная двухэтапная модель психолого-педагогического сопровождения абитуриентов. Выносятся на обсуждение результаты апробации модели в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова в период приемной кампании 2014 г
Олег Николаевич Широков,
Татьяна Николаевна Иванова,
Рустем Анатольевич Идрисов,
Дмитрий Анатольевич Ялтаев,
Сергей Николаевич Кодыбайкин
97-104 309
Аннотация
Основу статьи составил опыт проведения воспитательной работы преподавателями историко-географического факультета ЧГУ им. И.Н. Ульянова. Многообразие ее форм и методов обусловливает эффективность данного направления образовательной деятельности. Статья содержит конкретные примеры этих форм, предлагаемые авторами к широкому применению в современной российской высшей школе.
СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
105-111 278
Аннотация
Эмпирическая база статьи - материалы социологического исследования, проведённого в 2012 г. Исследование проводилось методом анкетного опроса, объектом являлись мнения (социальные представления) студентов одного из крупнейших пермских вузов - Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ), обучающихся на 2-м и 4-м курсах, а также в магистратуре. Размер выборочной совокупности составил 799 человек. Исследовалась осведомлённость студентов о реалиях информационного общества. В частности, были проанализированы представления респондентов о высшем образовании и его роли в процессе трансформации общества. Проиллюстрирована позиция студентов относительно уровня сформированности информационной стадии развития общества, а также отличий модели информационного общества от индустриального.
112-117 284
Аннотация
В статье проведен анализ развития волонтерской деятельности в высших учебных заведениях. Представлены основные этапы создания волонтерского центра в вузе - от разработки концепции волонтерской деятельности до критериев ее оценки. Рассматриваются основные проблемы и направления развития волонтерской деятельности в высших учебных заведениях.
117-121 236
Аннотация
В настоящей статье рассмотрены форматы взаимодействия студенческого бизнес-инкубатора как центра молодежного инновационного предпринимательства с подразделениями и внешней средой университета. Проанализированы проблемы и предложены решения, опирающиеся на опыт студенческого бизнес-инкубатора Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.
121-125 265
Аннотация
Проведен анализ показателей мониторинга эффективности деятельности вузов и филиалов, обозначены сопряженные с его проведением проблемы филиалов в малых городах России. Показано, что на современном этапе без учреждений высшего образования малые города не имеют перспектив развития.
ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА
126-133 243
Аннотация
Обсуждается актуальная проблема подготовки выпускников образовательных программ по транспортной логистике в контексте опережающей профессиональной деятельности. Контекст моделируется в условиях созданного в МАДИ научно-образовательного центра транспортной логистики «НОЦ-ТЛ».
134-139 278
Аннотация
Для современного российского образования характерна рассогласованность между предоставляемыми вузами образовательными услугами и требованиями к содержанию образования со стороны рынка труда. Особенно остро, по мнению работодателей, стоит проблема нехватки и даже отсутствия специалистов, способных решать задачи технического регулирования качества и безопасности продукции в условиях Таможенного союза, Единого экономического пространства и ВТО. В статье обсуждаются некоторые проблемы обеспечения этих процессов высококвалифицированными кадрами.
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
140-148 344
Аннотация
Одно из приоритетных направлений развития образовательной системы США - подготовка специалистов в области инженерного дела. Проведен анализ структуры образовательных программ бакалавриата. Обсуждается качество инженерного образования, уровень соответствия образования выпускников требованиям рынка труда, а также другие проблемы американской системы образования, связанные с подготовкой квалифицированных специалистов в области инженерного дела.
149-156 265
Аннотация
Предложены для сравнения две тестовые системы - ЕГЭ (единый государственный экзамен), используемый в России, и ACT (American College Testing), применяемый в США. В статье обсуждаются различия как в целевых и содержательных, так и в организационных аспектах этих систем. Различия касаются предназначения систем тестирования, параметров, подлежащих оцениванию, количества тестов, периодичности экзаменов и сроков, в течение которых их результаты действительны. В статье подчеркивается, что главным параметром, подлежащим контролю в системе тестирования ACT, являются компетенции, определяющие готовность абитуриентовк обучению в вузе.
ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ
157-158 294
Аннотация
Статья представляет собой попытку анализа трудностей при использовании интерактивных методов в образовательном процессе с позиции преподавателя и студента.
ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)
ISSN 2072-0459 (Online)