Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
Том 32, № 3 (2023)
Скачать выпуск PDF

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

9-25 1287
Аннотация

В статье рассмотрены результаты основных видов деятельности групп университетов – участников программы «Приоритет-2030» по направлению «Исследовательское лидерство» (далее – исследовательский трек) на начальном этапе её реализации. Проведён анализ динамики показателей эффективности групп университетов в предшествующем программе периоде (2017–2020 гг.) и первом году её реализации (2021 г.). Отдельное внимание уделено анализу деятельности университетов, являющихся лидерами в исследовательском треке. В ходе комплексного анализа выявлены позитивные результаты, а также некоторые проблемные направления деятельности университетов. Анализ базовых показателей свидетельствует о том, что исследуемые группы университетов по ряду показателей имеют относительно небольшую разницу в достигнутых значениях, при этом по показателям специальной части выявлена безусловная группа лидеров.

26-47 979
Аннотация

В статье представлен результат оценки и развития профессионального мастерства преподавателя, включающего компетенции, оказывающие существенное влияние на качество его педагогической и научной деятельности. Особое место отводится выделению различных уровней компетентностного профиля: функционального (компетенции, необходимые преподавателям для выработки и распространения практик научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельности) и ценностного (компетенции, обретаемые и развиваемые у преподавателя под влиянием стимулирующей профессиональной среды и ценностей корпоративной культуры профессионального сообщества и вуза). Эмпирической базой статьи являются результаты проведения серии фокус-групп и стратегических сессий с представителями профессорско-преподавательского состава, сотрудниками административного блока и студентами, отражающие особенности восприятия «профессионального мастерства преподавателя» как определяющей категории качественного педагогического процесса в высшей школе.

48-66 739
Аннотация

С изменениями в системе высшего образования обновляются задачи преподавателей вузов, пересматриваются и дополняются их трудовые функции. Организованность современного преподавателя вуза подчинена многочисленным внешним целевым ориентирам, при чём важное значение имеет восприятие этих ориентиров, а также личностная ценность той или иной составляющей деятельности. Целью статьи является выявление задач преподавателей технических вузов с позиций стратегических ориентиров высшей школы и определение ограничений в их решении. В работе раскрывается иерархия стратегических задач высшего технического образования – технических вузов, кафедр и их преподавателей; проводится обзор отношения академического сообщества к стратегическим задачам (в том числе, как стратегические задачи понимаются преподавателями, как расставляются приоритеты и акценты в этих задачах); оцениваются приоритеты преподавателей технических вузов в части решения поставленных перед ними задач; указываются ограничения в решении этих задач и связь этих ограничений с условиями работы педагогического состава технических университетов. В работе указывается на проблему сбалансированности труда преподавателей и возникающий у них диссонанс между целями, задачами, поставленными перед ними, и частными показателями эффективности их деятельности. По мнению авторов, стратегические цели и задачи инженерного образования должны исходить из того, что это взаимоответственный процесс подготовки квалифицированного технического специалиста. Это особенно актуально в процессе возврата к подготовке инженеров.

67-83 926
Аннотация

Научная проблема исследования посвящена идентификации образовательной миграции для поступления в вузы на фоне молодёжной миграции. Практическая проблематика исследования связана с созданием аналитических условий для принятия решения и планирования развития системы образования: распределения контрольных цифр приёма; финансирования и ресурсного обеспечения развития инфраструктуры; развития кадрового потенциала российских вузов. Объектом исследования является межрегиональная молодёжная образовательная миграция для поступления в вузы. Объект исследования по масштабу ограничен данными по федеральным университетам. Источники: данные официальной государственной статистики за 2017-2021 гг., «большие данные» – по результатам сдачи ЕГЭ и выбору обучающимися вуза и направления подготовки за 2020 г. Методика исследования связана с анализом официальной статистики, типологизацией российских регионов по характеристикам молодёжной миграции: регионы-реципиенты; регионы-доноры; регионы смешанного или «транзитного» типа (уехавшие выпускники замещаются приехавшими); замкнутые (низкая интенсивность миграционных процессов). Образовательная миграция выделялась при помощи анализа и сопоставления баз данных по результатам ЕГЭ и итогам приёма в вузы. В результате проведённого исследования выявлены устойчивые закономерности миграционных процессов, миграционные тренды и направления.

84-102 900
Аннотация

В статье рассматривается вклад вузов России в достижение целей устойчивого развития в условиях кризиса глобализма и перехода к глобально-локальной парадигме существования общества. Авторы исходят из теоретической предпосылки о том, что в основе принятой на международном уровне триединой концепции устойчивого развития (экономическая эффективность, социальное равновесие и защита окружающей среды) лежит представление о развитии как о процессе и результате действия субъективных и объективных факторов в деятельности, направленной на созидание будущего человечества. Это позволяет рассмотреть активность субъектов высшего образования по достижению глобальных целей устойчивого развития через локальные практики: экологически, экономически и социально ориентированную деятельность и / или создание экосистем на локальном уровне. Целью статьи является выявление организационных условий, которые необходимы для достижения университетами высокого уровня устойчивого развития.

Рассмотрены способы внедрения концепции устойчивого развития в высшее образование на примере российских и зарубежных университетов, имеющих богатый опыт образовательной, научной и социальной деятельности для достижения целей устойчивого развития в своём регионе: создания вертикальных и горизонтальных связей между субъектами устойчивого развития в образовательном пространстве вуза; воспитания культуры устойчивого развития и мотивации к совместным действиям для достижения его целей. Этот опыт может быть интересен российским вузам, поскольку принципы устойчивого развития и ориентация на создание образовательных экосистем имплементированы в российские государственные программы развития регионов (опорные вузы и программа «Приоритет-2030»). В программе «Приоритет-2030» экосистемный принцип закладывается как один из базовых для программно-целевого инновационного развития региональных кластеров, образованных совместными усилиями университетов, бизнеса, государственными и общественными организациями. Вместе с тем, создание образовательных экосистем в российских вузах связывается, преимущественно, с достижением наукометрических и финансовых показателей, а не с развитием человека, профессиональные, интеллектуальные и моральные качества которого позволяют заботиться о будущем региона, страны и мира.

СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

103-117 705
Аннотация

Предметом исследования в статье является академическая культура студентов. Итоговые результаты представлены на основании проведённых глубинных интервью с профессорами классических университетов России (N=34). Цель статьи – объективировать содержание академической культуры как ценностно-смыслового феномена. При такой трактовке акцент сделан не на выявлении дидактико-технологических аспектов академической культуры студентов в ходе образовательного процесса, а на формировании ценностного мира обучающихся. Установлено, что академическая культура, являясь элементом академизма в системе высшего образования, оказывает влияние на формирование социальных образцов, связанных с конкретными ценностями и смыслами бытия. К социальным образцам отнесены результаты социализации и инкультурации, профессионализм и профессионализация, передача знаний и общекультурных компетенций и другие. Также в статье обобщены оценки состояния академической культуры в университетах, сформулированные профессорами. В таких оценках преобладает ценностно-смысловая рефлексия, позволяющая идентифицировать академическую культуру как систему взаимодействия субъектов образовательного процесса для достижения совместных целей по формированию их ценностного мира и профессиональных знаний и умений.

118-133 1961
Аннотация

В статье приводятся результаты анализа возрастной структуры преподавательского состава государственных вузов России и особенностей её динамики в постсоветский период. Показано, что из-за быстрого сокращения после 2010 г. доли молодёжи до 30 лет и роста процента лиц старше 65 лет растёт дисбаланс между ними в пользу представителей старших возрастов. Сравнение среднего возраста преподавателей вузов и занятого населения в динамике показало некоторое превышение первого. В то же время в течение более чем двух десятилетий их соотношение было постоянным – средний возраст преподавателей оказался на 20%, или примерно на 8 лет, больше, чем у занятого населения, что связано в т. ч. с более продолжительным обучением. Проведённый анализ возрастной структуры по отдельным должностям показал в целом её сбалансированность, при этом самыми старшими по среднему возрасту являются профессора, самыми молодыми – ассистенты. Показаны существенные изменения должностной структуры, коснувшиеся прежде всего профессоров, доля которых кратно выросла, а также ассистентов и преподавателей, занимающих две низшие позиции в преподавательском составе. Их доля сократилась с ещё большей кратностью. Сопоставление возрастной и должностной структур преподавателей показало, что изменения возрастных характеристик, особенно сокращение доли молодёжи, связаны с должностными, прежде всего почти полным исчезновением из российских вузов преподавательских кадров, занимающих должности ассистентов и преподавателей. Анализ распределения преподавательского состава по должностям также показал, что более трёх четвертей всего состава занимают должности не выше доцента, т. е. эта должность фактически является «стеклянным потолком» для преподавателей в российской высшей школе. Сочетание этого факта с почти полным исчезновением ассистентов и преподавателей приводит к двухступенчатой карьерной лестнице (старший преподаватель – доцент) для подавляющего большинства преподавательского состава в российских вуза, что неизбежно негативно скажется на уровне его квалификации.

134-152 904
Аннотация

Статья представляет результаты эмпирического исследования, направленного на сравнительный анализ уровня предпринимательских компетенций студентов различных форм образования (очной, заочной, очно-заочной). В выборочную совокупность вошли 564 студента Уральского государственного экономического (г. Екатеринбург) и Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (г. Омск) непрофильных направлений подготовки. Эмпирические данные собраны с применением онлайн-опроса и метода нарративных эссе. Полученные данные осмысливались и обрабатывались с помощью качественных и количественных методов анализа, в том числе дескриптивной статистки, корреляционного анализа (коэффициент корреляции Пирсона, R), однофакторного дисперсионного анализа, факторного анализа и качественного анализа историй студентов. Проведённое изыскание позволяет оценить различия в уровне оцениваемых компетенций студентов в зависимости от формы обучения, определить корреляцию наличия предпринимательских намерений и оценок предпринимательских компетенций студентов, а также проанализировать отношение студентов к важности формирования предпринимательских компетенций в вузе. В результате выявлены статистически значимые различия значений показателей развития компетенций по фактору формы получения образования студентами вузов. На основе полученных данных по вопросам исследования авторами актуализируется важность внимания к развитию предпринимательских намерений и компетенций студентов вузов непрофильных направлений подготовки, в том числе через введение в учебные планы специальных дисциплин, что может стать одним из предикторов экономического и социального благополучия страны.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

153-166 815
Аннотация

Россия занимает шестое место среди стран, наиболее привлекательных для иностранных студентов, и это привело к увеличению числа публикаций, посвящённых иностранным студентам в России. Эти исследования посвящены вопросам интернационализации российского высшего образования, мобильности иностранных студентов и проблемам аккультурации иностранных студентов. Цель данной работы – выявить базу знаний в области исследований иностранных студентов в России. В частности, данная работа представляет собой библиометрический обзор индексированных данных Scopus для определения основных авторов и текущих направлений исследований иностранных студентов в России. Результаты показывают экспоненциальный рост числа публикаций с 2015 г. по сравнению с медленным началом с 1999 г. Результаты также показывают, что ведущие авторы 59 % статей, проиндексированных в Scopus, связаны с государственными высшими учебными заведениями. Результаты также позволили определить наиболее цитируемые источники в соответствующей литературе и актуальные темы исследований, посвящённых иностранным студентам в России. Обсуждались практическая ценность исследования и его ограничения. Были предложены рекомендации для будущих исследований.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)