Цель статьи обратить внимание авторов и читателей журнала на проблему использования искусственного интеллекта в высшем образовании и науке. Статья состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой части авторы статьи обсуждают случай использования ChatGPT для написания выпускной квалификационной работы с точки зрения последствий для высшего образования. Во второй части авторы обращаются к реакции академического сообщества на появление генеративного искусственного интеллекта и рассматривают его недостатки и возможности для образования и науки. В заключение авторы приглашают читателей к академической дискуссии об искусственном интеллекте в высшем образовании и науке на страницах нашего журнала.
НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Проблематика академического контракта в российском высшем образовании с принятием Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» оказалась погружена в контекст реформирования систем оплаты труда в отраслях социальной сферы и в науке. Институциональный проект эффективного контракта был направлен на решение двух проблем – повышения уровня заработной платы и её ориентации на рост результативности деятельности (оплату по результату). За прошедшие десять лет эффективный контракт на практике прошёл путь от инновации – к рутине вузов, а в исследованиях от обоснования подходов и разработки методик – к анализу опыта внедрения и далее к оценке результатов. Цель данного исследования – показать результаты реализации проекта эффективного контракта в системе высшего образования по двум направлениям – достижению целевых индикаторов повышения уровня заработной платы ППС и стимулированию более эффективной деятельности.
В исследовании используются данные Мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2021 г. Мониторинг включает данные по 1222 образовательным учреждениям, в частности данные по отдельным образовательным учреждениям о средней заработной плате ППС (без внешних совместителей и работающих по договорам ГПХ) за 2020 г., а также об отношении заработной платы ППС к средней заработной плате по экономике региона за 2016–2020 гг. Выявлено, что задача внедрения эффективного контракта по достижению вузами целевого показателя роста уровня зарплаты в целом выполняется, но с существенными затруднениями, обусловленными экономическими факторами. Стимулирующее воздействие эффективного контракта на деятельность ППС вузов реализуется в сопряжении с решением задач повышения результативности функционирования самих вузов.
В статье рассмотрены практики и специфика реализации проектов трансформации в российских университетах. Особое внимание сконцентрировано на непосредственных исполнителях – членах проектных команд. Рассматривается специфика их формирования, изучены критерии, необходимые работникам для включения в проектную команду, а также особенности функционирования такого коллектива и развития для более эффективной и продуктивной деятельности. Отдельно анализируются особенности исключения и выхода работников из состава проектной команды – по каким причинам это происходит и какие действия предпринимаются руководителем коллектива по замещению выбывшего участника (подбор нового сотрудника, перераспределение функций выбывшего на оставшихся работников или иной вариант).
Представленные в статье выводы сделаны на материалах эмпирического социологического исследования, проведённого в течении года (в период с декабря 2021 года по декабрь 2022 года) методом глубинного полуформализованного интервью с 78 представителями административно-управленческого состава, научно-педагогическими работниками, заведующими кафедрами и деканами университетов в трёх региональных классических университетах (в Сибирском и Приволжском федеральных округах Российской Федерации).
На основании результатов эмпирического исследования авторы приходят к ряду выводов. Реализуемые в университетах проекты трансформации сопряжены со множеством разноплановых проблем, ключевыми среди которых стали: разрушение договорённостей вследствие геополитических рисков; нехватка или полное отсутствие финансирования; различная финансовая успешность проектов; разобщённость команды и непонимание общих целей и задач проекта; отсутствие практического внедрения проекта.
Статья нацелена на устранение противоречия между потребностью в эффективной деятельности университетов по поддержке и развитию технологического предпринимательства и отсутствием последовательности шагов, приводящих к достижению желаемого результата. Данное противоречие предложено разрешать через выявление позиции университета в поддерживающей технологическое предпринимательство инфраструктуре.
В работе выделено три основных инфраструктурных позиции вуза, названных «Поставщик талантов», «Платформа академического технологического предпринимательства» и «Технологический предпринимательский хаб». Первая акцентирует внимание на развитии творческого мышления студентов, стремящихся разрабатывать высокотехнологичные продукты и поддержке их предпринимательских намерений. Вторая фокусируется на достижениях университетских исследователей, на основе которых запускаются перспективные высокотехнологичные стартапы и развиваются приносящие прибыль малые инновационные предприятия. Третья опирается на посредничество и фасилитацию, позволяющие координировать связи между ключевыми для продвижения высокотехнологичного бизнеса сторонами. В данной позиции университет представляет собой точку доступа к основным факторам успеха технологического предпринимательского проекта, она более других способна стимулировать экономическое развитие региона.
Один университет может занимать несколько позиций. Каждая из перечисленных позиций наделена соответствующими их назначению функциональными характеристиками и выполняет закреплённые за ними задачи. В зависимости от близкой и посильной университету инфраструктурной позиции возможно определить критерии, которыми вузу необходимо обладать для эффективного выполнения этих задач, а наличие критериев, в свою очередь, позволяет выявить господствующие проблемы, адаптировать университетские ресурсы и привести в соответствие социальные практики и образовательные технологии.
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В статье представлены результаты обобщения и систематизации научнопрактической информации о хакатонах как образовательной технологии, применяемой в высшем образовании и вызывающей большой интерес у исследователей и практиков. Обзор подготовлен на основе отечественных и зарубежных научных публикаций, рассматривающих особенности организации и применения хакатонов в практике высшего образования. По ключевым словам «хакатон» и «образование» были отобраны 494 статьи, опубликованные в период с 2011 по 2022 гг. в изданиях из БД РИНЦ и SCOPUS, из которых 83 статьи были проанализированы в данном обзоре. Установлено, что в научной литературе, посвящённой рассмотрению различных аспектов применения хакатонов в практике высшего образования, доминируют публикации, содержащие описание личного опыта участия и организации хакатонов, и аналитические статьи, раскрывающие авторскую позицию по рассматриваемым в них вопросам. В меньшей степени представлены эмпирические исследования и научные обзоры. Анализ публикаций позволил уточнить определение понятия «хакатон», выявить виды хакатонов, наиболее часто упоминаемые в образовательном контексте (педагогический, образовательный), и сформулировать определение понятия «образовательный хакатон». Содержательный анализ публикаций показал, что различные аспекты организации и проведения хакатонов в образовательном контексте, их потенциал и влияние на учебный процесс и его результаты являются предметом педагогического дискурса. Хакатоны как образовательные интенсивы нашли своё применение в вузовской образовательной практике, предоставив новые возможности для совершенствования образовательного процесса в высшей школе, так как позволяют реализовать проектный, практико- и бизнес-ориентированный подходы в подготовке специалистов. Выявлены и обобщены основные перспективы применения хакатонов в образовании. Включение образовательных хакатонов в событийный план образовательной организации позволяет решать образовательные и профориентационные задачи, активизировать эвристическую и творческую познавательную деятельность обучающихся. Перспективными направлениями исследования проблемы применения хакатонов в образовательном процессе высшей школы являются анализ и оценка влияния хакатонов на профессионализацию, академическую мотивацию и образовательные достижения обучающихся.
Университетская подготовка современного специалиста предполагает овладение им общекультурной (универсальной) компетентностью, необходимой для осуществления эффективного общения и саморазвития в течение всей жизни. Целью данной статьи является определение возможности текстоцентрического подхода к разработке и использованию технологии формирования общекультурной компетентности обучающегося в неязыковом вузе.
Авторская концепция, обосновывающая разработанную технологию, базируется на идее использования развивающего потенциала текстовой деятельности, доминирующей на языковых занятиях в неязыковом вузе. Установленная корреляция текстовых умений, указывающих на ряд принципиальных для самореализации обучающегося видов деятельности, с компонентами общекультурной компетентности свидетельствует о возможности использования текстовой деятельности в формировании общекультурной компетентности при определении её структурных компонентов и обосновании покомпонентной оценки с целью выявления уровня сформированности.
Опытно-экспериментальная проверка технологии проводилась с участием 460 студентов Калининградского государственного технического университета и предполагала использование алгоритма технологии, учитывающего логику развёртывания текстовой деятельности на занятиях по иностранному языку, и разработанного учебно-методического обеспечения технологии.
Диагностика сформированности компетентности проводилась с использованием авторской методики экспресс- и развёрнутой диагностики. В результате опытно-экспериментальной работы определён уровень сформированности общекультурной компетентности студентов при поступлении в вуз (условно базовый); установлены наименее сформированные компоненты общекультурной компетентности (профессиональный, социальный и коммуникативный); определены и созданы педагогические условия для эффективной реализации технологии. Проведённая развёрнутая диагностика общекультурной компетентности выявила значительную покомпонентную и поуровневую динамику в её формировании у студентов экспериментальных групп по сравнению с результатами контрольных групп.
Наибольшая разница между показателями сформированности компонентов компетентности касалась социального (42%) и информационного (34%) компонентов. По окончании курса 70,7% студентов экспериментальных групп находились на продуктивном уровне сформированности общекультурной компетентности.
Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность технологии формирования общекультурной компетентности на основе текстоцентрического подхода, определив условия её использования в неязыковом вузе.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью осмысления влияния культурно-ценностных ориентаций на поведение российских и иностранных студентов в сложных ситуациях. Опора на смысложизненные ориентиры помогает преобразовывать и совершенствовать собственную линию отреагирования в непростых социальнокризисных условиях и накапливать багаж культурно-приемлемых решений. Необходимость осознания этой проблемы определила цель исследования – выявление особенностей в проявлении смысложизненных ориентаций и различий в стратегиях защитно-совладающего поведения у российских и иностранных студентов (из республики Таджикистан). Исходя из поставленной цели, с помощью эмпирических и интерпретационных методов исследования были получены результаты по общей выборке 100 человек. В качестве испытуемых выступили студенты первого курса из Таджикистана и России. Выявлено, что российские студенты в кризисных ситуациях активно пытаются её осмыслить и всё-таки удовлетворить свои значимые потребности, в то время как иностранные студенты, чаще всего, сглаживают, смягчают дискомфорт, их поведение носит компенсаторный характер. Тем не менее, различия в ценностно-смысловых ориентациях и, соответственно, выстраивание собственной траектории защитно-совладающего поведения позволяют студентам адаптироваться в социуме, согласовывая свои традиционные ценности с современной культурной трансформацией общества.
СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современные геополитические вызовы, обуславливающие необходимость формирования национально-ориентированной системы образования, требуют много-аспектного анализа, социокультурного осмысления и поиска новых форматов организации высшего образования в России. В условиях постболонской реальности Россия нуждается в создании собственной модели высшего образования, которая сможет обеспечить экономику высококвалифицированными кадрами, соединив в себе лучшие элементы классической советской системы и передового зарубежного опыта, сможет учесть национальные традиции, интересы обучающихся, их родителей, вузовского сообщества и работодателей. В этой связи актуальным является анализ запросов современных российских студентов на изменение системы высшего образования.
Настоящая статья подготовлена по материалам авторского социологического исследования (N = 123 977 человек), проведённого в ноябре – декабре 2022 г. Проблемное поле исследования предполагало, что пересмотр существующей, преимущественно двухуровневой (бакалавриат и магистратура) структуры высшего образования требует перехода к оптимальной и традиционной для России модели специалитета с введением более гибких форм организации обучения, возможностями изменения образовательной траектории в процессе обучения, расширения механизмов академической мобильности и взаимодействия вузов. Данные исследования сопоставляются с данными аналогичных работ российских и зарубежных авторов.
Анализ мнения российского студенчества показал, что в процессе обучения и постепенного вхождения в специальность существенная часть студентов нуждается в изменениях сделанного при поступлении выбора направления подготовки или вуза. От возможности или невозможности осуществления этих изменений зависит их мотивация на обучение, академические достижения, дальнейшие образовательные и профессиональные траектории и удовлетворённость образованием в целом.
На основе проведённого анализа и полученных результатов авторами предлагаются практические шаги по формированию новой структуры российского высшего образования на основе специалитета и связанные с этим процессом рекомендации по изменениям законодательного, организационного, учебно-методического характера.
АКТУЛЬНАЯ ТЕМА
В статье рассматривается новый нетрадиционный актор в высшем образовании – образовательные блогеры «стадитьюберы», которые записывают неформальные и непрофессиональные видео на тему обучения, продуктивности, популярной науки и образования в целом, сами будучи студентами. В задачи данного исследования вошло описание самого феномена стадитьюба – его истории, контекста, специфики, раскрытие способов работы образовательных блогеров и, наконец, фиксация роли стадитьюба в экосистеме высшего образования. Феномен стадитьюба был рассмотрен через экосистемный подход, рамку «культуры соучастия» и концепцию «микроселебрити», а эмпирически изучен благодаря методологии цифровой этнографии и методам невключённого наблюдения, визуального анализа видеоматериалов, тематического анализа текстов. В результатах были зафиксированы основной тематический репертуар стадитьюберов, стилевые особенности их работы, аффективный характер труда образовательных блогеров, способы взаимодействия с подписчиками и модели монетизации. Также предложены рекомендации университетам по вовлечению стадитьюб-сообщества в развитие вузовской среды.
ISSN 2072-0459 (Online)