Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 10 (2015)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5-16 71
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы повышения продуктивности процедур профессионально-общественной аккредитации (ПОА) программ высшего образования в социально-гуманитарной сфере. В основе предложений и выводов лежит опыт участия авторов в ПОА и в выполнении проекта по апробации модели ПОА. Представлены и раскрыты принципы, лежащие в основе данной разработки. Выделены важнейшие характеристики процесса образования, которые должны учитываться при оценке образовательных программ. Процедуры разработаны с учетом международного опыта ПОА. Показаны некоторые подходы к совершенствованию технологии аккредитации, способные повысить объективность проводимых процедур, сократить затраты времени на проведение ПОА.
16-26 123
Аннотация
В статье обсуждаются проблемы оценки эффективности работы профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов в свете введения эффективного контракта. Акцент сделан на принципиальных вопросах такой оценки: соотношение (пропорции) между научной и педагогической составляющей работы ППС; роль кафедры и перспективы её изменений после вводимых инноваций; соотношение роли количественных (формализованных) и качественных (неформальных) показателей в оценке эффективности работы ППС; возможные подходы к количественным критериям оценки ППС. На основе проведенного анализа и полученного опыта конкретного вуза сформулированы выводы и рекомендации.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

27-36 48
Аннотация
В историческом и логическом аспекте анализируются характерные для отечественной системы образования особенности профессионально-педагогической подготовки научно-педагогических кадров для технических вузов. Внимание фокусируется на актуальности проблемы формирования инновационной отечественной системы опережающей инженерно-педагогической подготовки научно-педагогических кадров. Рассматриваются перспективы использования проектно-целевого подхода к ее решению. Обсуждается идея использования сетевой структуры для опережающей подготовки инженеров-педагогов.
37-47 89
Аннотация
В статье рассматриваются различные подходы к организации педагогической интернатуры. Анализируя модели «последовательной» и «параллельной» подготовки педагога, авторы сопоставляют возможности формирования практических компетенций учителя в рамках последипломного образования и параллельно с обучением в вузе. Апеллируя к опыту реализации разных моделей педагогической интернатуры, авторы обосновывают целесообразность её внедрения в формате инновационного проекта. В статье представлена авторская программа педагогической интернатуры, структурной единицей которой является комплексный (практико-теоретический) модуль, разработанный совместно с работодателями и направленный на формирование определенного набора профессиональных действий, соответствующих требованиям профессионального стандарта педагога и отраслевой специфики образовательной среды.
48-51 84
Аннотация
Статье рассматривается опыт формирования ряда общекультурных компетенций: способности к коммуникации, умений работать в коллективе, эффективно взаимодействовать с коллегами, навыков самоорганизации и самообразования - в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов-психологов при изучении дисциплины «экономика».

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

52-60 159
Аннотация
В статье предпринята попытка осветить основные тенденции в развертывании общеевропейской реформы высшего образования в рамках современного этапа Болонского процесса. В основу болонских преобразований в 2015-2020 гг. положено новое видение Европейского пространства высшего образования. Подчеркивается, что оно будет строиться в концептуальном ключе переориентации высшей школы на результаты образования, компетентностную и студентоцентрированную направленность образовательного процесса. При этом решающее значение придается развитию академического персонала вузов, стимулированию его к освоению методов качественного преподавания и совершенствованию дидактических компетенций. В предлагаемой публикации контекст анализа Болонского процесса расширен до масштабов происходящей в мире «академической революции» (Ф. Альтбах) в связи с усилением роли глобализации в современном высшем образовании (Д. Нойбауэр).
68-74 41
Аннотация
В статье рассматриваются возможности и перспективы интеграции образовательного пространства стран СНГ. Сравнивая системы российского и белорусского высшего профессионального образования, автор выявляет пути гармонизации законодательства двух стран в данной сфере и способы адаптации позитивного опыта Белоруссии (в том числе связанного с совершенствованием процедуры приема абитуриентов и трудоустройством выпускников) к современным российским реалиям. На этой основе проведен анализ различных аспектов функционирования Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова и Белорусского государственного экономического университета в контексте разработки проекта создания распределенного университета. Предложены механизмы взаимодействия между данными вузами по различным направлениям организации совместной деятельности. Показана эффективность использования модели электронного сетевого университета как новой формы межвузовского сотрудничества, обоснована ее роль в подготовке высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям международного рынка труда.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

75-84 80
Аннотация
Статья посвящена мнимым и реальным вызовам, которые стоят перед вузами в связи с решением проблемы несоответствия компетенций выпускников спросу работодателей. Автор показывает, что запросы рынка труда являются косвенным, а не прямым ориентиром для вузов и наилучшим образом могут быть удовлетворены, если вуз в своих целях и программах опережает спрос в экономике, а не следует за ним.
84-91 240
Аннотация
В статье рассмотрены особенности использования положений риск-менеджмента в сфере управления качеством высшего образования. На основе общей теории риск-менеджмента, а также международных стандартов управления рисками и управления качеством серии ISO выделены и описаны группы внутренних, внешних и пограничных рисков вуза: кадровые, контингент-риски, имидж-риски, процессуальные, организационные, инновационные, технико-производственные, финансовые, социальные, риски государства, риски общества, риски предприятий и организаций. Описаны уровни принятия управленческих решений относительно улучшения качества образовательных услуг вуза - уровень ректората, уровень кафедры/факультета/отдела, уровень преподавателя/сотрудника. Кроме того, раскрыто проявление групп рисков на каждом уровне. В заключение статьи автором обоснован вывод о необходимости коллективной работы по управлению рисками в вузе для достижения высокого качества образования.

ЮБИЛЕЙ

93-97 45
Аннотация
В статье раскрываются основные направления деятельности Северо-Осетинского государственного университета в контексте реформирования российской высшей школы, анализируются результаты реализации Программы стратегического развития вуза в направлении улучшения качества образовательного процесса, культурно-массовой и воспитательной работы, повышения эффективности научно-исследовательской деятельности, активизации международного академического сотрудничества, модернизации материально-технической базы.
97-104 75
Аннотация
В статье раскрываются основные направления развития профессионально-педагогической компетентности преподавателей университета: содержание и формы повышения квалификации, учёт социально-психологических особенностей современного студенчества, создание учебной литературы, разработка и внедрение в образовательный процесс индивидуальных учебных программ и соответствующей учебно-методической литературы, организация научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов.
105-111 49
Аннотация
В статье обсуждаются основные задачи научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях. Анализируя ее традиционные показатели и те, что актуализировались сравнительно недавно, автор констатирует многоаспектный характер научно-исследовательской деятельности на современном этапе развития высшего образования. В этом аналитическом контексте наука рассматривается как обязательный элемент в системе подготовки кадров с высшим образованием. В соответствии с требованиями сегодняшнего дня вузы должны быть не только образовательными, но и научными учреждениями. Автор утверждает, что цель филологического образования нельзя свести только к учебно-методической подготовке филолога-предметника, поскольку не менее важным его продуктом является научно-инновационная интеллектуальная среда, играющая важную роль в подготовке современных профессиональных кадров, способных не только воспроизводить и транслировать полученные знания, но и владеть соответствующими научными парадигмами, креативно мыслить, порождая собственные научные идеи и способы их реализации.
112-120 42
Аннотация
В статье проанализировано место ЦКП СОГУ «Физика и технологии наноструктур» в сети центров коллективного пользования научным оборудованием Российской Федерации. Показано, что в силу постоянного пополнения приборного парка, развития научной инфраструктуры и привлечения молодежи в сферу науки ЦКП СОГУ играет заметную роль в реализации приоритетных направлений развития научно-технологического комплекса России, решении приоритетных научных задач, в подготовке кадров высшей квалификации и создании элементов инновационной образовательной среды в высшем учебном заведении.
121-126 59
Аннотация
В статье раскрывается система воспитательной работы в современном вузе на примере Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. Авторы показывают, что в СОГУ воспитательная работа проводится в соответствии с требованиями федерального законодательства и основывается на разработанной вузом Концепции воспитательной работы, идеология которой предусматривает неформальный подход в работе со студенчеством: диалоговое взаимодействие, сотворчество и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение личностного развития и профессионального становления студентов. По сути, университет - не только центр подготовки профессионалов, но и культурно-образовательное и духовно-нравственное пространство.
126-132 46
Аннотация
В статье раскрываются особенности применения современных образовательных технологий в процессе формирования таких необходимых для современного специалиста качеств, как социальная компетентность, коммуникативные умения, навыки критического мышления, способность к рефлексии и адекватному восприятию происходящих событий, других людей и себя, которые способствуют профилактике и преодолению морального отчуждения студентов. Раскрывается сущность и многообразие современных интерактивных технологий обучения, образовательные и воспитательные достоинства метода проектов, развивающие возможности телекоммуникационных учебных проектов. Приводятся примеры практической реализации современных интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе Северо-Осетинского государственного университета. Результаты проведенного исследования расширяют знания о сущности и возможностях современных образовательных технологий, применение которых способствует духовно-нравственному совершенствованию студентов.

EDUCATION ONLINE

133-144 241
Аннотация
Проблема развития смешанного образования и использования в нем массовых открытых онлайн-курсов (МООК) рассмотрена в статье с позиции аксиологического подхода. В условиях глобальной конкуренции на мировом рынке образовательных услуг необходима разработка модели МООК, обладающей конкурентным преимуществом персонализированной образовательной среды и способной к имплементации в институциональное образование в России. С целью уменьшения эгалитарного характера существующих МООК («один размер подходит всем») в педагогическом дизайне персонализированных МООК предложено использовать дифференциацию контингента по индивидуальным «профилям», уровневую композицию контента, опробованную ранее при создании цифровых пособий на локальных носителях (CD и DVD), актуализацию контента с участием обучаемых, формативную (текущую) оценку с участием рецензентов из разных групп контингента, педагогическую поддержку по требованию пользователя, интеграцию платформ МООК с облачными сервисами социальных медиа. Предложено сертифицировать МООК в качестве элементов ООП на уровне ассоциаций вузов.
145-153 81
Аннотация
В статье рассматривается механизм применения wiki-технологий в академической магистратуре для формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника современного российского инновационного университета. На примере матрицы компетенций базовой и вариативной частей образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Финансы и кредит» авторы рассматривают, с помощью каких форм работы с wiki-технологиями (написание и размещение собственной статьи, редактирование и рецензирование статьи, перевод статьи по тематике курса с иностранного языка на русский, добавление самостоятельно созданной графической информации и видео-контента в уже существующие статьи) можно формировать компетенции магистра. Это дает студентам-магистрантам возможность вместе с получением современных знаний развить в себе творческие способности, предпринимательские навыки, получить опыт коллективной научной работы, а российским университетам - повысить свои позиции в рейтингах лучших университетов мира.
153-159 82
Аннотация
Технологии электронного обучения, в том числе открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы, рассматриваются как возможный источник угроз национальной безопасности и инструмент развития национальных конкурентных преимуществ. Рассмотрение проблематики выполняется в контексте и с учетом особенностей основных потребителей образовательного контента, социализация которых проходила и продолжается в условиях формирования и становления информационного общества.

ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ

160-164 66
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов по информационным технологиям для нефтегазовой промышленности. Ее особенность заключается в необходимости рассмотрения газо- и нефтедобывающих производств как сложных систем, включающих как природную составляющую, рассматриваемую с точки зрения геоинформатики, так и производственную составляющую, содержащую аппаратные комплексы добычи и предварительной обработки нефти и газа. Современный уровень развития информационных технологий позволяет моделировать реальное функционирование отраслевых производств, что дает возможность обучения студентов как специалистов, знающих функционирование производства не только теоретически, но и практически, с учетом специфики каждого отдельного месторождения и применяемых на них аппаратных комплексов. Вторым направлением развития информационных технологий, актуальным в настоящее время, является разработка методологии взаимодействия предприятий и вузов на региональном уровне, что позволяет получать положительный эффект - повышение квалификации кадрового состава предприятий отрасли.
164-167 34
Аннотация
В статье рассматривается опыт Республики Татарстан по созданию и развитию отраслевых научно-образовательных кластеров на базе ведущих университетов, воздействие кластеров на развитие сетевой среды региональной экономики.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)