Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 7 (2014)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5-10 60
Аннотация
Для ранжирования университетов предлагается использовать векторное описание разных сторон их деятельности. Предложено ввести два новых показателя деятельности университетов, отражающих рекомендации экспертов ООН. По экспертным оценкам рассчитан вектор приоритетов, позволяющий «взвешивать» разные стороны деятельности университетов при векторном описании.
11-22 27
Аннотация
В статье сопоставляются итоги мирового рейтинга высших учебных заведений Webometrics Ranking of World Universities (далее - вебометрический рейтинг), опубликованные испанским Национальным исследовательским советом в январе 2014 г., и новых региональных рейтингов, проведенных российскими агентствами «Интерфакс» и «Эксперт РА». Показано, что с целью расширения перечня вузов, участвующих в двух последних рейтингах, целесообразно проводить их отдельно по группам вузов в соответствии с профилями их деятельности. Приведены количественные показатели присутствия вузов из различных регионов мира и отдельно - из стран-участниц СНГ в числе занявших первые сто позиций в группах по профилям их деятельности в 2013 и 2014 годах.
22-29 75
Аннотация
В статье раскрываются возможности Форсайта в оценке долгосрочной перспективы развития общества и его институтов, включая институт образования. Подчеркивается необходимость учета национальных, политических, социально-экономических аспектов при проведении Форсайта. Обосновывается важность эффективной работы института социального партнерства, а также ответственности за принимаемые решения в области реформирования образования.

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

31-36 19
Аннотация
Статья посвящена проблемам принятия управленческих решений в российской академической науке и высшей школе. Автор исходит из того, что образование и наука по своей сути имеют интернациональный характер, но в каждой стране присутствует национальная специфика, которая определяется ее историей и культурой. Обосновывается тезис о том, что современные управленческие решения, направленные на реформирование социальных институтов, необходимо рассматривать в историческом контексте.
37-43 78
Аннотация
Цель статьи - демонстрация возможностей интерпретации университета как научного и социального института с точки зрения концепции науки второго рода. Реконтекстуализация науки и высшего образования приводит к пониманию трансгрессивного характера получения знания, что, в свою очередь, означает снятие противоречия между научной и социальной ролями университета. Учитывая то, что основная масса современных российских университетов никогда ранее не выполняла научную функцию, успешность снятия противоречия между научной и социальной ролями университета будет напрямую зависеть от того, какую роль сыграет государство в том, чтобы обеспечить университету возможность ответить на запросы реконтекстуализации.
44-49 78
Аннотация
Статья посвящена выявлению и анализу тенденций развития высшего образования в России в условиях его модернизации. В статье показано, что стержнем высшего образования сегодня является его ориентация на потребности рынка. В связи с развитием процессов глобализации, необходимостью повышения конкурентоспособности национальной экономики преимущественно посредством инновационных продуктов перед высшей школой и образованием ставятся новые задачи по подготовке специалиста, способного к самостоятельному поиску знаний, к инновационной деятельности и созданию продуктов нового качества. Модернизация высшего образования в России требует последовательности, системности в преобразованиях, а также существенной поддержки со стороны государства.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

50-57 99
Аннотация
В свете тенденций развития общества существенно изменяются требования к результатам образования, а соответственно, к организации образовательного процесса в высшей школе. Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы на основе анализа моделей образовательного процесса, отвечающих тенденциям развития высшего образования, а также анализа готовности субъектов образования к их реализации, выявить возможные риски педагогических инноваций. В статье систематизированы основные направления инноваций в высшей школе, показано, что педагогические инновации должны обеспечить созидательный характер обучения и активизацию личностных механизмов профессионального становления студентов. При этом внедрение новых образовательных технологий - необходимое, но не достаточное условие перехода к новому качеству образовательных результатов. Суть образовательного процесса, связанную с характером взаимодействия между его субъектами, можно изменить только через развитие личностных ресурсов студентов и формирование новой профессионально-педагогической позиции преподавателей. В противном случае в модернизируемых педагогических системах вероятны риски фальсификации и имитации.
57-63 34
Аннотация
Качество и эффективность деятельности вуза зависят не только от подразделений, осуществляющих образовательный процесс. Множество вузовских структур, непосредственно не связанных с оказанием образовательных услуг, должны функционировать с максимальной отдачей. Это диктует внимание к персональной эффективности менеджеров вуза и актуализирует рассмотрение способов оптимизации их деятельности. В статье рассмотрен ряд инструментов тайм-менеджмента, направленных на более рациональную организацию рабочего времени менеджеров и сотрудников вуза. Применение данных инструментов формирует в вузе корпоративную культуру организации времени и способствует оптимизации бизнес-процессов.
64-70 42
Аннотация
В статье рассматривается опыт организации профориентационной работы в Белгородском государственном национальном исследовательском университете (НИУ«БелГУ»). На основе данных социологических исследований, проведенных в университете в 2012-2013 гг., авторами выявлены типичные недостатки в организации профориентационных мероприятий. К ним отнесены концептуальные просчеты, такие как отсутствие стратегического подхода к организации профориентационной работы, смещение акцента с задач профессионального самоопределения и развития молодых людей исключительно на набор абитуриентов, пониженная рефлексивность администрации вуза и факультетов. Кроме того, авторами проанализированы тактические ошибки профориентационной деятельности, а именно: размытость адресата, неадекватность форм и методов, недостаточная ресурсная обеспеченность. В заключение сформулированы рекомендации по повышению эффективности профориентационных мероприятий.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

71-85 35
Аннотация
14 марта 2014 г. в рамках Четвертой международной региональной конференции IGIP «Профессионально-педагогическая подготовка преподавателей технических вузов в условиях инновационного образования» и методологического семинара МАДИ «Инновационные педагогические технологии в инженерном образовании» состоялся круглый стол журнала «Высшее образование в России» на тему: «Современная аспирантура и судьба института повышения квалификации научно-педагогических кадров». В заседании круглого стола приняли участие: Приходько Вячеслав Михайлович (чл.+корр. РАН, ректор МАДИ, первый вице+президент IGIP, чл. редколлегии); Жураковский Василий Максимилианович (акад. РАО, НФПК, чл. редколлегии); Сенашенко Василий Савельевич (РУДН, член редколлегии); Вербицкий Андрей Александрович (чл.+корр. РАО, чл. редколлегии); Бедный Борис Ильич (ННГУ, член редколлегии); Медведев Валентин Ефимович (МГТУ им. Н.Э. Баумана); Минин Михаил Григорьевич (НИ ТПУ); Шестак Валерий Петрович (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации); Сазонов Борис Алексеевич (ФИРО, чл. редколлегии); Муратова Евгения Ивановна (ТГТУ); Шестак Надежда Владимировна (РМАПО); Кондратьев Владимир Владимирович (КНИТУ); Красинская Людмила Федоровна (СГУПС); Роботова Алевтина Сергеевна (РГПУ им. А.И. Герцена); Намаканов Борис Александрович (МАДИ); Кубрушко Пётр Фёдорович (МГАУ им. В.П. Горячкина); Гогоненкова Евгения Аркадьевна (зам. гл. редактора журнала) и др. Ведущие круглого стола: Сазонова Зоя Сергеевна (МАДИ, член редколлегии), Сапунов Михаил Борисович (гл. редактор журнала «Высшее образование в России»).

EDUCATION ONLINE

86-92 97
Аннотация
Рассмотрены функции дисциплинарного блога в рамках интегрированного процесса традиционного и электронного обучения. Показана возможность организации самостоятельной учебной работы аспирантов и слушателей курсов повышения квалификации с помощью блога как учебно-методического комплекса.
93-100 64
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые предпосылки применения мобильных технологий в учреждениях высшей школы с учетом российской специфики; высказаны предложения по построению стратегии информатизации вуза, ориентированного на использование мобильных устройств; рассмотрены подходы к управлению мобильными устройствами в информационном пространстве вуза; предлагаются мобильные информационные сервисы для поддержки различных организационных и образовательных практик.

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА

108-114 76
Аннотация
В статье излагаются технологические аспекты построения образовательных программ, предусматривающих присвоение выпускникам квалификации «прикладной бакалавр». Основу данной технологии составляют модульный принцип представления содержания образования и кластерная модель взаимодействия с потенциальными работодателями.
115-122 79
Аннотация
Статья отражает опыт сотрудничества Аэрокосмического института ОГУ с основным предприятием-партнером в научной, учебной и материальной сферах в процессе подготовки и переподготовки инженерных кадров. Отмечаются взаимовыгодные направления и успехи сотрудничества, сформулированы направления дальнейшего развития партнерства.
122-128 45
Аннотация
Статья посвящена проблеме качества подготовки бакалавров для электроэнергетической отрасли. Рассматриваются особенности подготовки бакалавров в условиях ФГОС и проводимого эксперимента по введению прикладного бакалавриата. Проведен анализ современного состояния энергетической отрасли Оренбуржья и её потребности в инженерных кадрах.
128-135 28
Аннотация
Статья посвящена проблеме интеграции образования, науки и производства. Рассматривается механизм осуществления подобной связи на примере Кумертауского филиала Оренбургского государственного университета. Показаны пути решения проблемы взаимодействия вузов с работодателями посредством развития в филиале системы дополнительного профессионального образования.
135-139 76
Аннотация
В статье показана необходимость повышения эффективности взаимодействия вуза с работодателями для решения проблемы качественной подготовки кадров, раскрыта роль производственных практик в развитии профессиональных компетенций студентов.
140-144 40
Аннотация
Статья посвящена вопросам практико-ориентированного обучения бакалавров в условиях кластерной системы, рассматриваются опыт и традиции подготовки инженерных и педагогических кадров в региональном вузе, определяются перспективы развития кластерной системы с учетом региональных потребностей образования.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

145-150 24
Аннотация
Представлен опыт обучения студентов технических специальностей в Карагандинском государственном техническом университете по программе бакалавриата на основе принципов метапредметности в рамках модульного подхода. Стержнем, скрепляющим различные дисциплины модуля в единое целое, является реальный комплексный проект. Перспективным направлением курсового и дипломного комплексного проектирования, обеспечивающим инженерную подготовку, является создание учебного оборудования силами студентов различных курсов, работающих в одной команде. Таким образом обеспечивается постоянное обновление лабораторной базы по наукоемким, динамично развивающимся специальностям, а также реализуются возможности получения элитного технического образования в бакалавриате.
151-156 28
Аннотация
В статье описывается опыт разработки и реализации программ докторантуры в Вильнюсском техническом университете им. Гядиминаса. Указаны критерии приема в докторантуру по направлению «Инженерия окружающей среды», её цели, особенности организации, объём и содержание учебной подготовки. Охарактеризованы требования к докторантам и их руководителям, подробно описаны процессы защиты докторской диссертации и оценки знаний докторантов. Статья подготовлена по результатам выполнения европейского проекта ТЕМПУС «NETCENG» - New Model of the Third Cycle in Engineering Education Due to Bologna Process in BY, RU, UA - Новая модель третьего уровня высшего инженерного образования в соответствии с рекомендациями Болонского процесса в Беларуси, России, Украине (www.netceng.eu). Проект «NETCENG» финансируется при поддержке Европейской Комиссии. Содержание данной публикации отражает мнение автора, и Европейская Комиссия не несет ответственности за использование содержащейся в ней информации.

ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ

157-159 46
Аннотация
Система подготовки молодых специалистов в ординатуре является приоритетным направлением в медицинском вузе. Программа обучения по специальности «дерматовенерология», разработанная на кафедре кожных и венерических болезней УГМУ Минздрава России, включает использование балльно-рейтинговой системы, отвечает современным требованиям и показала свою эффективность в процессе работы.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)