Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 8-9 (2014)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5-15 96
Аннотация
В статье предлагается адаптированный к российским условиям алгоритм создания образовательных программ, основанный на методологии общеевропейского образования TUNING («Тюнинг»). Анализируются новые возможности разработки образовательных программ в модульном формате в условиях введения «рамочных» федеральных государственных образовательных стандартов - ФГОС 3+ и в перспективе - ФГОС-4. Даются практические рекомендации по реализации компетентностного подхода при проектировании и реализации образовательных программ.
16-26 43
Аннотация
В статье представлены результаты анализа показателей публикационной активности членов диссертационных советов в целом, и отдельно - членов диссертационных советов при вузах. Анализ основан на данных мониторинга показателей научной активности членов диссертационных советов, проводившегося в 2013 г. Результаты анализа показали существенные различия в значениях показателей для разных областей науки, что предполагает применение дифференцированных подходов к оценке и стимулированию публикационной активности ученых.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

27-36 116
Аннотация
Анализируются особенности дискурса о состоянии и проблемах развития инженерного образования в стране, его (дискурса) методологические ошибки. Показана предпочтительность метода «case study» при анализе проблем инженерного образования и поиске путей/механизмов его развития. Предлагается ряд конкретных мер по развитию отечественного инженерного образования, в том числе: переход к более гибким форматам ФГОС, межвузовская кооперация, расширение полномочий вузов и профильных кафедр, занятых подготовкой инженеров.
36-44 59
Аннотация
Рассматривается подготовка преподавателей профессиональных дисциплин для уровней среднего и высшего профессионального образования. Представлена модель подготовки преподавателей колледжей, техникумов и технического университета. В соответствии с моделью профессионально-педагогическое образование преподавателей позволяет осуществить интеграцию психолого-педагогической и отраслевой технологической подготовки. Приведен состав дисциплин педагогической направленности, введенных в базовую и вариативную части учебных программ. При этом достигается оптимальное и органичное сочетание у будущего преподавателя педагогических навыков и качеств высококвалифицированного специалиста в технической области. Предлагается авторская версия усиления педагогического компонента в аспирантуре нового типа - как ступени высшего образования. Представленная модель обучающей аспирантуры предполагает различные образовательные траектории, обеспечиваемые соответствующими программами. Предложены две траектории педагогической подготовки аспирантов - будущих преподавателей технического университета. Первая траектория реализуется на базе бакалавриата и магистратуры профессионально-педагогического направления, вторая рекомендуется для подготовки преподавателей профессиональных дисциплин на базе бакалавриата и магистратуры технического направления. Разработанные программы способствуют гуманитаризации технического образования, интеграции и взаимодействию технических и педагогических знаний, расширяют и углубляют квалификацию будущего преподавателя технического университета, повышают качество его подготовки к преподавательской деятельности.

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

46-53 72
Аннотация
Цель статьи - анализ особенностей интерпретации концепции предпринимательского университета в терминах теории Тройной спирали в контексте проблемы капитализации знания. В стандартном понимании (Б. Кларк) концепция предпринимательского университета связывает капитализацию знания с внешними социально-экономическими факторами. В то же время в рамках теории Тройной спирали (Г. Эшковиц и др.) эта концепция дает возможность оценить внутреннюю динамику капитализации знания, опираясь на анализ эпистемологических и когнитивных факторов получения знания.
53-59 49
Аннотация
В статье сделана попытка реконструировать основные вехи государственной политики по интеграции науки и высшего образования в советское и постсоветское время. Показано, что одним из способов, доказавших свою эффективность, стала реализация в СССР проекта академического университета (МФТИ, НГУ) как отечественного варианта «университета Гумбольдта». В постсоветское время упор был сделан на разработку модели исследовательского университета англо-американского типа как формы интеграции науки и высшего образования при ведущей роли вузов. С этой же целью единое прежде поле высшего образования поделено на несколько секторов, среди которых выделяется сектор элитных вузов высшего эшелона (федеральные и национальные исследовательские университеты), сильные специализированные вузы второго эшелона, все остальные вузы, в первую очередь региональные. Сделан вывод, что усилия государства по ускоренному переводу фундаментальной науки в вузы пока не принесли ожидаемого результата.
59-64 35
Аннотация
В статье идет речь о создании элитного сегмента высшей школы в России в начале ХХI века. После малоконтролируемого процесса университизации 1990-х гг. государство использовало новую стратегию в отношении вузов. Формирование группы федеральных и национальных исследовательских университетов власти осуществляли, сочетая административные методы с конкурсным отбором. В результате произошло повышение статуса ряда региональных учебных заведений, которые занимали ведущие позиции в системе высшего образования в предыдущие годы. Вместе с тем в группу элитных вошли малоизвестные вузы, ставшие новыми «точками роста» отрасли внутри страны, ноне на международной арене. Политика по созданию элитного сектора высшей школы привела к фактическому закреплению дифференциации среди вузов, которая существовала прежде, но не была оформлена.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

65-75 59
Аннотация
В статье описан опыт Американского общества инженерного образования (ASEE) по проведению ежегодных конференций и международных форумов, к участию в которых привлекаются представители мирового сообщества преподавателей технических вузов. Проведен сравнительно-сопоставительный анализ проблем инженерного образования и подходов к их решению в разных странах мира и представлены возможности использования наиболее успешного опыта в российском образовательном пространстве.
76-81 71
Аннотация
На примере китайского контингента в статье рассматриваются условия формирования межкультурной коммуникации как специфической формы взаимодействия субъектов в вузовской иностранной аудитории. Цель работы - показать специфику обучения китайского контингента в российском вузе на предвузовском этапе и дать рекомендации преподавателям-практикам. Авторы показывают, что при моделировании педагогических ситуаций необходимо считаться с национальным менталитетом иностранных учащихся, и определяют ряд педагогических условий формирования межкультурного общенияв иностранной аудитории, среди которых теоретические знания преподавателей, работающих в иностранной аудитории, в области этнопсихологии и этнопедагогики и их психолого-педагогическая подготовка в плане развития у иностранных студентов навыков и умений межкультурной коммуникации.

ЮБИЛЕЙ

83-90 42
Аннотация
В 2014 г. Ярославская государственная медицинская академия отмечает свое 70-летие. Сегодня это - крупный образовательный и научный центр, имеющий имидж надежного делового и социального партнера. В статье обсуждаются вопросы организации образовательной деятельности, в том числе практической подготовки обучающихся по образовательным программам разного уровня, содействия трудоустройству выпускников, развития клинической и исследовательской деятельности, научных школ, совершенствования педагогических технологий, внеучебной работы, а также аспекты системы управления и перспективы развития вуза.
91-97 46
Аннотация
В годы Великой Отечественной войны был открыт Ярославский государственный медицинский институт. Это событие имело глубокую предысторию, рассмотрению которой посвящена данная статья. У истоков высшего медицинского образования в Ярославле стоял медицинский факультет при Ярославском государственном университете. Медицинский факультет опирался на базу, созданную в дореволюционный период: накопленный ярославскими врачами научный потенциал, опыт подготовки медицинских кадров среднего звена, сеть лечебных учреждений. Деятельность факультета, привлекшего к преподавательской деятельности лучших врачей города, заложила фундамент будущей высшей медицинской школы Ярославля.
98-106 132
Аннотация
Одним из условий развития современного образования является постоянное совершенствование качества образовательной деятельности. Повышение требований государства и общества к уровню подготовки специалистов, кардинальное реформирование законодательства, усиление регламентирующих и контролирующих функций государства требуют внедрения и развития систем управления качеством образования в образовательных организациях. В статье описывается опыт системного подхода к решению данной проблемы в Ярославской государственной медицинской академии. Система внутреннего контроля качества образования является одной из составляющих системы менеджмента качества и обеспечивается деятельностью Службы качества ЯГМА. Внутренний контроль качества образования осуществляется по нескольким направлениям: контроль качества управления образовательной деятельностью, контроль требований и удовлетворенности внутренних и внешних потребителей образовательных услуг, контроль качества образовательных программ, подготовки, организации и реализации образовательной деятельности, научных исследований, внеучебной деятельности студентов, контроль ресурсного обеспечения основных процессов. Часть указанных направлений описывается в статье.
107-112 34
Аннотация
В статье представлены история, современный этап развития, основные организационные формы, достижения и перспективы развития студенческой науки в Ярославской государственной медицинской академии. Описана деятельность Студенческого научного общества, объединяющего более 50 научных кружков, а также цели и задачи Совета СНО ЯГМА.
112-116 36
Аннотация
Развитие социального образования в современной России является элементом общего процесса модернизации российского общества. Опыт реализации образовательного стандарта по направлению подготовки «Социальная работа» в Ярославской государственной медицинской академии подтверждает правомерность и перспективность введения социально ориентированных образовательных программ в медицинском вузе.
116-121 26
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы воспитания студентов медицинской академии на лучших вузовских традициях, имеющих длительную историю и рожденных в наши дни. Показано, как следование традициям становится реальным инструментом формирования духовной культуры студенческой молодежи, приобщения ее к нормам медицинского сообщества, лучшим образцам отечественной культуры, к исторической памяти.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

122-126 59
Аннотация
Рассмотрен опыт организации в ТПУ самостоятельной работы студентов и бакалавров на основе проектно-ориентированной совместной деятельности студентов в рамках курса физики на уровне внедренческих идей. Приведена модель совместной деятельности, которая осуществляется посредством организации программно-педагогической среды (ППС), обеспечивающей формирование перспективных компетенций в рамках будущего спроса и прогнозирования потребностей. Проектная деятельность предусматривает создание студентами собственного учебного продукта. Разработаны методические указания, содержащие систему заданий, на основе которых проектная деятельность студентов максимально приближается к практической. В процессе ее применения студенты осваивают методы и способы деятельности, которые могут быть задействованы в дальнейшем при выполнении научных, исследовательских и проектно-конструкторских работ.
126-130 39
Аннотация
В статье излагаются представления автора о возможных путях решения актуальной для современного высшего образования проблемы вариативности подготовки бакалавров. Вариативность в настоящей статье рассматривается как принцип организации структуры и содержания учебно-воспитательного процесса в вузе. На основе вариативного подхода возможно эффективное проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов и разработка образовательных модулей. Авторское понимание вариативности образовательного процесса по направлениям музыкального искусства и музыкальной педагогики представлено в тезисном виде. Содержание образовательного процесса рассматривается как совокупность двух теоретико-практических блоков (универсального и вариативного), что обеспечивает возможность формирования контента индивидуальных маршрутов и образовательных модулей с учетом компетентностных особенностей направлений и профилей подготовки.
131-135 38
Аннотация
Статья посвящена проблеме обучения студентов неязыковых вузов речевой деятельности наnиностранном языке с позиций психолингвистических и лингводидактических исследований, рассматривающих когнитивный, деятельностный и коммуникативный аспекты речи человека, способного воспринимать чужую речь и формулировать свои мысли в контексте своей профессиональной деятельности.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

136-141 70
Аннотация
Статья посвящена практике литографирования лекций, распространенной в студенческой среде во второй половине XIX - начале XX в. Подобные издания играли важную роль в учебном процессе и составили заметную часть репертуара учебной книги дореволюционной России. В указанный период сложились основные виды работ, связанных с изданием учебной литературы, сформировались характерные черты студенческого книгоиздания. Детально исследован процесс выпуска литографированных лекций. Показаны такие его этапы, как получение согласия профессора на публикацию его курса, запись и редактирование рукописи, отправка ее в литографскую мастерскую и распространение издания. Уделено внимание отношениям, возникавшим между студентами-издателями, авторами-профессорами и учебной администрацией в связи с изданием учебной литературы.
141-146 52
Аннотация
Рассматриваются два студенческих научных объединения, существовавшие в 1910- 1920-е годы: кружок по изучению вопросов воздухоплавания и секция межпланетных сообщений, организованные с интервалом в два десятка лет в Санкт-Петербургском (Ленинградском) институте инженеров путей сообщения. Проанализированы основные результаты деятельности этих двух студенческих организаций, показана роль их научного руководителя - профессора Н.А. Рынина.
147-151 29
Аннотация
В статье рассматривается история становления и развития музыкально-педагогического факультета ЕГУ им. И.А.Бунина, обозначены основные аспекты его деятельности и роль в масштабах города, области и региона.

ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ

152-155 57
Аннотация
В статье обосновывается необходимость подготовки студентов педвузов факультетов (отделений) начального образования к ведению работы в области межнациональных отношений с младшими школьниками в классах смешанного этнического состава. Предложена тематика исследований студентов по проблемам гармонизации межнациональных отношений в России. Проведение будущими учителями научных работ по данной тематике позволит им не только глубже взглянуть на проблемы межнациональных отношений, но и изменить свое мировоззрение. В статье также рассматриваются те трудности, с которыми могут столкнуться студенты и их научные руководители при подготовке исследовательских проектов.
155-159 30
Аннотация
Представлен опыт работы факультета довузовского и непрерывного профессионального образования Красноярского государственного медицинского университета им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого по привлечению профессионально ориентированных абитуриентов, подготовленных по профильным для медицинского вуза предметам. В статье представлен комплексный подход, включающий новые формы организации подготовительных образовательных программ, проведение профориентационных мероприятий и привлечение абитуриентов к участию в конкурсе научных работ школьников.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)