НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Национальный совет по профессиональным квалификациям при Президенте Российской Федерации координирует создание новых и модернизацию уже действующих профессиональных стандартов. Поставлена задача формирования и актуализации образовательных стандартов на основе обновлённых профессиональных стандартов. На данный момент разработано уже 158 федеральных государственных образовательных стандартов по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки». На основе анализа этого массива данных предлагается сформулировать обобщённую компетентностную модель инженера соответствующего уровня образования по области образования. Для разработки этой модели требовалось провести унификацию формулировок общепрофессиональных компетенций, схожих для всех инженерных направлений подготовки (специальностей) одного уровня образования. Результаты исследований, описываемые в данной статье, станут основой для формирования рекомендаций Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки». В качестве выводов статьи представлен проект общепрофессиональных компетенций, единых для области образования.
Несмотря на огромные плюсы внедрения профессионального стандарта, не удалось избежать ряда противоречий в формировании и развитии профессиональной траектории деятельности преподавателя медицинского вуза: во-первых, из-за отсутствия единых универсальных компетенций преподавателя высшей школы, во-вторых – в силу многозначности и многообразия существующих компетенций, в-третьих, что наиболее весомо, из-за отсутствия утверждённой Национальной рамки квалификаций, которая выступала бы связующим и регулирующим звеном между квалификациями по образованию и профессиональными квалификациями. В компетентностную модель преподавателя медицинского вуза войдёт соотношение следующих блоков: уровень профессионально-должностного статуса; категория преподавателя в зависимости от преподаваемой дисциплины; компетенции (административно-сервисные, коммуникативные, учебно-методические – общепреподавательские, специальные профессиональные). В связи с этим программы повышения квалификации преподавателей должны быть модульными, с разделением на универсальный и специальный модули. Универсальный модуль может использоваться как отдельная программа, а также являться одним из модулей других программ повышения квалификации (направленным на развитие общепреподавательских компетенций). Специальный модуль нацелен на формирование и развитие специальных профессиональных педагогических компетенций (с учётом преподаваемой дисциплины).
«СИНЕРГИЯ – 2017»
Инженерная педагогика как наука рассмотрена в разных аспектах и с нескольких сторон. Определены ведущие направления интеграции различных видов знаний. Даны определения объекта, предмета и задач исследования инженерной педагогики. Выделены ее важнейшие категории и функции. Сформулированы концептуальные положения системы подготовки преподавателей технических университетов.
Проблема интеграции образования, науки и производства как обязательного условия качественной подготовки инженерных кадров и обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики не снимается с повестки дня с довоенных времен. Она носит перманентно актуальный характер, поскольку при каждой очередной попытке полностью и окончательно её решить обнаруживается отсутствие у заинтересованных сторон должного консенсуса. Следует признать, что в этой области наработан немалый положительный опыт, есть заметные достижения, есть удачные модели и потрясающие примеры («заводы-втузы», физтеховская модель, Пущинский государственный естественнонаучный институт и другие). Нет главного – системности: требуемое триединство не обеспечено институционально. В советское время взаимодействие высшей школы и производства обеспечивалось на государственном уровне. А что касается академической науки, то она была отделена от образовательного процесса. В годы перестройки эту ситуацию оказалось возможным переломить. В 1987 г. в Губкинском университете был создан прецедент институционального решения проблемы интеграции академической науки и высшего профессионального образования. Впервые в нашей стране был организован академический институт – Институт проблем нефти и газа (ИПНГ) на базе кафедр и лабораторий высшего учебного заведения – Московского института нефти и газа имени И.М. Губкина. ИПНГ имел двойное подчинение – Академии наук СССР и Минвузу СССР. Практика показала высокую эффективность данного альянса. Международный опыт свидетельствует о том, что органичная интеграция образования и науки – необходимое условие для перехода к экономике, в которой доминирующей индустрией становится поточное производство знаний. Эта индустрия реализуется в новых формах организации типа Кремниевой долины – кластерах, технопарках, бизнес-инкубаторах и т.п. Сегодня Губкинский университет в полной мере использует те возможности и механизмы, правильнее сказать – институты интеграции профессионального образования, академической и отраслевой науки, а также и производства, которым отечественное законодательство дало легитимность. Это попечительский и наблюдательный советы, эндаумент-фонды, базовые кафедры, научно-образовательные центры, отраслевые лаборатории, технопарки, советы по профессиональным квалификациям и т.д. Попечительские советы следует выделить особо. Одна из их важнейших задач – обеспечение разносторонней поддержки университетов со стороны органов местного и государственного управления, бизнеса, финансовых структур, общественных организаций. Свой попечительский совет Губкинский университет сформировал в марте 1992 г. одним из первых в инженерных вузах России. В состав Совета вошли руководители различных хозяйствующих субъектов ТЭК (в их числе – концерны «Газпром» и «Лукойл»), банков, ряда руководящих работников профильного министерства. Тогда же был учрежден и фонд попечителей, по смыслу и содержанию благотворительной деятельности аналогичный эндаумент-фонду, позволивший университету в полном объёме финансировать производственные практики студентов, провести тотальную компьютеризацию учебного процесса, учредить и выплачивать молодым преподавателям стипендии попечительского фонда, издавать учебники, решать разнообразные хозяйственные задачи. Институт университетских базовых кафедр, работающих в научных организациях и на производственных предприятиях, давно проверен временем, его эффективность общепризнана. Национальные и отраслевые советы по профессиональным квалификациям – ещё один весьма перспективный институт интеграции образования, науки и производства, институт взаимодействия академического и бизнес-сообществ. Опыт наиболее успешных университетов мира свидетельствует, что наиболее эффективным механизмом интеграции образования, науки и бизнеса как обязательного условия качественной подготовки инженерных кадров и обеспечения конкурентоспособности экономики является Наблюдательный совет и учреждение Эндаумент-фонда. Создание наблюдательного совета предполагает участие бизнес-сообщества в управлении унивеситетом как в образовательной сфере, устанавливая тесную взаимосвязь между востребованными компетенциями на рынке труда и формируемыми компетенциями в вузе, так и в управлении университетом в целом как субъектом экономической деятельности.
На современном этапе развития науки и промышленности профессиональная деятельность инженера претерпевает ряд изменений, среди которых – необходимость осуществлять предпринимательскую деятельность. В контексте тенденций развития университета – движения к Университету 3.0 (Образование, Наука, Предпринимательство) – это означает неизбежные изменения в структуре подготовки будущих инженеров. Становятся востребованы такие программы обучения, которые способствуют подготовке выпускника вуза, способного соединить техническую сторону идеи с её коммерческой реализацией. Очевидно, что эффект синергизма может быть достигнут только тогда, когда талант инженера встречается с талантом менеджера. Поэтому развитие предпринимательских способностей у студентов должно стать одной из задач обучения в техническом университете. В статье представлен опыт формирования и развития предпринимательских компетенций в условиях исследовательского университета.
В современных условиях обучения, при существенном сокращении аудиторного времени, но увеличении объёма изучаемого материала, остро встал вопрос о необходимости вносить коррективы в привычные формы занятий, а также в традиционную систему проверки знаний. Укрупнение блоков, разделов предмета, по которым проводится контроль, приводит к тому, что мелкие темы и разделы остаются без должного внимания. Для повышения качества образования был создан комплект, состоящий из лекционного курса, практических заданий для аудиторных занятий и расчётных работ. Созданный комплект позволяет каждому студенту выбирать свою траекторию движения для усвоения знаний и тем самым приобретать первые навыки самостоятельной работы. Для контроля обученности студентов применяется тестовый контроль. Использование тестовых технологий в учебном процессе позволяет повысить качество усвоения дисциплины, успеваемость, объективность и точность оценивания результатов процесса обучения.
ПЕДАГОГИКА: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
Данный текст представляет собой обобщающий взгляд на ряд проблем, вызванных озабоченной рефлексией преподавателя высшей школы. Автор опирается на ранее высказанные им в ряде публикаций положения, акцентируя внимание на оптимистическом смысле своей деятельности. Источники такого подхода к преподаванию многообразны. Они содержатся в эмоционально насыщенном осознании терминальной ценности труда учителя и преподавателя, в позитивном пафосе ответа на вопрос, «ради чего» выполняется их деятельность, в переживаниях по поводу важности постоянного обновления содержания и форм образовательного процесса, в возникающей при этом потребности самообразования, в радости узнавания и понимания другого человека, в очевидных преобразованиях личности учеников. Статья опирается на многолетний педагогический опыт автора, на ретроспективную рефлексию им своей деятельности.
В центре внимания статьи находится коммуникативный ритуал, который рассматривается как одно из условий блокировки трансформаций образования. Предполагается, что сложившаяся в современном образовании ритуальная коммуникация опирается на ограниченный лингвистический код, обеспечивающий воспроизводство сложившихся дидактических отношений. Выдвигается гипотеза, согласно которой изменения их порядка связаны с утверждением в учебной коммуникации расширенного лингвистического кода. Обращение к нему позволит участникам обучения проблематизировать коммуникативный ритуал, действовать как субъектам, способным конструировать и развивать дидактические условия. Смена кода – это смена средств, созидающих образовательную реальность индивидов.
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Сфера государственного управления остро нуждается в высококвалифицированных специалистах, способных реализовывать поставленные стратегические задачи социально-экономического и инновационного развития России. В статье рассмотрены основные проблемы, связанные с процессом подготовки кадров для работы с молодёжью как одного из наиболее важных источников формирования кадрового потенциала для реализации молодёжной политики. Актуальность данной темы связана с задачей совершенствования профессиональных компетенций служащих этой отрасли. В ходе анализа кадрового состава органов по делам молодёжи оказалось, что среди них преобладают сотрудники с непрофильным образованием и вытекающей из этого их слабой компетентностью. Исходя из требований, предъявляемых к такого рода специалистам образовательным и профессиональным стандартами, предложены направления оптимизации процесса обучения и сформулированы новые задачи подготовки организаторов работы с молодёжью, которые могут нивелировать обозначенные проблемы и способствовать росту кадрового потенциала сферы российской молодёжной политики.
В статье рассматривается процесс формирования конфликтологической компетентности преподавателя вуза. Проанализированы трактовки понятия «конфликтологическая компетентность преподавателя вуза», представленные в отечественной литературе. Описана структура конфликтологической компетентности преподавателя вуза, состоящая из взаимосвязанных компонентов: гностического, регулятивного, проектировочного, рефлексивно-статусного, нормативного, коммуникативного. Рассмотрены условия, которые необходимо создать для того, чтобы процесс формирования конфликтологической компетентности руководителей образовательных подразделений, преподавателей был более эффективным. Описаны методы и формы формирования конфликтологической компетентности преподавателя вуза. Представлены программа тренинга «Технология управления конфликтами в образовательном учреждении», направленного на формирование конфликтологических компетенций руководителей образовательных подразделений, и учебно-тематический план программы повышения квалификации «Управление педагогическими конфликтами», направленной на формирование у преподавателей вуза компетенций по конструктивному разрешению педагогических конфликтов.
Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования конфликтологической компетентности преподавателя вуза. Проанализированы трактовки понятия «конфликтологическая компетентность преподавателя вуза», представленные в отечественной литературе. Описана структура конфликтологической компетентности преподавателя вуза, состоящая из взаимосвязанных компонентов: гностического; регулятивного; проектировочного; рефлексивно-статусного; нормативного; коммуникативного. Рассмотрены условия, которые необходимо создать для того, чтобы процесс формирования конфликтологической компетентности руководителей образовательных подразделений, преподавателей был более эффективным. Описаны методы и формы формирования конфликтологической компетентности преподавателя вуза. Представлены программа тренинга «Технология управления конфликтами в образовательном учреждении», направленного на формирование конфликтологических компетенций руководителей образовательных подразделений, и учебно-тематический план программы повышения квалификации «Управление педагогическими конфликтами», направленной на формирование у преподавателей вуза компетенций по конструктивному разрешению педагогических конфликтов.
Национальный совет по профессиональным квалификациям при Президенте Российской Федерации координирует формирование новых и модернизацию уже действующих профессиональных стандартов. Президентом России поставлена задача формирования и актуализации образовательных стандартов на основе обновленных профессиональных стандартов. На данный момент разработано уже 158 федеральных государственных образовательных стандартов по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки». На основе анализа этого массива данных предлагается сформулировать коллективную компетентностную модель инженера соответствующего уровня образования по области образования. Для разработки этой модели требовалось провести унификацию формулировок общепрофессиональных компетенций схожих для всех инженерных направлений подготовки (специальностей) одного уровня образования. Результаты исследований, описываемых в данной статье, станут основой для формирования рекомендаций Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки». В качестве выводов представлен проект общепрофессиональных компетенций, единых для области образования.
СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В связи с реализацией в последние годы в России крупномасштабных спортивных проектов, прежде всего Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года, студенческое волонтёрство стало неотъемлемым компонентом высшего образования. Волонтёрство остаётся ключевой повесткой дня и сегодня, в т. ч. в связи с подготовкой к проведению в РФ Чемпионата мира по футболу FIFA-2018. Выполненные в последние годы исследования (Л.Е. Сикорская, Н.В. Черепанова, С.Г. Екимова, Г.Г. Бородаева, И.А. Руднева, Т.Н. Арсеньева, М.В. Певная, В.А. Стародубцев, П.В. Родионов, А.Ф. Козодаева, Дж. Вильсон, П.А. Амбарова, Р.А. Стеббинс) демонстрируют высокий развивающий потенциал волонтёрства. Однако анализ вузовской практики показывает, что он практически не используется студентами ввиду того, что научно не обоснованы и не создаются в вузах необходимые для этого педагогические условия. Целью настоящей статьи является описание условий личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтёрской деятельности, развития этих универсальных и профессиональных компетенций, гражданских качеств.
В статье рассмотрена коммуникативная компетентность как один из ключевых soft skills выпускника вуза. Обосновано, что владение выпускником коммуникативными технологиями и инструментарием становится метакомпетенцией, способствующей формированию у него разнообразных общекультурных и профессиональных компетенций. Показано, что ряд универсальных компетенций, прописанных во ФГОС ВО 3++, в неявной форме включают коммуникативную компетентность. Проанализированы проблемы, возникающие при неуправляемом осуществлении корпоративных коммуникаций как в образовательном учреждении, так и в любой другой организации; обосновано решение данных проблем посредством разработки корпоративных стандартов командного взаимодействия. Каждая проблема иллюстрируется практическим кейсом. Предлагаются конкретные регламенты, посредством которых оптимизируются затраты времени на коммуникации, минимизируется репутационный риск, нормализуются бизнес-процессы. Предложения автора по каждому вопросу сопровождаются примерами из бизнес-практики.
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
В статье представлен опыт обучения предпринимательству в Дании на всех уровнях образования, раскрывается система постепенного включения молодого поколения в предпринимательскую деятельность. Проведён анализ стратегии правительства Дании по образованию и подготовке кадров в области предпринимательства, которая является основой для подготовки молодых людей, компетентных в области предпринимательства. В статье раскрываются основные направления работы, организованные Датским фондом предпринимательства: создание единой системы предпринимательской подготовки; разработка учебных программ для тренеров и менеджеров по обучению предпринимательству; создание сети контактов и тесного сотрудничества между промышленностью и учебными заведениями. Особое внимание в статье уделяется системе внеклассных мероприятий, которые позволяют мотивировать молодых людей на занятие предпринимательством, таких как деловые лагеря, форумы, фестивали, ярмарки, а также особенностям подготовки учителей в плане разработки ими педагогических инноваций в области предпринимательского образования.
Статья является реконструкцией философского «разговора» мыслителей русского зарубежья о культуре и нации. Активным участником этого «разговора» был историк, философ, литературный критик Петр Михайлович Бицилли (1879–1953). Его стиль мышления, особый исторический метод проникновения в исследуемую реальность не потеряли актуальности и сегодня.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Изложены научные биографии двух выдающихся советских учёных-математиков и педагогов Елены Сергеевны и Димитрия Александровича Вентцель. Основное внимание уделено восстановлению подлинных событий, связанных с научной, педагогической и общественной деятельностью этих людей. Автор широко использует не только опубликованные материалы, но и устные воспоминания участников указанных событий – друзей и знакомых наших героев. Также большое внимание уделяется истории и деятельности крупнейшего военного вуза страны – Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского, с которой была связана вся профессиональная жизнь супругов Вентцелей. Подробно описывается жизнь Петроградского университета в 1920-е годы, где тогда училась Е.С. Вентцель. Приводятся сведения о многих известных профессорах и преподавателях обоих вузов. Воссоздана и проанализирована педагогическая деятельность Е.С. Вентцель в ВВИА и МИИТ (Москва). Автор подробно останавливается на её научной и издательской деятельности в области теории вероятностей и исследования операций. Воссоздана её литературная деятельность, которую она вела под псевдонимом «И. Грекова». Перечислены знаменитые литераторы, с которыми она контактировала (А.Т. Твардовский, К.И. Чуковский, А.А. Галич и др.). Описана научная деятельность Д.А. Вентцеля в области баллистики, его вклад в выпуск учебников для военных вузов, участие в подготовке кадров высшей квалификации, научно-организационная деятельность (создание факультета вооружений в ВВИА, основание Академии артиллерийских наук СССР и др.).
В статье анализируется деятельность сибирских вузов медицинского профиля по развитию основных направлений научных исследований в конце 50-х – начале 90-х гг. ХХ в. Охарактеризованы наиболее значительные достижения учёных-медиков региона в ведущих областях медицинской науки: терапии, хирургии, педиатрии, акушерстве и гинекологии, стоматологии, генетике, микробиологии и других направлениях. Показано, что наиболее значительный объём исследований проводился в Томском, Иркутском, Новосибирском и Омском мединститутах. В них сформировались авторитетные научные школы. Отмечается, что преподаватели, научные сотрудники мединститутов активно участвовали в реализации региональных народнохозяйственных программ, среди которых можно выделить программу «Здоровье человека в Сибири», являвшуюся частью суперпрограммы «Сибирь». Большое место в статье занимает материал, посвящённый опыту налаживания деловых связей в проведении НИР, использования экспериментальной и клинической базы между вузовской и академической медицинской наукой. Проанализированы формы и методы взаимодействия в данной сфере научной деятельности, такие как научно-практические объединения, межведомственные лаборатории, творческие договоры и соглашения, участие учёных в работе выборных академических и вузовских органов. Автором утверждается, что, несмотря на укрепление деловых контактов между вузовскими и академическими медицинскими учреждениями, существовало немало трудностей, обусловленных тем, что связи зачастую складывались стихийно, многое зависело от взаимоотношений между руководящими структурами мединститутов и академических НИИ, существовала разобщённость в решении некоторых научных вопросов. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что научно-исследовательская работа медицинских вузов Сибири в рассматриваемый период была направлена на резкое увеличение масштабов исследований, наращивание научного потенциала и повышение эффективности его использования в интересах социально-экономического развития региона и страны в целом. Работа выполнена на основе архивных источников и материалов, которые впервые вводятся в научный оборот.
ISSN 2072-0459 (Online)