ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
В статье рассматриваются современные технологические тренды и их связь с качеством образования с позиции разных заинтересованных сторон, отмечается беспрецедентная скорость и масштаб изменений, формулируется краткий перечень ключевых требований к образовательным программам высшего образования для сохранения их высокого качества в условиях цифровой трансформации. Наиболее полной характеристикой качества образования авторам представляется качество жизни, добавленное образовательной программой. Отмечается необходимость сохранения в образовательных программах относительно медленно меняющегося кросс-дисциплинарного фундаментального теоретического ядра в соответствующей области знаний, развития проектных и исследовательских компетенций. Для адаптации к технологическим изменениям в профессиональной сфере указывается на необходимость постоянного опережающего конструирования и сборки курсов, формирующих пакеты профессиональных компетенций. Эта постоянно меняющаяся часть программы предполагается для формирования индивидуальных образовательных траекторий. Отмечается необходимость развития универсальных компетенций в области информационно-коммуникационных технологий, а также навыков использования методов теории распознавания образов, лежащих в основе глубокого машинного обучения. Рассматриваются возможности применения в образовательных программах массовых открытых онлайн курсов (MOOC), а также обращения к услугам компаний Online Program Management (OPM).
В статье с применением концепций бюрократии рассматриваются теоретические основания изучения и понимания современной образовательной политики. Она также представляет результаты межрегионального исследования информационных потоков в российской системе образования. Избыточность, интенсивность и формализация этих потоков – одна из болезненных сторон работы в отрасли, наряду с несправедливо низкой оплатой труда. В статье анализируются материалы обширных выборочных опросов и хронометража нагрузок основных должностных групп в системе образования, данные о документообороте в учреждениях разного типа и уровня, экспертные оценки в трёх регионах страны. Рассмотрены объём и структура информационных потоков, социальные реалии бумажной работы и её влияние на социальное и профессиональное самочувствие персонала отрасли. Доказывается, что основным источником бумажного прессинга и бумажного геноцида в системе образования стала управленческая стратегия, игнорирующая общественную миссию образования и его многоплановую социальную эффективность. Эта стратегия выражает недоверие к работникам образования, к возможностям общественно-государственного управления. Она стала тупиком для российской системы образования, главным препятствием для сохранения её потенциала, развития и прогресса на фоне растущей глобальной конкуренции.
СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье предлагается подход к оценке привлекательности образования в постсоветской России. Приводятся результаты анализа динамики отношения населения к образованию по показателям вербального поведения, в частности, мнений о целях сбережений, расходовании денежных средств на образование в зависимости от уровня среднедушевых доходов. Показана динамика места образования в потребительских расходах населения и оплате личных услуг, а также результаты сравнительного анализа образовательных характеристик населения в России и ряде развитых стран мира. Делается вывод о традиционно высокой привлекательности образования в нашей стране, но проявившейся тенденции к её снижению в ХХI веке.
Статья подготовлена по материалам полевого исследования, проведённого в Удмуртском государственном университете в рамках проекта «Транзитивный университет в условиях глобальных, национальных и региональных вызовов». В статье рассмотрены результаты анкетирования, связанные с оценкой профессорско-преподавательским составом способов взаимодействия с региональными субъектами социального заказа. 75% респондентов признают наличие рисков, обусловленных образовательно-трудовой миграцией молодёжи из Удмуртской Республики. Регионально ориентированные компетенции студентов формируются в рамках регулярного учебного процесса: преподаватели подбирают темы курсовых и выпускных работ студентов в соответствии с потребностями региона; учитывают потребности рынка труда в содержании занятий; участвуют в организации практик и помогают студентам в трудоустройстве на региональном рынке труда. По мнению преподавателей, наиболее важная роль университета состоит в том, чтобы участвовать в развитии региона вместе с крупными организациями и ветвями власти. Преобладает кооперативный подход, при котором университет играет роль партнёра, а не драйвера. Преподаватели оценили взаимодействие администрации университета с органами государственной власти УР как удовлетворительное. Перспективы развития университета преподаватели видят в четырёх направлениях: ориентация на региональный рынок труда, взаимодействие с работодателями; научная и инновационная деятельность; цифровизация и информатизация образовательного и административного процессов; развитие международного сотрудничества. В ответах преподавателей преобладает пессимизм по поводу надежд на сотрудничество с органами власти и бизнесом региона, что требует отдельного исследования, поскольку он может быть вызван целым рядом факторов. В качестве предложений администрации вуза преподаватели обозначили необходимость более активного взаимодействия с руководством региона и бизнесом, вовлечения университета в региональные проекты, выявления потребностей региона и стимулирования руководства институтов в формировании новых направлений научно-образовательного сектора с учётом перспектив развития республики.
ЮБИЛЕЙ
17 апреля текущего года Губкинскому университету исполняется 90 лет. В статье показано чёткое следование университета все эти годы принципам, сформулированным основателем вуза академиком Иваном Михайловичем Губкиным. Важнейшими из них являются следующие. Университет – лидер отечественного высшего нефтегазового образования, осуществляющий опережающую подготовку инженерных кадров нефтегазового профиля на основе инноваций в содержании и технологиях обучения. Университет – отраслевой политехнический вуз, охватывающий своими специальностями и направлениями всю технологическую цепочку индустрии углеводородов: от их поиска – до получения и реализации на рынке продуктов их химической переработки. Университет – локомотив научно-технического прогресса углеводородной энергетики.
ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА
Требование профессионального стандарта работников образования обязывает преподавателей вузов не только разрабатывать образовательный контент дисциплины, но и применять цифровые средства для активизации и управления учебной активностью студентов, переходить от аудиторного пути трансфера знаний к сетевым дисциплинарным курсам. Развивающаяся цифровизация современной образовательной среды приводит к необходимости непрерывного повышения квалификации преподавателей высшей школы, к изменению стиля и инструментов их профессиональной деятельности. Целью работы являлась разработка корпоративного онлайн-курса повышения квалификации преподавателей университета, отличающегося от традиционных МООК проблемностью, открытостью, сотрудничеством, распределённостью ресурсов и сохранением образовательных продуктов слушателей курса. В статье анализируются различные типы массовых открытых онлайн-курсов в сравнении таких их педагогических аспектов, как открытость, прозрачность, внутренняя коммуникация и внешняя доступность образовательных продуктов, полученных участниками курсов. Предлагается модель распределённого и проблемно-ориентированного онлайн-курса с высоким уровнем прозрачности и внутренней открытости, где участники используют сервисы создания интернет-портфолио и Гугл-документов для коммуникации всех слушателей друг с другом и с тьюторами. Эти свойства, по мнению авторов, являются главными для успешного процесса обучения на онлайн-курсе. Показано, что предлагаемая модель повышения квалификации и эрудиции преподавателей высшей школы приводит к более эффективным результатам, чем широко используемые другие типы MOOК. После окончания курса и его архивирования все образовательные продукты, созданные слушателями курса, остаются доступными для внешних пользователей. Таким образом, в результате проведения курса повышения квалификации создаётся база учебно-методических открытых образовательных ресурсов, ориентированная на направления подготовки студентов в университете.
Данная статья посвящена обзору лучших практик ведущих университетов России в области организации практико-ориентированной подготовки по инженерно-техническим специальностям. Опираясь на совокупность профессиональных и межотраслевых профессионально значимых компетенций будущего выпускника инженерно-технических специальностей, авторы рассматривают его профессиональный портрет как триединство компетенций научно-исследовательской, инженерно-технической и предпринимательской деятельности. На основе обзора документов, отчётных материалов, информационных баз данных, анализа результатов статистических исследований обобщены мировые тенденции развития инженерно-технической подготовки в университетах мира и страны, сформулированы приоритетные задачи трансформации инженерно-технического образования, предложены подходы к решению данных задач на уровне структурно-организационного и учебно-методического оснащения учебного процесса. На примере опыта организации практико-ориентированного обучения физике в Томском политехническом университете (ТПУ) обсуждаются основные учебно-методические и организационно-структурные решения, позволяющие эффективно формировать профессиональный портрет будущего инженера. Разработанная в ТПУ система практико-ориентированной инженерно-технической подготовки может быть успешно использована в практике преподавания программ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры инженерно-технических специальностей других университетов.
Среди проблем математического образования в статье выделены:1) недостаточное внимание, уделяемое фундаментальной, структурообразующей роли математики; умозрительность обучения, его оторванность от практики. Сформулирована концепция теоретико-эмпирического дуализма в обучении как единство абстрактно-теоретической и опытно-экспериментальной познавательной деятельности обучающихся. По мнению автора, следует выделять априорное и апостериорное математическое знание. Априорное знание либо представляется индивиду совершенно очевидным, бесспорным, либо усвоено им некритически, «на веру». Апостериорное же математическое знание субъективно возникает в процессе напряжённой теоретической и практической деятельности обучающегося, активно и всесторонне проверяется экспериментально – либо с помощью приложений математики, либо путём математических экспериментов. Эмпирическая составляющая обучения математике подразумевает разнообразные формы и методы активного (в том числе, компьютерного) и профессионально ориентированного обучения, дающие опыт самостоятельного формулирования задач, совместного поиска путей их решения, взаимодействия и командной работы. Особое внимание при этом уделяется применению математических экспериментов в тех нередких случаях, когда требуется заменить или дополнить сложные доказательства, проиллюстрировать новые знания, дать навыки исследовательской работы. Продемонстрированы математические эксперименты по методу Монте-Карло, служащие, в частности, яркой, образной и убедительной формой подкрепления теоретических знаний в области стохастических разделов математики. В качестве наиболее высокой стадии теоретико-эмпирической деятельности обучающихся рассматривается исследовательская работа студентов. Предложена тематика исследовательской деятельности студентов в процессе или по завершении ими изучения вероятностно-статистических дисциплин.
УНИВЕРСИТЕТ И РЕГИОН
Статья посвящена 90-летию Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ), рассмотрены составляющие формулы успеха вуза как опорного университета Волгоградской области. Приведены исторические факты создания на заре индустриализации страны Сталинградского тракторостроительного института и его развития до опорного вуза, представляющего собой современный университет, обладающий перспективной образовательной, научной и производственной инфраструктурой. Представлены научные школы известных учёных вуза, осуществляющие фундаментальные и прикладные научные исследования; международная деятельность вуза, включая международное сотрудничество в научных исследованиях, создание и модернизацию образовательных программ, экспорт образовательных услуг. В своей многогранной деятельности опорный университет ориентируется на решение актуальных задач социально-экономического развития региона. Гибридная модель опорного университета ориентирована преимущественно на две типовые модели: «многопрофильный региональный университет» и «технологический лидер в регионе». В статье рассматривается ряд системных и структурных трансформаций университета в рамках гибридной модели: эффективная управленческая система поддержки инноваций, включающая социально-психологические установки и инфраструктурные преобразования; развитие дополнительного образования и создание условий для развития бизнеса.
Статья посвящена сотрудникам и студентам Сталинградского механического института – участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, рассматривает судьбу города и вуза как одну на двоих. В статье описывается деятельность учёных, преподавателей и студентов Сталинградского механического института в годы Великой Отечественной войны – как во время Сталинградской битвы, так и в эвакуации в Челябинске. Приведена тематика научно-прикладных работ, посвящённых решению ряда технических проблем по созданию, совершенствованию и ремонту военной техники, в основном Т-34– самого массового танка Великой Отечественной войны, реактивных установок «Катюша» и ряда других. Приводятся результаты социологического опроса студентов Волгограда об их отношении к Сталинградской битве.
Глобальной задачей, о которой постоянно говорят принимаемые правительством документы, является прорывное развитие экономики России. Определяющее значение для успешной реализации этой задачи имеет кадровый потенциал специалистов реального сектора экономики. Значительную и наиболее ценную их часть составляют специалисты с накопленными знаниями и опытом работы в своей области деятельности. Среди них достаточно велика доля лиц предпенсионного возраста, которые в силу возрастных или иных ограничений не успевают отслеживать современные тенденции совершенствования приёмов работы в условиях повсеместного внедрения автоматизации и цифровизации. ВолгГТУ активно участвует в реализации Федерального проекта по дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста, а также по повышению квалификации работников предприятий в рамках Федерального проекта, направленного на повышение производительности труда и занятости населения. Для этой цели разработано и реализовано несколько десятков дополнительных образовательных программ, специально ориентированных на более эффективное решение работниками задач своей профессиональной деятельности, а за счёт этого – продвижение в направлении решения глобальной задачи прорывного развития экономики страны.
Привлекательность вуза на мировом рынке образовательных услуг является показателем его успешности, который оценивается в том числе и количеством обучающихся в нём иностранных студентов. Для российских вузов доля иностранных студентов является одним из ключевых показателей интернационализации. В статье приводятся данные по привлечению молодых иностранцев на учёбу в Российскую Федерацию, в том числе и в Волгоградский государственный технический университет; уделяется внимание критерию интернационализации вуза в мировом рейтинге университетов. Сегодня интерес к инженерным профессиям среди иностранных абитуриентов заметно вырос. Эффективность обучения студентов-иностранцев связана с успешностью их адаптации к новой социокультурной среде. В статье рассматриваются проблемы языковой адаптации иностранных студентов, прибывших из бывших советских республик, преимущественно на примере студентов из Туркмении.
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Цель статьи – дать сравнительный анализ проблем, возникших в ходе выполнения болонских принципов в системах высшего образования (СВО) республик Армении и Беларуси. Опираясь на данные проведённого в 2017–2019 гг. сравнительного исследования модернизации систем высшего образования двух стран на основе методов экспертного опроса (эксперты – администрация и профессорско-преподавательский состав вузов), фокус-групп, контент-анализа национальных СМИ, данных статистики, авторы выявляют достигнутые успехи и раскрывают нерешённые проблемы в процессе внедрения болонских принципов. Показано, что обе страны формально обеспечили равный доступ к высшему образованию для своих граждан, возможности трудоустройства выпускников, участия студентов и преподавателей в процессах мобильности; в обеих странах внедрены двухступенчатая система обучения и система переводных баллов, новая педагогическая парадигма и компетентностный подход. В то же время обе страны испытывают существенные трудности, связанные прежде всего с недостаточным государственным финансированием СВО, нестыковками между разными уровнями управления, бюрократизацией и инерцией при практической реализации новых подходов. Поэтому даже при формально полном внедрении болонских принципов в Армении национальная СВО не стала полноправным участником ЕПВО. Что касается СВО Беларуси, её приоритетом остаются национальные принципы образования, которые определяют границы любых образовательных реформ, включая болонские. На основе проведённого анализа показано, что достижения в области интернационализации высшего образования Армении и Беларуси свидетельствуют об их стремлении превратить высшее образование в сферу рыночных услуг и росте конкурентоспособности на мировом уровне, однако пока не служат доказательством успешного включения СВО этих стран в ЕПВО. Большинство иностранных студентов приезжают в Армению и Беларусь из стран Азии и Африки, двухсторонняя мобильность со странами-членами Болонского процесса невелика.
Цель статьи – показать способы индивидуализации развития студентов вузов Великобритании как один из ответов высшей школы на вызовы современного сложного мира, единственной определённостью которого является постоянное изменение. Программа индивидуального развития направлена на подготовку студентов к жизни и профессии, обеспечивая их адаптацию к постоянно меняющимся условиям. На основе анализа и сравнения опыта различных университетов Великобритании исследователями обозначены три основные модели реализации планов индивидуального развития студентов с преобладающей направленностью на профессиональную деятельность, на трудоустройство, на учебную деятельность. На первый тип модели оказали сильное влияние требования профессиональных организаций, к примеру, сферы здравоохранения, а также законодательных органов. Второй тип модели включает как общую направленность на трудоустройство выпускников, так и ориентацию на профильные стажировки во время обучения. Эта модель ассоциируется с такими областями, как менеджмент и бизнес, спорт и досуг, а также с областями прикладной науки и инженерного дела. Третья – «учебная» – модель направлена на образовательное развитие студента. Её реализация способствует развитию метакогнитивных навыков, а также компетенций, формируемых определённой предметной дисциплиной. Представленные модели могут служить инструментом для анализа практики индивидуализации высшего образования, а также для составления гибких программ, учитывающих способности и образовательные потребности обучающихся.
В последние годы система высшего образования является объектом постоянных преобразований, нововведений и реформ. В ответ на новые требования общества университеты повышают академическую мобильность, привлекают иностранных студентов, внедряют в образовательный процесс информационные технологии и новые формы обучения: проблемное обучение, перевёрнутый класс, дистанционное обучение, смешанное обучение и др. Ключевую роль в ходе внедрения новых образовательных технологий играет преподаватель, поэтому главным приоритетом во всём мире признаётся обеспечение качества педагогического образования.
Целью настоящей статьи является анализ современного состояния педагогического образования в Канаде, где, согласно последним исследованиям PISA, фиксируется один из самых высоких уровней образованности школьников, что свидетельствует о качестве подготовки учителей. В статье рассматриваются основные особенности образовательной политики Канады, структура и содержание педагогического образования, а также система оценивания результатов обучения. Особое внимание уделяется современным подходам к оценке профессиональных компетенций студентов педагогических факультетов Квебека. В ходе работы над статьёй были использованы результаты исследований зарубежных авторов и обширный фактический материал, включающий в себя внутренние нормативные акты и регламенты канадских университетов, а также информацию официальных сайтов вузов. В заключение выделены основные тенденции развития педагогического образования в Канаде.
ISSN 2072-0459 (Online)