Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 5 (2015)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5-11 48
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы систем школьного и вузовского педагогического образования с позиции инновационного университета как потребителя и заказчика результатов их работы. Представлена авторская точка зрения на пути решения актуальных задач развития педагогического образования, выделены главные проблемы его функционирования. Описана специфика современной ситуации в этой сфере, указаны требования к подготовке педагога, структура его профессиональной компетенции. Предложена концепция подготовки преподавателей в университете, основанная на ведущей роли научной составляющей, сформулирована оригинальная трактовка принципа научности в обучении.
12-20 62
Аннотация
В статье рассматривается история института аккредитации в системе высшего образования России за последние 20 лет. Политические, социально-экономические и демографические условия, по мнению авторов, определили специфику модернизации структуры высшего образования и развития российской модели аккредитации в форме институциональной оценки. Обоснованы причины формирования двух видов аккредитации в России: государственной и профессионально-общественной. С учетом степени влияния государственной образовательной политики и активизации международного сотрудничества, в частности Болонского процесса, выделены три этапа развития аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ: инновационный, этап «европеизации» и этап дифференциации процедур оценки. Анализируя опыт развития системы аккредитации как социального явления, авторы выделяют ее специфические характеристики, достижения и проблемы, а также тенденции дальнейшего развития.
20-26 108
Аннотация
Рассмотрены основные требования, которые должны учитываться при разработке образовательной политики конкретного университета. Обсуждаются условия реализации инновационной образовательной политики. Рассмотрены «внутренние» и «внешние» критерии для оценки образовательной политики. Обсуждается необходимость учета разных временных масштабов при реализации образовательной политики университета, предлагаются возможные ответы на вопросы о том, кого, кому, чему и как учить. Обращено внимание на необходимость постепенной, но существенной переработки учебных планов и программ, закрепление в них только универсально полезных знаний и навыков. Предложена трехуровневая система принятия решений по реализации образовательной политики. В любом университете необходимо гармоничное сочетание всех видов реализуемых политик: образовательной, научной, планово-финансовой и т.д.

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ

27-36 65
Аннотация
В статье обсуждаются перспективы введения в отечественных вузах эффективного контракта. Анализируются возможности его использования как инструмента совершенствования системы оплаты труда, мотивирования преподавателей к проведению научных исследований и «гармонизации» взаимоотношений между преподавателями и администрацией. Особое внимание авторы уделяют взаимодействию менеджмента университета с академическим персоналом с точки зрения повышения качества и конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава на мировом рынке образовательных услуг. Сформулированы предложения по совершенствованию систем вознаграждения и академических контрактов для профессорско-преподавательского состава российских вузов.
37-45 102
Аннотация
В статье детально описывается механизм внедрения эффективного контракта для профессорско-преподавательского состава в конкретном вузе - от планирования мероприятий до результатов оценки эффективности деятельности ППС. Рассмотрена структура матрицы показателей эффективности деятельности преподавателей. Введены категории должностей, дана их оценочная шкала.
45-53 37
Аннотация
Статья посвящена проблеме актуализации политики мотивации профессорско-преподавательского состава отечественной высшей школы. Автором рассматриваются исторически сложившиеся в нашей стране подходы к организации основной и дополнительной оплаты труда преподавателей, их социальной поддержке, неимущественной мотивации. Аргументируется необходимость и формулируются приоритетные направления изменения данных подходов.

ЮБИЛЕЙ

63-69 46
Аннотация
В статье представлены некоторые результаты и перспективы развития современной структуры дополнительного профессионального образования, применяющей комплексный подход к кадровому обеспечению деятельности инженерного вуза на основе дополнительных профессиональных программ для преподавателей и специалистов отраслей реального сектора экономики. Анализируется опыт исследовательского университета по взаимодействию с промышленными предприятиями в сфере дополнительного профессионального образования.
69-74 52
Аннотация
В статье рассмотрены подходы к обновлению методологии и содержания образовательного процесса в КНИТУ на основе системы «образование - наука - производство». Сделан акцент на особой значимости сетевого взаимодействия университета с российскими и иностранными образовательными и научными организациями, промышленными предприятиями при реализации образовательных программ, приведены примеры такого взаимодействия, подчеркнута необходимость использования электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий.
74-80 40
Аннотация
В статье рассмотрены основные аспекты научной и научно-производственной деятельности Казанского национального исследовательского технологического университета. Показано, что стратегической целью развития вуза является максимизация конкурентных преимуществ университета в области глубокой переработки сырья, разработки технологий производства новых материалов гражданского и оборонного значения. Подчеркнута важность и необходимость развития инжиниринговой деятельности.
81-85 73
Аннотация
В статье представлен опыт развития международного сотрудничества Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ). Подчеркнута значительная роль региональной политики в осуществлении международных контактов. Выделены приоритетные регионы мира, в которых КНИТУ ведет международную деятельность. Описана роль института почетных докторов в налаживании эффективного сотрудничества. В качестве цели интернационализации университета рассматривается обеспечение подготовки конкурентоспособных инженеров.
86-90 122
Аннотация
В статье представлены некоторые положения концепции организации воспитательной работы в современном университете, включая ее основные функции и задачи. Перечислены гуманитарные технологии, используемые при реализации молодежной политики в университете. Среди них: развитие системы студенческого самоуправления, самосовершенствование и развитие лидерства, работа в студенческом общежитии, создание условий для творческой самореализации студентов, развитие волонтерства и популяризация добровольчества, здоровье сберегающие технологии, практики патриотического воспитания и формирования гражданской позиции.
90-96 64
Аннотация
В статье анализируется опыт создания университетской системы работы с одаренными детьми на примере Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ). Рассматриваются основные направления, механизмы и формы довузовской подготовки школьников и профориентационной работы КНИТУ. Обобщен практический опыт и представлены перспективные направления работы университета в сфере выявления одаренности, пропаганды инженерных профессий и инженерного образования среди школьников и учащихся колледжей.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

97-102 50
Аннотация
В статье рассматриваются результаты включения России в европейский проект по измерению жизни студенчества EUROSTUDENT V, который является знаменательным событием в рамках реализации Болонского процесса. Для России это первый опыт участия в подобном проекте, ответственным за его выполнение стал Российский университет дружбы народов. В кратчайшие сроки был реализован опрос по стандартной для всех стран-участниц европейской методике и проведен анализ данных. Авторы освещают некоторые аспекты социального измерения Болонского процесса, дают краткое описание содержания, целей и задач, которые преследует проект EUROSTUDENT, а также описывают некоторые важные российские результаты в международном сравнении.
103-110 47
Аннотация
В статье представлены результаты изучения целей профессионального развития у студентов педагогического вуза и педагогов-практиков. Констатирована проблема массовой внепрофессиональной направленности будущих педагогов, объектного отношения к себе и отсутствие долгосрочных целей профессионального развития у педагогов-практиков, что является одним из признаков дизонтогенеза профессионального становления.
110-114 59
Аннотация
Статья посвящена результатам внедрения в Тверском государственном университете автоматизированных средств проверки выпускных квалификационных работ магистров на предмет обнаружения заимствованного материала. В качестве программного средства использовалась система «Антиплагиат. ВУЗ». Проведен статистический анализ полученных данных для каждого направления подготовки за 2012/2013 и 2013/2014 учебные годы. Отражены особенности применения подобных систем.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

115-119 48
Аннотация
Социально-психологический тренинг адаптации рассматривается как технология, способствующая преодолению барьеров на пути освоения учебно-профессиональной деятельности, развития у студентов понимания ее смысла. Описаны основные барьеры, возникающие у первокурсников при освоении учебно-профессиональной деятельности: низкий уровень самопонимания, страх вхождения в новую группу, несформированные профессиональные намерения, низкий уровень развития самоконтроля, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия. Приведены этапы тренинговой адаптационной работы по преодолению указанных препятствий. Представлены результаты оценки эффективности тренинговых занятий. У студентов, прошедших курс социально-психологической адаптации, отмечено возрастание уровня внутренней мотивации к осуществлению учебно-профессиональной деятельности, самоконтроля, саморегуляции, самоменеджмента, конструктивного взаимодействия.
119-124 103
Аннотация
В основу статьи положен анализ особенностей развития олимпиадного движения в России, в частности студенческих предметных олимпиад в вузах. По мере расширения олимпиадного движения появляются новые проблемы как ответ на процессы, происходящие в настоящее время в сфере отечественного высшего образования. Авторы приглашают присоединиться к дискуссии на данную тему.
124-131 52
Аннотация
Статья посвящена проблемам религиозного образования в современном российском обществе. Вопрос о религиозном образовании в государственных школах и вузах по сей день остается предметом напряженных дискуссий в обществе. Автор анализирует некоторые итоги таких дискуссий, а также предлагает свое видение того, как и кем религиозное образование должно быть организовано.

EDUCATION ONLINE

132-139 60
Аннотация
Обсуждаются необходимость и возможность введения в образовательные события кураторов контента, выполняющих важные дидактические функции - аналитическую и исследовательскую, а также компенсаторную, сокращающую непроизводительные затраты времени и сил других пользователей по поиску релевантной информации. В качестве основы деятельности куратора контента рассматривается персональный менеджмент знаний. В роли куратора могут выступать как преподаватели, так и студенты, в том числе - в рамках массовых открытых дистанционных курсов (MOOC). В целом курирование контента повышает субъектность и персонализацию образовательного пространства.
139-145 97
Аннотация
В статье анализируются тенденции развития мирового рынка дистанционного образования, в том числе рост количества студентов, выбирающих онлайн-курсы, и увеличение количества предлагаемых вузами онлайн-курсов. Рассматриваются факторы, влияющие на развитие мирового образования и способствующие переходу на смешанную модель обучения. Отмечается необходимость внедрения в образовательный процесс онлайн-курсов, которые наиболее полно учитывают современные условия жизни. Выявлены отдельные аспекты использования систем управления обучением (LMS) как базы для внедрения дистанционных курсов. В статье также проанализирован опыт некоторых зарубежных вузов, успешно использующих технологии дистанционного образования.
145-154 76
Аннотация
В работе представлены общие принципы педагогического дизайна совместной сетевой деятельности, согласно которым деятельность субъектов образования выстраивается вокруг создания различного рода образовательных продуктов, которые в общем виде можно обозначить как «цифровой рассказ». Благодаря тому, что сетевая деятельность связана с изменением цифровых объектов, ее организаторы и участники получают возможность наблюдать и анализировать ситуации совместной работы. Предложена методология представления диаграмм совместной деятельности на игровой доске с буквенной и цифровой нотацией, что позволяет вести обсуждение и анализировать качественные данные о группировках участников, которые складываются в ходе учебных либо социально-образовательных проектов. Технология и методология статических и динамических диаграмм помогает анализировать и обсуждать ситуации, возникающие в процессе совместной сетевой деятельности.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

155-160 87
Аннотация
Авторы приводят сведения об уфимском этапе истории вуза, который в апреле 2015 года отмечает 85-летний юбилей со дня своего основания. Впервые в рамках одной статьи приводятся краткие сведения о структуре и руководителях уфимского филиала Московского нефтяного института, отмечают их заслуги в становлении образовательного учреждения в трудные военные и послевоенные годы. Показывается, что нынешние достижения Уфимского государственного нефтяного технического университета являются результатом традиций, заложенных самоотверженным трудом коллектива Уфимского филиала Московского нефтяного института.

ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ

161-163 128
Аннотация
В работе представлены результаты анкетирования выпускников профессиональных образовательных организаций города Зеленодольска; выявлены основные причины миграции молодежи из малых городов в мегаполисы. На основе научных поисков и практики вуза авторы предлагают пути решения актуальной проблемы, типичной для многих городов России.
163-167 43
Аннотация
В статье рассматривается роль библиотеки в создании комфортных условий для самостоятельной работы студентов. Приведен опыт формирования многофункциональной образовательной среды на примере читального зала вузовской библиотеки. Многофункциональность среды проявляется на уровне пространства, информации, библиотекаря. Подчеркивается мотивирующая роль многофункциональности в процессе внеаудиторных занятий.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)