№ 1 (2013)
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
Евгения Владимировна Караваева,
Ирина Георгиевна Телешова,
Мария Евгеньевна Ульянова,
Владимир Хосе Эченикэ
3-13 177
Аннотация
Статья продолжает презентацию результатов мониторинга эффективности внедрения ФГОС ВПО, проведённого Ассоциацией классических университетов России, Ассоциацией технических университетов и Институтом комплексных исследований образования МГУ им. М.В. Ломоносова в конце 2011 – начале 2012 гг. В статье освещены проблемы, с которыми столкнулись вузы при разработке и реализации основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры в части применения новых методологических категорий (компетенция, результаты обучения, модуль образовательной программы, зачетная единица). Обсуждаются возможности использования методологических принципов европейского образования (результаты проекта TUNING) для решения выявленных проблем.
13-20 194
Аннотация
Рассматривается усовершенствованная технология проектирования образовательных программ, предусматривающая планирование оценки результатов обучения непосредственно после формирования исходных данных для разработки программ. В рамках двухконтурной модели жизненного цикла образовательной программы на этапе планирования оценки результатов обучения определяются средства, способы, индикаторы и критерии оценивания компетенций, приобретаемых студентами. Уточняются определения ключевых понятий, используемых при реализации вышеуказанных процедур, описывается их взаимосвязь, а также даются рекомендации по оцениванию результатов обучения. Рекомендации авторов ориентированы на оценку соответствия планируемых результатов обучения по образовательным программам в области техники и технологий требованиям ФГОС и международным стандартам инженерного образования.
20-23 185
Аннотация
В статье обсуждается проблема построения структуры содержания обучения в компетентностной модели ВПО. Анализируются противоречия, возникающие при проектировании образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВПО в условиях перехода от традиционной к компетентностной модели обучения.
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ
24-36 324
Аннотация
Сегодня в мире существуют три основные модели реагирования на системный кризис модерности: ревестернизация, девестернизация и деколониальность. В статье рассматривается, как эти модели реализуются в основных тенденциях развития университета как института: приверженность «давосской культуре» и окончательной корпоративизации, идеология многополярного мира и полицентрического капитализма, радикальное размежевание с прежними принципами университета как одного из институтов модерности по производству и диссеминации нормативного знания. Автор пытается понять место российского университета в этой схеме. Особое внимание уделено также проблеме роли и места гуманитарных наук в современном университете и их перспективам в XXI столетии.
37-47 151
Аннотация
Рассматриваются основные тенденции в мировой науке и объективно необходимые и достаточные условия англофикации деятельности российских университетов для повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Анализируется связь между постоянными проигрышами российских вузов в международных рейтингах и уровнем владения английским языком в вузах России. Показана связь сложившихся критериев качества научных результатов с уровнем владения английским языком. Даны рекомендации по решению затронутых проблем.
48-53 217
Аннотация
Статья посвящена анализу некоторых возможных последствий вступления России во Всемирную торговую организацию для системы высшего образования. В частности, автор обсуждает в этом контексте проблемы и трудности формирования образовательных программ в структуре системы высшего образования. Рассмотрены механизмы минимизации этих трудностей.
ЮБИЛЕЙ
Юрий Петрович Федулов,
Александр Васильевич Загорулько,
Ирина Тенгизовна Заика,
Виталий Михайлович Смоленцев
59-67 177
Аннотация
Рассмотрен опыт разработки и внедрения системы менеджмента качества в Кубанском ГАУ. Представлен апробированный подход к оценке результативности и совершенствованию СМК, характеризующий динамику развития университета.
67-72 163
Аннотация
Рассмотрен опыт создания и функционирования региональных агротехнопарков, особенности их деятельности в рамках вуза. Отмечена необходимость государственного воздействия на процессы развития аграрной науки и внедренческую деятельность.
72-78 150
Аннотация
В статье автор предлагает алгоритм управления качеством образовательного процесса вуза, включающий в себя оценку качества подготовки студентов и качества деятельности профессорско-преподавательского состава.
78-82 220
Аннотация
Обращаясь к особенностям профессиональной деятельности преподавателя вуза в условиях реализации компетентностного подхода в образовании, автор отмечает, что современный преподаватель выступает как исполнитель множества педагогических функций. Поэтому в качестве критерия оценки его компетентности необходимо рассматривать его готовность к постоянному профессиональному росту, сформированность профессиональной позиции.
82-88 206
Аннотация
В статье с системных позиций рассматривается организация процесса становления субъектности студентов в образовательном процессе вуза, которая способна обеспечить органичное сочетание обучения и воспитания как основы личностно-профессионального развития студента.
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
89-92 196
Аннотация
В статье показана возможность существенного дополнения традиционных методов обучения в высшей школе инновационными. Внедрение современных инновационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, улучшать качество усвоения изучаемого материала, развивать клиническое мышление.
93-99 199
Аннотация
В статье рассматриваются проектные студии как интегрированный компонент учебного процесса междисциплинарного характера и способ существенного повышения ценности практической подготовки студентов. Авторы описывают опыт использования данного формата в обучении студентов-магистров в НТУ «ХПИ», характеризуют особенности организации и проведения проектных студий, а также факторы успеха при внедрении данного образовательного формата.
99-104 200
Аннотация
В статье выявлены положительные стороны интегративного подхода к преподаванию графических дисциплин. Рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования конструкторско-технологической компетенции в процессе преподавания интегративной дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная компьютерная графика».
104-109 234
Аннотация
Рассмотрены проблемы перехода отечественных вузов к так называемой субъект-субъектной образовательной парадигме с точки зрения исторически сложившихся социокультурных основ функционирования российского общества. Предложены меры, позволяющие учесть отечественную социокультурную среду при модернизации учебного процесса.
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
110-115 145
Аннотация
В условиях нарастающего кризиса высшего профессионального образования крайне важно выделить основные предпосылки его формирования. Определение ключевых проблемных моментов в развитии рынка образовательных услуг может помочь провести безболезненные и узконаправленные реформы для преодоления кризиса.
Семен Авраамович Пиявский,
Зульфия Фаисовна Камальдинова,
Вячеслав Васильевич Козлов,
Юлия Иосифовна Нудельман,
Р. Б. Шаталов,
Галина Павловна Савельева,
Е. А. Федорова
116-121 210
Аннотация
Ценность творческой составляющей человеческого потенциала определяет место, занимаемое Россией на мировой арене. Особое значение при этом имеет сфера науки и техники. Авторы статьи показывают возможности использования современных интеллектуальных средств сбора, обработки и анализа информации для создания системы централизованного мониторинга и поддержки одаренной молодежи. В ней должны быть сконцентрированы соответствующие ресурсы государства, работодателей и общества в целом.
В ПОМОЩЬ СОИСКАТЕЛЮ
122-128 179
Аннотация
Неявное противоречие между научным и квалификационным аспектами кандидатской диссертации рассматривается в соотнесении с проблемой критериев научности. Логика развития проблемы критериев научности и более широкой проблемы демаркации видов познания определяет, по мнению автора, необходимость изменения стандартизованной системы представления научных результатов.
129-134 147
Аннотация
В статье идет речь о том, что для написания квалификационной работы и для адекватного описания результатов научного исследования пригодны разные дискурсивные стратегии и разные компетенции. В результате этого в научном дискурсе возникает дисфункция. Соответствие формальным требованиям отодвигает на второй план решение собственно научных проблем и все чаще камуфлирует научную банальность. Предлагается способ избежать этой дисфункции.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
135-141 208
Аннотация
В статье рассматриваются предпосылки создания и история открытия, становления и преобразований первого отечественного вуза – Славяно-греко-латинской академии.
141-145 184
Аннотация
Статья посвящена истории зарождения и развития фундаментальной библиотеки Демидовского лицея в Ярославле, о которой ранее практически не было публикаций на страницах печати. Анализируется качественный и количественный состав библиотечного фонда, выявлен круг людей, которые внесли наибольший вклад в становление и развитие библиотеки как научного и культурно-просветительного центра.
ОСТАЕТСЯ ЛЮДЯМ
146-151 228
Аннотация
От редакции В 1982 г. трое авторов, к тому времени уже достаточно известных российских философов: Михаил Александрович Розов (1930–2011), Юлий Анатольевич Шрейдер (1927–1998) и Наталия Ивановна Кузнецова – написали по заказу издательства «Знание» научно-просветительскую книжку «Объект исследования – наука».В ней в популярной и занимательной форме рассказывалось о проблемах философии науки ХХ столетия, а также о ключевых историко-научных исследованиях, которые могли способствовать пониманию феномена науки и ее методологии. Брошюра, как надеялись авторы, могла быть интересной для самых широких кругов читателей – начиная от просто любознательных вплоть до академиков. Но публикация ее не состоялась. Книга была наказана за неуместную, как казалось издателям, веселость и явные мировоззренческие «уклонения» от официальной линии в марксистско-ленинской гносеологии.А через тридцать лет, когда Н.И. Кузнецова достала машинописную рукопись из домашнего архива для критического рассмотрения, оказалось, что такая книга словно предназначена для преподавателей, студентов, аспирантов и соискателей любых ученых степеней, которые должны сегодня сдавать обязательный экзамен кандидатского минимума по курсу «История и философия науки».В 2012 г. наш журнал начал публикацию журнального варианта этой книги (№№ 3–6). Опубликована, таким образом, ровно половина сохранившейся рукописи. И в это время случилось удивительное, неожиданное, можно сказать, чудесное событие, по крайней мере, в судьбе «несгоревшей» (по Михаилу Булгакову) рукописи. Российский гуманитарный научный фонд выделил финансирование на проведение мемориального заседания очередных Сократических чтений по методологии географии, а в рамках проводимого мероприятия спонсировал издание книги «Объект исследования – наука» в полном объеме, включая разнообразные иллюстрации и подробный Указатель имен с биографическими справками. Заседание, посвященное памяти М.А. Розова, было проведено в сентябре 2012 г., а книга, как и планировалось, увидела свет в издательстве «Новый хронограф». Ее вполне успешный рыночный старт уже состоялся в Москве на книжной выставке«Non-fiction» (26 ноября – 2 декабря).Мы предлагаем читателям небольшую (заключительную) главу этой книжки – изящную миниатюру Юлия Анатольевича Шрейдера «Наука и цирк». Для тех, кто прочитал первые четыре главы, опубликованные в нашем журнале, очевидно, что она в лапидарной форме отражает суть того восхищения научным трудом, азарт и напряжение которого пытались передать авторы на протяжении всего текста. Цирк – эта та метафора, которая позволяет подчеркнуть важнейшие черты науки. В отличие от большинства других видов, цирковое искусство – не иллюзион. А клоун в веселом представлении позволяет в форме гротеска подчеркнуть то высокое профессиональное мастерство артистов различных жанров, которые принимают участие в общем Деянии. Наука сама по себе не стремится ошеломить или поразить воображение непосвященных. Просто науку не устраивают полуистины, имитация мастерства… И потому люди могут смело полагаться на результаты ее поисков.Быть может, мы слишком привыкли к тому, что наука уже стала элементом нашей повседневности в виде технических новинок и изобретений, что приобретение научной профессии – обычное дело. А книга «Объект исследования – наука» пытается напомнить, сколь нетривиальна эта профессия, сколько азартной энергии требует научный поиск. И это заставляет вспомнить своеобразную молитву, которую произносит молодой исследователь-бактериолог, герой знаменитого романа «Эрроусмит» американского писателя Синклера Льюиса. Итак, молодой человек разрабатывает собственный эксперимент и, приступая к работе, полный чувства радостной ответственности, твердит свое заклинание: «Боже, дай мне незамутненное зрение и избавь от поспешности. Боже, дай мне покой и нещадную злобу ко всему показному, к показной работе, к работе расхлябанной и незаконченной. Боже, дай мне неугомонность, чтобы я не спал и не слушал похвалы, пока не увижу, что выводы из моих наблюдений сходятся с результатами моих расчетов, или пока в смиренной радости не открою и разоблачу свою ошибку. Боже, дай мне сил не верить в Бога!» Можно смело сказать, что ученому, выполняющему такую клятву, мы можем доверять.
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
152-155 211
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы совершенствования программы, качества преподавания и форм контроля знаний в сфере юридического образования.
155-158 169
Аннотация
В статье предложена методика ранжирования вузов по значениям баллов, полученных абитуриентами при сдаче ЕГЭ, более корректная, чем та, что используется в настоящее время.
ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)
ISSN 2072-0459 (Online)