Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 1 (2014)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

3-10 67
Аннотация
Рассмотрена проблема ранжирования вузов с учетом международного опыта, научной обоснованности используемых показателей, высказаны соображения о возможностях и рисках при принятии конкретных решений на основании известных рейтингов.
11-19 35
Аннотация
В статье дается оценка инновационного развития России на основе изучения между- народных рейтингов. Рассматривается пространство индикаторов, образованное используемыми в международных рейтингах парциальными индикаторами инновационного развития, например такими, как возможности страны генерировать, использовать и распространять знания; потенциал экономики знаний; образовательные и кадровые ресурсы и т.п. Подобное многомерное пространство помогает определить приоритеты деятельности государственных институтов развития экономики, образования, науки, бизнеса. Предлагается модельное двухмерное изображение «пространства индикаторов» в виде лепестковой диаграммы, объединяющей семейство направленных графов, каждый из которых (он же индикатор) представляет собой определенную область деятельности; парциальные индексы или оценки деятельности представляются как вершины, или узлы графа, а связи между ними – как дуги или рёбра графа. Все графы сходятся к единому центру, в котором интегральный индекс инновационного развития максимален и равен 100%. Эта модель получила название «конвергентная модель индикативного планирования». Модель позволяет выбрать приоритеты для концентрации и максимально эффективного использования ресурсов вуза, что необходимо для его активного участия в инновационном развитии России.
20-31 94
Аннотация
В июле прошлого года пятнадцать российских университетов стали победителями конкурса на получение государственной поддержки для вхождения в мировые рейтинги. Каждый университет данной группы хорошо известен в России и обладает высокой репутацией среди российской академической и бизнес-общественности. В то же время каждый из них имеет разные стартовые позиции и неравнозначные возможности для успешного конкурирования в мировом образовательном пространстве. Данная статья посвящена анализу текущего положения российских университетов в международных рейтингах и поиску путей повышения их конкурентоспособности.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

32-37 38
Аннотация
Статистические данные подтверждают, что в области общего и профессионального образования происходят как количественные, так и качественные изменения, которые, в свою очередь, оказывают влияние на ситуацию выбора молодёжью дальнейшего пути. Что планируют старшеклассники сегодня? Если они собираются продолжить обучение, то где и почему? Что они считают в жизни важным и чего хотят добиваться? В статье использованы материалы исследования «Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи» (2013 г.), которое является продолжением изучения динамики образовательных траекторий молодёжи на основе сопоставимых данных исследований 1960–2010-х гг., проводившихся среди выпускников средних школ Новосибирской области. Статья носит дескриптивный характер.
37-44 67
Аннотация
В статье описывается попытка изучения особенностей учебного процесса в российских вузах с использованием концепта студенческой вовлеченности и методологии ее измерения. На основании опросных данных, собранных в трех российских вузах, был проведен факторный анализ и выделены составляющие студенческой вовлеченности, которые отвечают за поведение студентов и их отношение к учебе в каждом из изученных учебных заведений. Кроме того, в результате проведенного исследования были обнаружены значимые взаимосвязи студенческой вовлеченности с академической успеваемостью и другими характеристиками студентов.
45-54 50
Аннотация
Развитие системы юридического образования в нашей стране в значительной мере подчиняется требованиям рынка. Неконтролируемый рост предложения привел в том числе к ухудшению его качества, недоиспользованию потенциала профессионального образования. В исследовании этой проблемы важным представляется внимание к складыванию карьер тех выпускников с высшим юридическим образованием, кто не стал работать по специальности, а также к возможностям этого типа высшего образования быть основой профессиональных карьер в других отраслях деятельности. На данных полуструктурированных интервью с выпускниками юридических вузов, которые не работают по избранной профессии, анализируются обстоятельства выбора вуза и причины оставления после обучения выбранной профессии. Особый интерес представляют ресурсы полученного образования, используемые в профессиональных карьерах в новых сферах деятельности. Делается вывод об определенной универсальности этого образования в современных условиях с точки зрения влияния на практику профессиональной деятельности в различных сферах.

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА

57-63 29
Аннотация
В статье ректора ЮФУ рассматриваются основные направления деятельности вуза как ядра инновационной научно-образовательной среды Юга России. Обсуждаются некоторые проблемы современного вуза федерального значения, связанные с тенденциями развития высшего образования в России и мире.
63-67 29
Аннотация
Дается оценка современного состояния и рассматриваются перспективы развития инженерно-технического образования в Южном федеральном университете (ЮФУ). Рассказывается о создании инженерно-технологической академии, в состав которой вошли все профильные учебные и научные структурные подразделения ЮФУ. Основной целью создания академии является интеграция образования, науки и производства в рамках единого учебно-научно-инновационного комплекса, а также развитие системы подготовки инженерно-технических кадров, отвечающих новым реалиям и вызовам технического прогресса.
68-74 57
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме разработки концепции гуманитарного образования в контексте инновационной деятельности университета в соответствии с ФГОС и новым законом об образовании. Предложена современная дидактическая трактовка базовых понятий модернизации: гуманизация, гуманитарность образования – и их содержательное наполнение. Охарактеризованы основные направления гуманитарных преобразований в ЮФУ, выделены приоритетные цели и задачи гуманизации в трансформациях образовательного процесса. Показано, посредством каких технологий и условий ЮФУ становится реальным классическим университетом, который не просто предлагает студенту определенную сумму знаний, но и дает ему стартовый толчок к саморазвитию и успешной профессиональной самореализации.
74-80 49
Аннотация
В связи с включением педагогического университета (РГПУ) в структуру Южного федерального университета встал вопрос о создании модели педагогического образования университетского типа. Ее структурными элементами являются следующие подсистемы: образовательно-профессиональная, социально-воспитательная, научно-исследовательская, дополнительного образования и повышения квалификации педагогических кадров, управления. Мы полагаем, что она должна быть институционально отлична от моделей, принятых в педагогических и классических университетах, и иметь свою особую миссию – обеспечить становление университета как научно-профессионально-образовательного, культурно-воспитательного и инновационного педагогического центра региона.
80-87 48
Аннотация
В статье рассматриваются основные функции и особенности системы электронного обучения Южного федерального университета, в которой используется удаленный доступ к научно-технологическому лабораторному оборудованию. Она предназначена для предоставления индивидуальных образовательных программ и проведения экспериментальной работы студентами, которые по ряду причин (инвалидность, заочное обучение и т.д.) не могут посещать обычную лабораторию. Наша стратегия обучения является обратной той, что используется при традиционном подходе, когда изучаются сначала общие законы и теоретические положения, а затем переходят к приложениям. Мы предлагаем студентам начать с введения в научно-практические приложения и технологии, имеющие отношение к современному рынку труда, а впоследствии изучать общие законы и теоретические принципы для углубленного понимания предмета и достижения поставленных образовательных целей.
87-92 46
Аннотация
В основу научно-творческой работы ростовской школы архитектуры и искусств положен сформулированный на основе деятельностного подхода принцип – «развитие индивидуальных творческих возможностей и формирование способности концептуального осмысления и моделирования среды жизнедеятельности человека в контексте взаимодействия процессов регионализации и глобализации культур». Этот принцип выражает также общий для всей школы подход к организации научных исследований, который предполагает изучение не только реальных процессов конкретной среды жизнедеятельности, но и моделирование региональных проблем архитектуры, дизайна, искусства в контексте глобальных процессов.

EDUCATION ONLINE

93-97 31
Аннотация
В статье рассматривается специфика учебного процесса, реализуемого в условиях открытой информационно-образовательной среды. Анализ проводится на основе представления открытой информационно-образовательной среды как педагогической системы особого вида.
98-103 38
Аннотация
Рассмотрены модели процесса формального и неформального профессионального роста преподавателей вузов и организации сетевого курса повышения их квалификации с участием кураторов контента образовательного процесса. Показана необходимость создания механизмов признания (валидации) и сертификации неформально приобретенных компетенций научно-педагогических кадров высшей школы.
104-108 78
Аннотация
В статье обоснована необходимость проектирования электронных средств обучения в контексте модернизации непрерывного профессионального образования с позиции обеспечения определенной структуры, содержания и направленности учебно-познавательной деятельности студентов. Предложен вариант инструментальной поддержки дидактического проектирования электронного средства обучения.
108-111 74
Аннотация
Электронный образовательный ресурс по дисциплине «Материаловедение» призван визуализировать сложные скрытые процессы, протекающие в металлах в процессе термической обработки. Описаны технологии создания программной среды. На конкретных примерах показано, как применение мультимедийных средств обучения в образовательном процессе повышает эффективность работы преподавателя при проведении лекций, лабораторных работ, а также облегчает усвоение материала студентами во время самостоятельной работы.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

112-117 40
Аннотация
В статье обосновывается инновационный подход к оценке качества образования в образовательном кластере. Приводится описание опыта разработки и реализации интегрированной модели оценки качества подготовки выпускников на примере машиностроительного образовательного кластера «КАМАЗ–КГТУ (КАИ)». Интегрирующим механизмом в созданной модели является компетентностный подход к обучению и оценке кадров.
118-124 55
Аннотация
В статье рассматриваются особенности подготовки магистров в области техники и технологий, сложившиеся в российской модели магистратуры, и их отличия от западной модели. Анализируются факторы, обусловившие это своеобразие, и предлагаются меры, которые позволят приблизить подготовку магистров к традиционной модели.
124-129 27
Аннотация
В статье обсуждаются особенности анализа педагогического текста как процедуры исследования, осуществляемой начинающим ученым. В контексте предметно-содержательного анализа педагог-исследователь выявляет концептуальную направленность анализируемого текста, область применимости результатов и выводов автора, терминологической корректности; в ходе методологической рефлексии – логическую корректность стратегий поиска. Особо выделены формируемые при этом исследовательские компетенции.
129-133 74
Аннотация
На примере курса «Общая химическая технология», входящего в учебный план подготовки инженера-химика-технолога, показано использование технологий модульного и контекстного обучения, обеспечивающих развитие инженерного мышления будущего специалиста.

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

134-143 57
Аннотация
Проблема оценки профессиональной пригодности профессорско-преподавательского состава (ППС) является базовой для всех вузов мировой системы образования. В США и странах ЕС существуют специальные исследовательские центры, разрабатывающие методические рекомендации с широким перечнем показателей, способствующих формированию объективной оценки научно-инновационного и педагогического потенциала преподавателя. Применительно к РФ следует констатировать, что в рамках высшей школы у нас практически не используются критерии оценки профессионального уровня ППС. Поэтому для оценки эффективности деятельности преподавателя, его профессионального и должностного роста следует широко внедрять опыт ведущих стран в практику высшей школы нашей страны.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

144-151 50
Аннотация
История зарождения и становления профессионального коммерческого образования в Сибири рассматривается с учетом влияния на него потребностей капиталистического развития в начале ХХ в. Предлагается ряд количественных и качественных характеристик профессионального коммерческого образования в сибирском крае; акцентируется внимание на региональной специфике его содержания. Введение в научный оборот опубликованных и неопубликованных (архивных) источников позволило верифицировать ряд имеющихся в исследовательской литературе положений о прогрессивности специального коммерческого образования.
152-155 55
Аннотация
В настоящей статье рассмотрена система подготовки учительских кадров на материалах современной Нижегородской области в период 50–60-х гг. ХХ в. Анализ ведется по трём основным направлениям: обучение на уровнях среднего и высшего специального образования, переподготовка и повышение квалификации, политическое образование. В анализ включены вопросы структурной подчинённости системы подготовки учителей.

ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ

156-158 40
Аннотация
В статье анализируются трудности, возникающие на занятиях по английскому языку во время работы с использованием телевизионного новостного контента в прямой трансляции, описываются необходимые компетенции и навыки, которыми должны обладать студенты на различных этапах обучения для эффективного восприятия новостных и других программ в прямом эфире. Дается поэтапная методика, способствующая накоплению учащимися опыта восприятия указанных программ.
159-160 57
Аннотация
В статье рассматривается логико-компетентностный подход к изучению предметов спортивного профиля классической направленности на примере учебного курса «Биомеханика двигательной деятельности». Показана взаимосвязь общекультурных и профессиональных компетентностей с базовой информацией через модульную систему с использованием проектных методов.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)