Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 1 (2015)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5-10 63
Аннотация
Рассмотрены некоторые системные проблемы российского высшего образования и предложены варианты их решения, для того чтобы на деле превратить сильные региональные вузы в центры развития регионов.
10-20 215
Аннотация
Статья отражает опыт деятельности президиума научно-методического совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию по представлению результатов обучения в связи с разработкой примерной основной образовательной программы бакалавра филологии. В статье осуществлена постановка проблем, определившихся в процессе этой работы, и даны предложения о возможных алгоритмах формулирования результатов обучения и критериев их оценивания, пригодных для всех уровней филологического образования, с опорой на методические разработки международного проекта TUNING («Настройка образовательных структур в Европе»).
20-29 70
Аннотация
Модернизация высшего образования формирует у многих преподавателей из регионов убеждение, что их вузы выпадают из стратегии развития отечественного образования. Между тем в настоящее время у регионального вуза есть практически неограниченные возможности для совершенствования своей образовательной деятельности.Для эффективного функционирования региональным вузам нужно переформатироваться в научно-инновационные университетские комплексы. Кроме того, университет обязан иметь свою «изюминку», которая является его брендом и выделяет среди других вузов региона. Данные составляющие обеспечат высокий научно-образовательный уровень, комплексную подготовку кадров к инновационной деятельности и активное участие университета в социально-экономическом развитии региона.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

30-36 70
Аннотация
В статье рассматриваются различные подходы к преподаванию гуманитарных и социальных наук в технических вузах. Анализируя «минималистский» и «расширенный» подходы к этому вопросу, автор определяет, а затем сопоставляет возможные альтернативы в понимании назначения гуманитарной компоненты инженерного образования. В этом аналитическом контексте «расширенный» подход к преподаванию гуманитарных и социальных наук рассматривается как ключевой элемент подготовки инженерной элиты. Апеллируя к опыту творческого сотрудничества и взаимодействия, автор предлагает оригинальное понимание цели инженерного образования, которую, в соответствии с обосновываемой им точкой зрения, нельзя свести только к подготовке специалистов, поскольку не менее важным его продуктом являются интеллектуальные среды. Гуманитарное и социальное знание играет важную роль в «склеивании» таких сред, поэтому гуманитарная компонента технического образования способствует (хотя обычно и опосредованно) повышению творческого потенциала выпускников - специалистов в области естественных наук и в различных областях инженерии.
37-46 73
Аннотация
В статье раскрывается противоречие между социальными ожиданиями в отношении преподавателей высшей школы и реальными условиями, в которых осуществляется их профессиональная деятельность. С одной стороны, появились новые требования к компетентности преподавателей, обусловленные тенденциями развития образования, и прежде всего - бурным развитием информационных технологий. С другой стороны, преподаватели находятся в неблагоприятной ситуации, вызванной издержками государственной образовательной политики (бюрократизация деятельности вузов, сокращение кадров, ухудшение условий труда, увеличение нагрузки и др.), а также неэффективным внутривузовским управлением, дисбалансом интересов администрации и рядовых сотрудников.
47-56 194
Аннотация
Рассмотрены организационно-педагогические условия, способствующие личностно-профессиональному становлению студентов инженерного вуза в рамках индивидуализированного и персонифицированного образовательного процесса. Показана необходимость введения в образовательные программы дисциплин, знакомящих студентов со спецификой инженерных профессий и с технологиями планирования и развития карьеры.

У НАС В ГОСТЯХ

61-70 55
Аннотация
В статье анализируются эпистемологические условия реализации педагогических практик университета. Каждая из этих практик адресует себя к определенной форме образовательного знания и способу отношения к ней. На основании проделанного анализа делается вывод о связанности эпистемологической политики образования с социокультурным воспроизводством, о «заинтересованности» университета в сохранении действующей формы образовательного знания.
70-76 55
Аннотация
В статье рассматривается, как взаимодействует в современном университете традиционный ансамбль образовательных практик с быстро обновляющимися социокультурными и технологическими ландшафтами. Схематично определяются возникновение, природа и развитие новых образовательных ситуаций в высшем образовании. Анализируется качественное влияние цифровой информационной среды на дискурсивную среду образования, результат взаимодействия которых выражается метафорой «разрыва» современного образовательного пространства.
76-86 90
Аннотация
В статье проведен критический анализ двух видов дискурса: «самоопределения личности» и «заботы о себе». Рассмотрены основные значения дискурса «заботы о себе», его основные составляющие, как они представлены в философии М. Фуко. Предлагается первичная стратегия практик воспитания в современном университете, продуцированная дискурсом «заботы о себе».
86-94 52
Аннотация
Статья посвящена анализу феномена и понятия «академическое сопротивление». Выделяются несколько аспектов: сопротивление как неотъемлемый элемент отношений власти в университетском образовании, прагматический характер сопротивления и невозможность построения объемлющей концепции сопротивления. Показывается, что академическое сопротивление студентов является важным элементом определения идентичности участников образовательных практик в университете.

ЮБИЛЕЙ

97-103 59
Аннотация
В феврале 2015 г. Курский государственный медицинский университет отмечает свое 80-летие. Сегодня это динамично развивающийся крупный образовательный и научный центр, имеющий высокий рейтинг как среди медицинских вузов, так и среди университетов страны. КГМУ признан надежным деловым и социальным партнером не только в России, но и в 50 странах мира. В статье представлена краткая история университета, а также современное состояние образовательного процесса, научной деятельности, освещены аспекты системы управления и перспективы развития вуза.
103-108 266
Аннотация
Компетентностный подход в российском образовательном пространстве не только изменяет целевую парадигму и содержание образования, но и требует пересмотра позиции обучающегося в процессе его профессионального становления. Описаны концептуальные трудности внедрения компетентностного подхода в медицинское образование и способы их решения в Курском государственном медицинском университете. Технологии и подходы к формированию компетенций предполагают методологическое осмысление с учетом специфики профессиональной направленности и видов будущей практической деятельности выпускника. Рассмотренный в статье опыт КГМУ основан на разработанной профессорско-преподавательским составом компетентностной модели эффективной профессиональной деятельности в мультикаузальных условиях, специфичной для деятельности медицинского работника в современных условиях. Выделены и описаны методологические принципы реализации компетентностного подхода в медицинском вузе, обеспечивающие как процессы формирования, так и процедуры оценки качества компетенций.
109-114 106
Аннотация
Основа статьи - анализ состояния научно-исследовательской деятельности студентов и сотрудников Курского государственного медицинского университета. Рассматриваются принципы организации и показатели результативности научно-исследовательской работы студентов, молодых учёных и научно-педагогических работников университета. Дана характеристика инфраструктуры, направленной на реализацию инновационных научно-исследовательских проектов, взаимодействие с бизнес-сообществом, ведущими российскими и зарубежными университетами и исследовательскими центрами и позволяющей осуществлять результативные исследования и внедренческую работу по приоритетным направлениям развития науки.
114-119 35
Аннотация
Цель работы - оценка состояния концептуальных и организационно-методических подходов к ведению образовательной деятельности в сфере непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Курском государственном медицинском университете. В статье представлены основные результаты комплексного структурно-функционального анализа системы «Факультет последипломного образования» по критериям: миссия, политика, цель; организационная структура и взаимодействие; характеристика профессорско-преподавательского состава; виды деятельности (образовательные уровни, программы, специальности, контингент обучающихся); методология (менеджмент качества, мотивация и удовлетворенность потребителей, концепция развивающего личностно-ориентированного обучения, инновационные информационные образовательные технологии); результативность и эффективность процесса.
119-126 95
Аннотация
Управление качеством образования предполагает управление как результатами, так и каждым этапом образовательного процесса, что в современных условиях может быть обеспечено только при наличии эффективной системы менеджмента качества (СМК). Она рассматривается как основа для достижения поставленных целей, перехода на новую ступень организации труда, осуществления контроля над процессом и результатом подготовки специалистов и управления ими. Сертифицированная система менеджмента качества является гарантией качества образовательного процесса для существующих и потенциальных потребителей, основой конкурентного преимущества вуза.
127-132 55
Аннотация
В статье представлен опыт работы Курского государственного медицинского университета по формированию педагогического мастерства преподавателей. Выделены основные направления этой работы в рамках факультета повышения квалификации и кафедр вуза.
132-136 52
Аннотация
В статье изложены подходы к формированию социокультурной среды вуза и управления ею в контексте компетентностного подхода, выделены критерии ее эффективности, определено место мониторинга в управлении социокультурной средой. Предлагается эмпирическая интерпретация теоретических положений.
137-139 41
Аннотация
Статья посвящена 75-летнему юбилею медико-фармацевтического колледжа, ставшего в 2012 г. обособленным структурным подразделением КГМУ. Особое внимание уделяется административной структуре и учебно-воспитательной деятельности колледжа.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

140-145 118
Аннотация
В статье акцентируется внимание на все более отчетливо проявляющейся тенденции, согласно которой человек в условиях происходящей глобализации имеет возможность получения образования, трудоустройства и жительства в любой стране мира при условии его адаптивности и конкурентоспособности. Сегодня каждый человек может не только выполнять свою социальную роль в отдельно взятой стране, но и ощущать себя как «человек мира», а для этого он должен обладать «планетарным» мышлением. Поэтому на первый план выдвигается способность быть субъектом своего личностного и профессионального развития, самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем в условиях быстро меняющейся действительности. В свою очередь, это выдвигает на первый план задачи побуждения каждого человека к самовоспитанию и повышения индивидуальной ответственности за его результаты. Авторы предлагают некоторые конкретные средства, обеспечивающие решение новых задач.
146-151 41
Аннотация
В непростой экономической ситуации перед каждым трудоспособным жителем России сегодня все более остро стоит проблема обеспечения его конкурентоспособности. В особой мере это ощущают на себе выпускники высших учебных заведений, которые зачастую не ориентированы на конкуренцию, на борьбу за своё благополучие. Это резко снижает их шансы на успешное трудоустройство и перспективы активного профессионального продвижения. В статье рассказывается об опыте и результатах обучения студенчества технологиям конкурентной борьбы, повышения социальной устойчивости.
152-158 52
Аннотация
Выделены три группы источников медицинского онлайн-образования для профессионалов: МООС - массовые открытые онлайн-курсы, образовательные порталы с видеоматериалами, профессиональные социальные сети. Востребованность онлайн-образования вступает в противоречие с возможностью формальной конвертации таких ресурсов. Онлайн-образование в медицинском профессиональном дискурсе используется российскими студентами-медиками и практикующими врачами только как информальное или самообразование.

ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ

159-161 85
Аннотация
Изложены возможности внедрения и эффективного функционирования инновационных информационных технологий в образовательный процесс подготовки специалистов в вузе технического профиля.
162-168 42
Аннотация
Россия входит в стадию общественного развития, которая именуется постиндустриальной. В ней важное место занимают вузы как ключевые потребители и производители современного знания, вступающие в продуктивную конкуренцию с зарубежными вузами. Автор размышляет о проблеме рейтингования вузов в связи с выходом в свет двухтомника трудов Центра социологических исследований Минобрнауки России.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)