Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 6 (2015)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5-11 94
Аннотация
Обсуждается внедрение в учебный процесс технологии проектно-ориентированного обучения студентов при реализации уникального проекта по разработке и созданию серии студенческих малых космических аппаратов. Инновационные технологии обучения развиваются в Сибирском государственном аэрокосмическом университете в кооперации со стратегическими партнерами - АО «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнева» и Красноярским научным центром Сибирского отделения Российской академии наук. Студенты с третьего курса принимают участие во всех этапах создания спутников - от разработки проектной документации до управления аппаратом на орбите. Проект создания студенческого спутника разбит на 12 направлений. Научная работа каждого студента в команде относится к одному из этих направлений. При переходе на старший курс студент становится наставником для студентов младшего курса, передавая им опыт своей работы. Реализация проекта позволяет определить самых лучших студентов, из которых впоследствии получаются наиболее компетентные и ответственные специалисты.
11-19 83
Аннотация
В статье рассматриваются возможности и перспективы, связанные с реализацией образовательных программ высшего образования в сетевой форме, и, одновременно, - возросшие угрозы имитации образовательной деятельности для недобросовестных «провайдеров» образовательных услуг. Очерчивается круг проблем и вопросов, связанных с оценкой, экспертизой и государственной аккредитацией таких программ.
20-25 25
Аннотация
В статье рассматривается морское образование как отраслевое направление подготовки кадров. Подготовка кадров для флота осуществляется на основе национальных стандартов при обязательном выполнении требований Международной морской организации, которая входит в структуру ООН. Интеграция морского образования с мировой практикой подготовки кадров началась намного раньше введения в нашей стране болонской системы, которую рассматривают иногда как допуск к европейским стандартам. Подготовка кадров для флота в различных странах имеет основу в виде международных и национальных стандартов. Организациями, объединяющими международное морское образовательное сообщество, являются Всемирный морской университет в г. Мальме (Швеция), Международная ассоциация морских университетов, Международная ассоциация морских лекторов. Ту же задачу решают и систематические конференции по вопросам обеспечения безопасности судоходства. Морское образование нацелено на выполнение государственных обязательств, т.к. международные конвенции ратифицированы на уровне правительства страны.

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ

26-31 56
Аннотация
Рассмотрены вопросы согласования федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и профессиональных стандартов. Показано, что использование профессионального стандарта в качестве целевой функции нового образовательного стандарта высшего образования нецелесообразно в силу разной временной ориентации стандартов. В то же время обязательным представляется учет требований профессиональных стандартов при разработке примерных и основных образовательных программ, особенно прикладного характера.
31-36 64
Аннотация
В работе обсуждается вопрос о соотношении профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Подчеркивается сложность проблемы модификации образовательных стандартов и образовательных программ высшей школы на основе профессиональных стандартов.
36-43 37
Аннотация
В статье анализируется ситуация в системе высшего образования, сложившаяся в итоге 15-летнего процесса перманентного перехода от одних государственных образовательных стандартов к другим. Показано, что рекомендации Минобрнауки по так называемой актуализации ФГОС с учетом профессиональных стандартов приводят к значительному увеличению объема работы преподавателей, что может негативно сказаться на образовательном процессе. Обсуждается вопрос о целесообразности ввода в действие ФГОС 3+ в условиях, когда известны их недостатки. Рассматриваются последствия переориентации задач высшего образования на обслуживание нечетко сформулированных экономических потребностей за счет реализации целей, включающих культурное развитие личности. Автор отстаивает точку зрения, согласно которой стандартизация образования лишь с позиции его экономического измерения принципиально не может дать положительного результата. Об этом говорит и опыт других стран.

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

44-51 228
Аннотация
В статье представлены ключевые характеристики одного из основных конструктов академического письма, который в западной академической традиции называется «фокус». Особое внимание уделяется формулировке тезиса и его роли в научном тексте, а также логике построения текста вокруг единой линии рассуждения: от постановки проблемы к основному выводу. Рассматривая научный текст как интеллектуальное действие, которым исследователь вносит свой вклад в научную дискуссию, автор очерчивает круг проблем, возникающих у российских студентов и специалистов в связи с недостаточно точными представлениями о требованиях, предъявляемых к текстам зарубежными университетами и научными журналами, и предлагает пути их решения. Используемые примеры относятся к социально-экономическим и гуманитарным дисциплинам, однако в основе рекомендаций лежит трансдисциплинарный подход.
52-58 159
Аннотация
Статья посвящена проблемам написания введения к экспериментальной статье естественнонаучного профиля в формате IMRAD на английском языке. Введение рассматривается как независимый текст, содержащий в концентрированном виде информацию обо всей работе. Изучаются основные принципы построения и технология написания текста введения в контексте требований англоязычных рецензируемых научных журналов. Предложенный подход может быть успешно использован при создании текста введения на родном языке.
58-64 290
Аннотация
Автор рассматривает проблему формирования академической грамотности студентов и обучения письму с позиций теории и практики. В статье анализируются природа и структура академической грамотности и выдвигается тезис о том, что в основе формирования академической грамотности лежит понятие академического дискурса. Письменная речь рассматривается как ключевой компонент академической грамотности, а обучение письменной речи строится на основе обучения трансляции академического письменного дискурса.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

65-75 66
Аннотация
Цель данной статьи - обоснование статуса студента как потребителя, производителя и пользователя результатов образования, как компетентного субъекта оценки их качества. Предметом обсуждения является также концептуальная модель основных рабочих понятий в контексте указанной проблемы. Для их интерпретации привлекается научный аппарат социологической теории обмена. Позиция студентов характеризуется как компетентная для учета их мнения при разработке образовательной политики университета. Показана постиндустриальная динамика смены основных целевых групп потребителей образования, которая требует изменений в целеполагании деятельности университета, коррекции содержания и форм его взаимодействия со студентами.
75-81 100
Аннотация
Статья посвящена обзору концепций «академического капитализма» и «предпринимательского университета», которые в последние два десятилетия активно обсуждаются исследователями высшего образования. Несмотря на то, что основные книги по этой теме: «Академический капитализм» Ш. Слотера и Л. Лесли и «Создание предпринимательского университета» Б. Кларка - были опубликованы почти 20 лет назад, их актуальность возрастает, особенно в связи с наметившимся курсом на повышение конкурентоспособности российского образования. В статье ставятся вопросы о теоретической значимости данных концептов, а также анализируется потенциал их применения для будущих эмпирических исследований в России. Также затрагивается дискуссия об изменении содержания академической профессии в эпоху «академического менеджериализма» и превращении университета в «корпорацию».
81-88 179
Аннотация
В статье рассматриваются особенности добровольческой деятельности студентов российских вузов. На основе результатов социологических исследований студентов-волонтеров ведущих вузов Свердловской области, а также волонтеров Уральского региона выделены значимые характеристики и отличительные черты общности студентов-волонтеров, показаны особенности их мотивации к добровольческой деятельности.

ЮБИЛЕЙ

89-97 27
Аннотация
В 2015 году Нижегородскому государственному архитектурно-строительному университету (ННГАСУ) исполняется 85 лет. Сегодня ННГАСУ является одним из ведущих архитектурно-строительных вузов России, представляет собой современный инновационный образовательный комплекс. В статье рассматривается история становления вуза, анализируется развитие образовательной и научно-исследовательской деятельности, международного сотрудничества, выявляется роль университета в подготовке высококвалифицированных кадров.
98-107 79
Аннотация
В статье проанализированы этапы становления и развития системы уровневого и непрерывного образования в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете в контексте модернизации современной отечественной вышей школы. В работе раскрывается специфика образовательной деятельности ННГАСУ как одного из ведущих архитектурно-строительных университетов России. Публикация обобщает инновационный опыт университета в сфере образования.
108-113 34
Аннотация
В статье рассматриваются основные аспекты научной и инновационной деятельности ННГАСУ. Приведены сведения о развитии сотрудничества в данных сферах, представлены главные результаты и достижения.
113-117 35
Аннотация
В работе проанализированы особенности и специфика международного сотрудничества Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета в образовательной и научно-исследовательской сферах. В статье приведен опыт реализации значимых для региона и страны проектов, прослеживается динамика развития международного сотрудничества ННГАСУ с 1994 года по настоящее время.
118-123 45
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия между школами и вузами путем создания «университетских кластеров образования». Примером объединения общеобразовательных организаций региона является сетевой профориентационный комплекс на базе Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Проект направлен не только на формирование у будущих абитуриентов положительной мотивации на профессиональное самоопределение, устойчивого интереса к инженерно-строительным специальностям, но и на совершенствование школьного образования в регионе. Совместно с представителями администраций школ, преподавателями ННГАСУ выработаны правила взаимодействия в рамках системы«школа - вуз». Обоснована необходимость расширения сети за счет включения во взаимодействие ведущих предприятий Приволжского федерального округа.
124-130 60
Аннотация
В статье изложены основные подходы к организации воспитательной работы в вузе, раскрыты базовые положения компетентностного подхода и его реализации в социокультурной среде ННГАСУ. Приведенные в качестве иллюстрации мероприятия, реализуемые в вузе, доказывают продуктивность воспитательной деятельности как фактора развития социокультурной среды.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

131-138 47
Аннотация
Процессы интеграции системы высшего инженерного образования России в общемировое образовательное пространство обратили внимание руководства российских вузов на значимость гуманитарных дисциплин в целостной системе подготовки инженеров. Иностранный язык в современном прочтении его функций рассматривается не только как средство межкультурной коммуникации, но и как инструмент профессионального и карьерного роста специалистов. Однако приходится признать, что система вузовского языкового образования сталкивается с серьезными проблемами, имеющими исторические, экономические и политические предпосылки, в связи с чем в системе имеют место процессы, которые тормозят решение поставленных перед вузом задач. В рамках статьи делается попытка выявления существующих проблемных зон языкового образования в техническом вузе и формируются предложения, способствующие улучшению ситуации.
138-144 72
Аннотация
Определены уровни и типы самостоятельной работы студентов. Описана организация самостоятельной работы студентов, выделены ее ключевые моменты. Показано перераспределение позиций преподавателей и студентов в современном образовательном процессе. Освещены вопросы, связанные с кредитной организацией учебного процесса. Обозначены проблемные темы, касающиеся организации самостоятельной работы студентов. Даны предложения в области методологического и методического обеспечения самостоятельной работы студентов.
144-149 44
Аннотация
В статье анализируются трудности, вызванные особенностями обучения иностранным языкам взрослых в условиях искусственного билингвизма, а также проблема отсутствия единой системы контроля степени владения иностранным языком студентов неязыковых специальностей. Авторы описывают комплексную модель организации контроля языковой подготовки, разработанную с целью не только компенсировать отсутствие естественной языковой среды, но и создать единое образовательное пространство на иностранном языке в рамках одного вуза.
149-156 29
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы формирования экономико-управленческих компетенций бакалавров машиностроения в соответствии с требованиями работодателей в условиях реализации ФГОС. В программе подготовки бакалавриата по направлению «Машиностроение» Юргинского технологического института (филиала) НИ ТПУ перечень экономико-управленческих компетенций бакалавров машиностроения дополнен новыми компетенциями на основе анкетирования и анализа запросов работодателей. Конкретизирована структурно-функциональная модель развития экономико-управленческих компетенций бакалавров машиностроения, предложены критерии и показатели, позволяющие диагностировать их уровни. Представлены результаты апробации структурно-функциональной модели подготовки бакалавров машиностроения при реализации программы бакалавриата по направлению «Машиностроение» в период с 2011 по 2014 гг.

ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ

157-159 42
Аннотация
Описывается методика, по которой кафедры сами для своих целей формируют составы групп для проведения практических занятий. Формирование локальных групп студентов происходит согласно их успехам (рейтингу) в данной дисциплине. Учебным отделом выделяется необходимое количество аудиторий, а кафедра сама распределяет студентов по предоставленным аудиториям. В первую группу попадают самые сильные студенты, в последнюю - самые слабые. В первой группе можно решать задачи повышенной сложности и в более высоком темпе, и все будут успевать. В последней группе сложность задач пропорционально снижается и выбирается более комфортный темп работы, другие технологии. В результате для каждого студента создается близкий к оптимальному режим работы.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)