Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 2 (2014)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

5-16 67
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы планирования и оценки достижения целей образовательных программ и результатов обучения в контексте профессионально-общественной аккредитации. В качестве примера использована программа подготовки бакалавров по направлению «Электроэнергетика и электротехника» Национального исследовательского Томского политехнического университета. Предложено использовать изложенные подходы при разработке образовательных стандартов ведущих вузов и ФГОС четвертого поколения.
16-22 26
Аннотация
В статье обсуждается ряд проблем, связанных с ролью и местом негосударственных вузов в российской системе высшего образования. Утверждается, что государственные вузы имеют в ней сегодня привилегированный статус, а положение негосударственного сектора определяется отсутствием конкурентной среды. Предлагаются некоторые меры, направленные на установление равенства вузов разных форм учредительства и тем самым – на реализацию мировых трендов в этой сфере.
23-29 65
Аннотация
Приводятся основные результаты экспериментов и работы по подготовке кадровых офицеров в вузе (на примере ННГУ). Анализируются возможности реализации программ военной подготовки в условиях уровневого образования, в том числе на базе бакалаврского направления подготовки ВПО «Зарубежное регионоведение». Анализируются результаты целевого набора в вузы граждан на программы подготовки офицеров в 2013 г., предлагаются пути повышения качества набора.

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ

30-37 38
Аннотация
Бюрократизация научно)образовательной среды регионального вуза рассматрива) ется как процесс социокультурных изменений, отражающих превращение субкульту) ры чиновничества в культурный мейнстрим российского общества. Анализируются следствия бюрократизации для учреждения ВПО и реакция на нее коллективов вузов.
38-42 26
Аннотация
Анализируются проблемы развития регионального вуза в современной России. Отмечается недооценка роли вузов этого типа в решении проблем социально-экономического и культурно)технологического роста общества. Предлагается ввести в практику статус «головной университет (вуз) региона», имея в виду последующее создание на этой основе региональных научно)образовательных кластеров.
43-48 49
Аннотация
Высшее образование в России переживает кризис. Этот кризис связан с отсутствием идеологии в сфере образования. В результате цели и смыслы образования претерпевают инверсию. Они обращены не на развитие общества и его институтов, а на удовлетворение частных потребностей в образовательных услугах. В результате общество напрасно растрачивает огромные ресурсы, направленные на образование, а сама образовательная деятельность не достигает эффекта. Данная ситуация требует принятия неотложных мер со стороны государства.
48-56 48
Аннотация
В статье обсуждается контекст перехода от традиционной образовательной парадигмы к технологической. Ставится вопрос о правомерности непосредственного переноса технологического подхода из производственной сферы в образовательную. Представлена авторская оценка возможностей технологического подхода с точки зрения гуманистической (диалогической) традиции.

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА

59-66 95
Аннотация
Статья открывает цикл публикаций с общим названием «Экономическая безопасность технического вуза». Рассмотрены вопросы, связанные с целесообразностью внедрения системы управления экономической безопасностью в технических вузах. Дается определение понятия «экономическая безопасность технического вуза». Выделены основные аспекты экономической безопасности (студенты, преподаватели, наука и инновации, финансовые, материальные и информационные ресурсы, управление). Рассмотрены основные вызовы и угрозы техническим вузам в современных условиях.
66-72 70
Аннотация
В данной статье рассматривается создание современной программы профессионального становления, в которой предусматривается необходимость непрерывного сопровождения учащегося в его самостоятельном личностном становлении, в определении своего будущего, в том числе профессионального. Программа основана на компетентностном подходе, выстроена системно: в ней профориентация и профессиональная карьера рассматриваются как составные части единого комплекса. Цель – ознакомить учащихся с экономическим и профессиональным окружением, обогатить их представления о профессиональном мире, сформировать готовность к трудностям и умение преодолевать их на основе саморефлексии. Программа предполагает активное участие взрослых – психолого-педагогическое сопровождение учащегося как в школе, так и в вузе вплоть до его вступления в мир труда.
73-81 49
Аннотация
В статье рассмотрен опыт Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева по созданию базовых кафедр на высокотехнологичных предприятиях для подготовки требуемых предприятию квалифицированных специалистов. Еще в процессе обучения студенты адаптируются к специфике и условиям работы на производстве и приобретают навыки практико-ориентированной деятельности на предприятиях реального сектора экономики.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

82-89 52
Аннотация
Отмечено различие компетентностной модели выпускников прикладных и академических направлений и специальностей. Выделены метахарактеристики учебных химических текстов. Показано, что в условиях дисбаланса между школьной и вузовской педагогическими системами и многовариантности рынка труда формирование профессиональных компетенций студентов академических направлений начинается с умения работать с разными типами учебных текстов.
89-95 35
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы иноязычной подготовки в российских вузах в контексте требований к изменению научно)образовательной среды в нашей стране в связи с необходимостью формирования ее конкурентоспособного научного и образовательного имиджа. Обсуждается комплекс проблем, связанных с англофикацией – применением английского языка в образовательном и научном процессах, выявляются внешние и внутренние факторы неэффективности традиционных отечественных методов обучения иностранному языку в российских вузах, приводится сравнение с основными европейскими подходами к преподаванию иностранного языка. На основе теоретических источников и собственной практики преподавания иностранного языка в техническом вузе описывается ряд эффективных приемов и необходимых мер для преодоления «языковой отсталости» России.
96-100 47
Аннотация
Статья посвящена вопросам подготовки прикладных бакалавров по направлению «Юриспруденция». Авторы сформулировали критерии, которые, по их мнению, должны учитываться при разработке ФГОС и учебных планов по практико-ориентированным образовательным программам бакалавриата (прикладного бакалавриата). В статье содержится прогноз развития системы юридического образования, сценарий которого зависит от результатов эксперимента по подготовке прикладных бакалавров.
101-105 65
Аннотация
В статье представлен опыт проведения факультативных занятий естественно) научного профиля на английском языке (избранные главы математики – основы теории вероятности и избранные главы физики – принципы и методы спектроскопии) для студентов химической специальности – биотехнологии. Рассмотрены цели, задачи, особенности и формы проведения занятий. Эти курсы являются средством усиления профессионально-ориентированной подготовки студентов технического вуза. Важной особенностью курсов является их согласованность, а междисциплинарные связи служат для развития способности студентов использовать иностранный язык в профессиональной деятельности.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

106-113 156
Аннотация
В статье рассматриваются миграционные процессы в специфическом сегменте – интеллектуальной миграции. Анализируются потоки интеллектуальной миграции за последние 20 лет. Отдельно рассматривается сложное сочетание причин и мотивов миграции, а также спрос на ученых и специалистов на международных рынках интеллектуального труда. Даются предложения и рекомендации по реализации политики регулирования интеллектуальной миграции.
113-118 64
Аннотация
Статья описывает результаты исследования типологии мотивации студентов (по методике В.И. Герчикова) на примере специальности “Информационные систе) мы и технологии”. В работе приведено процентное распределение типов мотивации студентов, анализ их взаимосвязей, а также описано влияние типа мотивации на средний балл. Данное исследование, охватившее представителей пяти курсов, прове) дено перед внедрением системы индексно)рейтинговой оценки и материального сти) мулирования студентов вуза для последующей оценки влияния данной системы на изменения в мотивации студентов.

КРУГОЗОР

119-125 54
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема, связанная с использованием индекса цитирования (ИЦ) в качестве способа оценки эффективности научных исследований. Высказываются сомнения, во-первых, в возможности использовать его в целях повышения эффективности науки, во-вторых, в его объективности, в-третьих, в возможности в равной мере применять ИЦ к различным областям науки. Утверждается, что применение ИЦ как инструмента оценки эффективности науки возможно только в том случае и в той мере, в какой научное сообщество признает ИЦ в качестве значимого элемента «самосознания науки». Рассматриваются альтернативные основания признания значимости научных исследований, среди которых научная экспертиза и обсуждение. Вывод состоит в том, что настаивание на учете указанных альтернатив способствует признанию автономии научной деятельности, значения новизны и оригинальности научных идей и в конечном счете служит развитию науки.
126-130 46
Аннотация
В статье анализируются философские и методологические основания социально-конструктивистского направления в современной социологии, представители которого предлагают отказаться от понятия «группа».

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

131-141 45
Аннотация
Федеративная Республика Германия – признанный мировой лидер в создании высокотехнологичной, наукоемкой продукции. Именно поэтому различные аспекты развития немецкой инновационно-ориентированной экономики стали предметом при) стального изучения специалистами разных стран мира. Наш журнал неоднократно обращался в своих публикациях к немецкому опыту в сфере высшего образования. В этой связи интересен взгляд на особенности системы высшего образования Германии нашего соотечественника, профессора, доктора технических наук, Лауреата Государственной премии СССР Патрика Эдуарда Исааковича, который уже почти девять лет возглавляет Международную академию менеджмента и технологий (INTAMT) в г. Дюссельдорфе. С профессором Э.И. Патриком беседует журналистка, кандидат экономических наук Елена Соломински.

ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ

142-146 47
Аннотация
Анализируется опыт участия группы российских университетов в совместном проекте программы Темпус. Показано, что международное сотрудничество является эффективным инструментом модернизации российской системы высшего образования, делает её более открытой и гибкой.
146-150 127
Аннотация
В статье обсуждаются психолого-педагогические и организационные особенности обучения иностранных студентов инженерным дисциплинам в российских технических университетах. Показано, что использование современных педагогических технологий может повысить эффективность этого обучения.
150-152 37
Аннотация
Представлены результаты теоретического исследования и анализа массовой практики воспитания в медицинских образовательных учреждениях, которые стали основой для разработки и реализации программы профессионального воспитания будущих медицинских работников.
153-154 57
Аннотация
Статья посвящена феномену военно-исторической реконструкции как актуальной и востребованной формы изучения военной истории. Описаны конкретные практики ее воплощения.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)