№ 12 (2014)
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
5-14 422
Аннотация
Рассматривается опыт формирования и принятия опережающих решений в ходе разработки инновационных научно-образовательных программ вуза. Значительность ресурсов и усилий, необходимых для реализации таких программ, требует тщательного отбора приоритетов, включаемых в принимаемую коллективом стратегию вуза. Подчеркивается важная роль проектного управления при выполнении мультидисциплинарных инновационных программ во взаимодействии с партнерами.
14-19 221
Аннотация
Ведущие университеты России, активно развивающие сегодня новые формы сетевого взаимодействия, способны не только создавать большой объем востребованного внешними пользователями электронного контента, но и изменять систему производства и потребления знаний. Целью проекта «Сетевая электронная библиотека федеральных университетов» является создание единого виртуального пространства для организации доступа к образовательной, научной, научно-методической информации. Отличительными признаками проекта в поле существующих интеграционных проектов являются: создание технологической платформы и организационно-методического обеспечения для разработки и использования совместных образовательных программ федеральных университетов; автоматизация основных бизнес-процессов, необходимых для легитимного размещения научно-образовательной литературы в открытом доступе и обеспечения коммерциализации полнотекстового электронного контента федеральных университетов; реализация дополнительных сервисов, необходимых для продвижения федеральных университетов в наукометрических базах данных, обеспечения контроля внеаудиторного образовательного процесса.
19-25 317
Аннотация
Авторами статьи предлагается для обсуждения тема внутренней реструктуризации высших учебных заведений в условиях перехода к эффективному управлению основными образовательными программами. Рассматриваются пессимистический и оптимистический сценарии организационных изменений. Проблематизированы принципы построения внутренней структуры университета и системы управления качеством основных образовательных программ.
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
26-35 269
Аннотация
В статье обсуждается комплексный профессиональный портрет преподавателя современного российского вуза - его многообразные и взаимосвязанные педагогические, научно-исследовательские, воспитательные обязанности. Особое внимание уделяется актуальности обеспечения целенаправленной подготовки молодой смены преподавательского корпуса, что является системообразующей функцией самой высшей школы. Рассматривается вопрос о формировании разностороннего содержания программы повышения квалификации преподавателей вузов как важнейшего условия успешного развития высшего образования.
36-42 350
Аннотация
Представленная статья - это попытка осмыслить изменения, происходящие с преподавателем вуза в процессе профессиональной деятельности. Через рефлексию собственного состояния автор актуализирует проблему утраты смысла профессиональной деятельности, отчуждения, искажения профессиональных ценностей.
42-47 353
Аннотация
В статье анализируются психологические проблемы профессионального развития и обучения преподавателей вуза. Актуализируется необходимость использования личностно-ориентированных технологий в системе повышения квалификации преподавателей вуза. Автор рассматривает педагогическую студию и арт-терапевтические техники как специфические средства обученияи профессионального развития преподавателя вуза.
СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
48-55 297
Аннотация
Рассматриваются темпоральные стратегии поведения студентов какособый способ формирования и реализации их человеческого капитала. В основе статьи - данные теоретического и эмпирического исследования темпоральной стратегии поведения студентов. Раскрыты противоречия темпорального сознания студентов, причины их возникновения. Представлены некоторые типы темпоральных стратегий поведения студентов.
55-63 596
Аннотация
В статье рассмотрен мировой и отечественный опыт формирования антикоррупционной политики и академической этики в системе высшего образования. Анализируются различные формы коррупции и академических нарушений на Западе и в России, факторы коррупционного и неэтичного поведения в академической среде. Представлены основные направления антикоррупционной политики в сфере высшего образования, проанализированы особенности этических кодексов и иных мер, направленных на формирование «культуры честности» в современном высшем образовании.
ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА
64-71 293
Аннотация
В статье обсуждается проблема формирования структуры содержания компетентностно-ориентированного обучения. Доказывается, что ключевым вопросом здесь является способ трансляции компетенций выпускника образовательной программы в содержание обучения. Интегративный и надпредметный характер компетенций требует изменений традиционной дисциплинарной модели. Предлагается концепция, со- гласно которой сначала проектируется структура результатов обучения и только потом она разворачивается в содержание структурных единиц процесса обучения.
71-80 333
Аннотация
В статье приводятся результаты сравнительного анализа требований новой версии федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС 3+), международных стандартов CDIO и критериев профессионально-общественной аккредитации Ассоциации инженерного образования России (АИОР), согласованных cо стандартами EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Education и Washington Accord. Даются рекомендации по применению в вузах ФГОС 3+, CDIO Standards и аккредитационных критериев АИОР при проектировании, реализации и оценке качества образовательных программ подготовки бакалавров и магистров по техническим направлениям.
ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
Галина Алексеевна Берулава,
Анна Валентиновна Дружинина,
Екатерина Вячеславовна Беляева,
Виктор Григорьевич Малыш,
Тамара Сергеевна Пильщикова,
Сагира Куснадиновна Исталиева,
Лидия Рамировна Кадырова
83-89 300
Аннотация
В статье рассматриваются разработанные и используемые в Международном инновационном университете новые электронные технологии обучения, обеспечивающие эффект «социального обучения». Данные технологии создают эффект открытого информационно-коммуникативного пространства через опору на мультимедийные средства обучения и гипермедиа.
90-97 238
Аннотация
В статье рассматривается инновационная структура организации научно-исследовательской деятельности в Международном инновационном университете, раскрывается его роль в развитии отечественной науки.
98-102 284
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению теоретико-методологической платформы, на которой базируется обучение и воспитание в Международном инновационном университете. В МИУ, который является образовательной площадкой для внедрения самых передовых образовательных технологий, выстроена целостная система организации учебной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности.
103-108 275
Аннотация
В статье анализируется проблема формирования продуктивного коммуникативного поведения студентов на основе новой методологической платформы развития личности - теории сетевого образования. Рассматривается влияние информационной среды на формирование коммуникативных стереотипов личности.
109-112 223
Аннотация
Статья посвящена результатам ежегодного Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу за 2013 г., проводимого среди преподавателей высших учебных заведений и научных сотрудников научно-исследовательских учреждений. Конкурс ежегодно проходит в г. Сочи на базе Международного инновационного университета. В 2014 г. на него представлено более 4000 книг.
113-118 316
Аннотация
Статья посвящена инновационным технологиям патриотического воспитания, разработанным на базе теории гуманизации образования в Международном инновационном университете. Анализируется роль в патриотическом воспитании созданной университетом Ассоциации научно-технической и творческой интеллигенции. Рассматриваются такие инновационные форматы, как выпускаемый университетом журнал «Патриот: наше время» и сайт «Отечество».
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
119-127 365
Аннотация
Одно из приоритетных направлений развития образовательной системы США - подготовка специалистов в области инженерного дела. Проведен анализ структуры образовательных программ бакалавриата. Обсуждается качество инженерного образования, уровень соответствия образования выпускников требованиям рынка тру- да, а также другие проблемы американской системы образования, связанные с подготовкой квалифицированных специалистов в области инженерного дела.
127-134 294
Аннотация
На основе анализа опыта зарубежных и российских университетов, успешно осуществляющих привлечение иностранных специалистов на длительные сроки, рассматриваются ключевые факторы успешного рекрутмента иностранных научно-педагогических работников и основные этапы процесса поиска и приема на работу иностранных сотрудников.
134-140 472
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению процессов формирования образовательного пространства в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Рассматривается участие России в сотрудничестве стран региона в области высшего образования, даны рекомендации по дальнейшему углублению интеграции нашей страны в образовательные процессы, происходящие в Азии, и успешному формированию единого образовательного пространства в АТР.
ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ
141-144 319
Аннотация
Подготовка студентов разных направлений по математике требует особых подходов, что обусловлено многими причинами (появление современных средств обучения, снижение школьного уровня знаний, широкий диапазон требований стандартов при недостатке учебных часов и ряд других). В настоящее время появляется возможность оперативно создавать комплекты рабочих тетрадей разных типов, с разными целями и задачами, которые могут служить пособием как для индивидуальной, так и для коллективной работы студента. В статье обсуждаются некоторые вопросы применения рабочих тетрадей по математике.
144-148 308
Аннотация
Социально-ролевое взаимодействие является формой организации общения на уроке, где происходит обмен информацией в условиях искусственно созданной языковой среды. Проведен анализ проблем, возникающих у преподавателей в процессе организации социально-ролевого взаимодействия на уроках иностранного языка. Процесс социально-ролевого взаимодействия не займет у учителя много времени, если у него есть четкая цель, знание основных правил и соблюдение этапов работы. Данными этапами являются: 1) мотивация; 2) создание социокультурного фона взаимодействия языков и культур; 3) сотрудничество в условиях межкультурного взаимодействия; 4) презентация групповых решений; 5) рефлексия.
ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)
ISSN 2072-0459 (Online)