Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 12 (2013)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ 

3-8 179
Аннотация
Статья посвящена проблеме качества инженерного образования. Рассматриваются основные принципы и особенности «русского метода подготовки инженеров», обеспечивающего высокий авторитет российской инженерной школы в нашей стране и за рубежом. Анализируются причины, негативно влияющие на качество образования, и некоторые пути их преодоления.
9-20 127
Аннотация
Подводятся некоторые итоги деятельности национальных исследовательских университетов, основанные на анализе реализации их программ развития в 2012 г. Рассматривается вклад НИУ в развитие регионов, отраслей и системы профессионального образования. Даются рекомендации по повышению эффективности реализации программ развития университетов.
21-31 128
Аннотация
Представлен анализ действий государства-инвестора в процессе реформирования системы высшего образования. Рассматривается проблема недоиспользования потенциала сети национальных исследовательских университетов государством-заказчиком при формировании госзаказа на подготовку научных кадров. Анализируются взаимоотношения государства-инвестора и государства-заказчика с одним из НИУ в процессе реформирования структуры высшего образования. Предложено организационное решение по оптимизации использования потенциала университета при подготовке научных кадров.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 

35-40 182
Аннотация
В статье исследуются глобальные современные проблемы инженерного образования, рассматриваются пути их решения – как в масштабе государства, так и на уровне отдельного национального исследовательского университета. Говорится о необходимости преобразований в системе подготовки инженерных кадров в России, предлагаются новые подходы, связанные с междисциплинарностью и трансдисциплинарностью обучения, созданием новых конвергентных университетов, подготовкой студентов на базовых кафедрах на предприятиях, с реализацией новых программ на основе собственных образовательных стандартов и требований, демонстрирующих тесную связь базового образования, науки и производства, с созданием сети лицеев-интернатов при ведущих вузах страны, введением обязательных ЕГЭ по физике, химии, биологии и др.
41-45 167
Аннотация
В текущем году Американское общество инженерного образования решало проблему снижения стоимости обучения по инженерным специальностям. Особое внимание при этом уделялось развитию дистанционных технологий обучения. В США, так же как и в других странах, стоимость инженерного образования постоянно растет. В 2012–13 гг. сумма студенческого долга в стране превысила общую задолженность по кредитным картам более чем на один триллион долларов, что повысило актуальность вопроса о снижении стоимости высшего образования. Традиционно программы инженерной подготовки являются более дорогими, что обусловлено расходами на содержание и оборудование лабораторий. Одним из вариантов снижения стоимости данных программ является внедрение дистанционного и смешанного обучения, когда чтение лекций происходит дистанционно, а семинарские и лабораторные занятия проходят «вживую» в реальных аудиториях.
45-50 144
Аннотация
Предложено рассматривать цель инженерной деятельности в рамках концепции«устойчивого развития» – с точки зрения возможности удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей при сохранении благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Качество подготовки инженеров определяется ежедневным трудом преподавателя, его компетенциями. Обсуждаются пути согласования программ подготовки преподавателей в центрах инженерной педагогики IGIP с поставленной целью, а также с необходимостью решения актуальных проблем инженерного образования в РФ.
50-55 154
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы развития современного инженерного образования, которые с учетом российской специфики требуют государственного участия, а с учетом общемировых тенденций – внимания работодателей.
55-59 179
Аннотация
Сетевое взаимодействие между различными образовательными организациями, предприятиями и бизнес-партнерами становится сегодня одним из главных направлений развития системы инженерного образования. Научно-образовательный кластер рассматривается в статье как наиболее удобная структура для реализации сетевого взаимодействия.
59-65 126
Аннотация
В статье проанализированы материалы семинара-тренинга для экспертов в области профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, проведенного в рамках международной научной школы «Инженерное образование для новой индустриализации».
66-77 193
Аннотация
В статье проанализированы материалы пленарных заседаний, обучающих, тематических и экспертных семинаров, проведенных в рамках 42-го Международного симпозиума IGIP по инженерному образованию «Глобальные вызовы в инженерном образовании», 16-я Международной конференции ICL по интерактивному обучению и международной научной школы «Инженерное образование для новой индустриализации» (Казань, 23–28 сентября 2013 г.). Приведены итоговые рекомендации международной научной школы, разработанные и принятые её участниками.

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ 

78-89 149
Аннотация
Проанализированы основные тенденции развития докторского образования в рамках Болонского процесса. Представлен практический опыт модернизации системы подготовки научных кадров в аспирантуре Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.
89-94 136
Аннотация
Статья посвящена вопросам перехода от 5-балльной системы оценки знаний учащихся и студентов, принятой в Российской Федерации, к 10-балльной системе. Предлагается методика построения логичной, четкой, стройной и универсальной, пригодной для средней и высшей школы 10-балльной системы, обеспечивающей преемственность по отношению к 5-балльной системе.

В ПОМОЩЬ СОИСКАТЕЛЮ 

95-99 110
Аннотация
В статье представлен материал двухчасового практического семинара для молодых ученых, проведенного в рамках Международной научной школы «Инженерное образование для новой индустриализации» в Казанском национальном исследовательском технологическом университете 23–28 сентября 2013 года. Цель семинара – познакомить молодых преподавателей с требованиями, предъявляемыми к статьям, публикуемым в материалах зарубежных международных научных конференций на английском языке. Семинар состоял из трех частей: выбор конференции, формулировка названия доклада, подготовка аннотации.
99-103 321
Аннотация
В статье рассматривается один из возможных подходов к повышению качества и результативности научно-квалификационных работ магистрантов и аспирантов. Предлагается развивать систему обучения диссертантов методологии выполнения и представления к защите диссертационного исследования путем введения соответствующей дисциплины в образовательные программы магистратуры и аспирантуры.
103-107 144
Аннотация
В статье рассмотрены особенности взаимодействия современных студентов с цифровой информационной средой и обоснована необходимость формированиях у них навыков обработки информации. Представлена технология обработки информации студентами. Описаны основные методы и приёмы работы с содержанием текстов при выполнении учащимися творческих заданий и написания научно-исследовательских работ. Результаты данного исследования имеют практическое применение в образовательном процессе высшего учебного заведения.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ 

108-113 152
Аннотация
Федеральные государственные образовательные стандарты нацеливают на формирование компетенций студентов, которые являются одной из целей педагогического процесса. Развитие компетенций студентов происходит, в частности, при проектном обучении, которое апробировано авторами в курсе микробиологии и в рамках междисциплинарного подхода к организации образовательной программы по специальности «Медицинская кибернетика».
113-119 145
Аннотация
Статья посвящена описанию последовательных этапов деятельности по организации консорциума педагогических университетов. Данная работа является результатом исследований в рамках НИР «Разработка научно-методического обеспечения сетевого консорциума педагогических вузов» – целевого задания Министерства образования и науки РФ, которая осуществлялась учеными РГПУ им. А.И. Герцена в 2012 году.
119-123 170
Аннотация
Аксиосфера университетской молодежной субкультуры рассматривается авторами как фактор становления субъектности студента, определяющей успешность его образовательной и профессиональной деятельности.
123-128 129
Аннотация
Рассмотрены различные аспекты права студентов на общежитие: оплата, гарантии заселения и проживания, возмещение причиненного материального ущерба, условия проживания. Эти вопросы обсуждаются в сопоставлении с аналогичными проблемами в университетах США и Великобритании.

КРУГОЗОР 

129-136 132
Аннотация
В статье представлена попытка создать творческий портрет А.Ф. Лосева в интерьере отечественной истории ХХ века. В этом аспекте судьба философа предстает как персонификация современной ему исторической эпохи, что позволяет понять историю не как объективный обезличенный процесс, а как драму судеб и идей. Методом исследования является интерпретация философских и литературных текстов (проза и стихи), дневников, мемуаров людей, близко его знавших.

ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ 

137-139 147
Аннотация
Обсуждается проблема модернизации профессионального образования направления «Металлургия», ориентированной на повышение конкурентоспособности выпускника в условиях требований инновационного варианта развития экономики России. Определены факторы, детерминирующие обновление профессионального образования с учетом нормативных документов, отечественного опыта и международной инициативы CDIO (Conceive – Design – Implement – Operate). Обоснованы системные изменения профессионального образования, позволяющие реализовать компетентностный подход и создать инновационную программу, решающую кадровые и научные проблемы на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности в условиях частно-государственного партнерства.
140-142 197
Аннотация
В статье представлен анализ научно-образовательных ресурсов вуза, востребованных студентами, в первую очередь – различных видов учебных материалов, разработанных сотрудниками университета. В условиях открытого и дистанционного образования происходит быстрое изменение не только самой информации, но и формы её подачи. Таким образом, образовательный контент должен быть не просто доступным, но максимально удобным при работе в режиме удалённого доступа.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)