СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлены результаты всероссийского социологического исследования академической и социокультурной адаптации студентов российских вузов. Цель статьи состоит в выявлении и интерпретации проблем адаптации обучающихся к учебному процессу, научно-исследовательской деятельности, проектному обучению, социокультурной среде вуза. Предметом исследования стали самооценки адаптированности студентов младших курсов, а также факторы, влияющие на неё. Новизна исследования состоит в комплексном рассмотрении адаптации студентов к ключевым видам деятельности в вузе, в том числе к новому виду – проектной деятельности. В статье представлены результаты всероссийского социологического исследования академической и социокультурной адаптации студентов российских вузов. Цель статьи состоит в выявлении и интерпретации проблем адаптации обучающихся к учебному процессу, научно-исследовательской деятельности, проектному обучению, социокультурной среде вуза. Предметом исследования стали самооценки адаптированности студентов младших курсов, а также факторы, влияющие на неё. Новизна исследования состоит в комплексном рассмотрении адаптации студентов к ключевым видам деятельности в вузе, в том числе к новому виду – проектной деятельности. Эмпирическое исследование было реализовано посредством массового онлайн-опроса студентов в мае-июле 2022 г. В генеральную совокупность вошли студенты 1-х и 2-х курсов, обучающиеся по программам бакалавриата и специалитета очной формы обучения различных направлений подготовки. Общий объём выборочной совокупности составил 15 902 чел., предельная ошибка выборки не превышала 1%. На основе эмпирических данных показаны основные проблемы адаптации студентов к учебной работе: к значительному объёму новой информации, темпу образовательного процесса, формату практических занятий и курсовых работ, требующих большей самостоятельности и активности, нежели в школьном обучении. Раскрывается связь между уровнем учебной активности и инициативности студентов и степенью их интегрированности в университетское сообщество. Показана негативная тенденция снижения активности студентов в сфере научно-исследовательской работы по сравнению с периодом обучения в школе, а также сохранение высокой доли тех, кто склонен к академическому мошенничеству из-за отсутствия адаптационных ресурсов. Сделан вывод о том, что адаптация студентов к проектной деятельности осложняется их неготовностью к ответственности и самостоятельности, установкой на индивидуализм и автономность, недостаточно высоким уровнем профессиональной культуры и профессиональных знаний, который расходится с ожиданиями заказчиков проектов. В то же время зафиксированы положительные эффекты в сфере социокультурной адаптации иногородних и иностранных студентов. Привыкание к специфике российской культуры, академической среде, новому городскому социуму происходит без особых трудностей. Сделан вывод об эффективности вузовских программ адаптации и сопровождения иностранных студентов и студентов с ОВЗ, аргументированный отсутствием существенных различий адаптационных проблем у всех групп студентов.
В статье рассматривается феномен родительской семьи как фактор, влияющий на социальную (профессиональную) мобильность аспирантов. Влияние родительской семьи анализируется в двух направлениях/сферах: 1) период обучения и 2) формирование представлений аспирантов о карьерных перспективах и возможностях. Эмпирическую базу исследования представляют данные качественных глубинных интервью с аспирантами вузов г. Москвы (N=30). Предложена дифференциация обучающихся в аспирантуре на две группы («целеориентированные» и «случайные»), а также сделаны следующие выводы: 1) на начальном этапе обучения в представлениях аспирантов роль и значение родительской семьи минимальны; 2) к моменту окончания аспирантуры целеориентированные аспиранты изменяют своё мнение, признавая значимость семьи как поддерживающего фактора социального и профессионального роста; 3) в отличие от периода обучения в аспирантуре, в представлениях аспирантов о профессиональных перспективах и формировании карьерной траектории родительская семья занимает место значимого фактора влияния.
НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
При изучении истории российского образования убеждаешься в справедливости диалектических принципов развития по спирали. Период цикличности в спирали истории аттестации научных кадров близок к веку. В первой четверти каждого века начиная с эпохи Петра Великого происходили события, выводящие систему на принципиально новый уровень. Но при этом фундаментальные основы, заложенные Петром Великим и Михайло Ломоносовым, остаются неизменными. Анализируя спираль развития системы аттестации, находим пути решения актуальных проблем, главной из которых сейчас является обеспечение технологического суверенитета России. Аналогичная задача стояла и век назад. В полной мере она была решена в СССР, однако основы её решения были заложены Постановлением Временного правительства от 12 апреля 1917 г. «О предоставлении Петроградскому политехническому институту права присуждать учёные степени магистра и доктора политической экономии и статистики, а также финансового права». Решения, эффективно действовавшие в СССР, в социально-экономических условиях современной России потребовали развития. При возвращении к истокам создания системы аттестации найдено решение, выводящее её на новый уровень спирали развития.
В статье рассматривается история и этапы развития страхового образования в России в сопоставлении с развитием страхового рынка в 1990–2020 гг., определяются перспективы и условия развития страхового образования. Выделены внутренние и внешние факторы, влиявшие на направление и темпы развития рынка образовательных услуг в области страхования, проанализированы причины создания и ликвидации профильных кафедр в российских вузах.
На основе анализа страхового рынка в России в 1990–2020 гг. формируется понимание его реальных и отчётных показателей, различия в которых вызвали на первом этапе создание в российских вузах значительного количества кафедр страхования, что не было подкреплено реальной потребностью в специалистах, а затем привело к ликвидации кафедр с утратой уже сформировавшихся компетенций по подготовке специалистов по страхованию. В конце 2010-х гг. шли процессы модернизации требований к страховым организациям, повышались нормативы финансовой устойчивости и платёжеспособности, вводилось обязательное актуарное оценивание и новые формы финансовой отчётности, требовавшие специализированных знаний, разрабатывались и принимались базовые и профессиональные стандарты с участием саморегулируемых организаций страховщиков. Всё это актуализировало деятельность специализированных страховых кафедр на основе интеграции профессиональных требований, зафиксированных в профессиональных и базовых стандартах, и образовательных стандартов, что должно было позволить реализовывать экономически успешные программы бакалавриата и магистратуры.
История кафедр страхования в современной России представляет интерес для исследователей истории образования в современной России, для понимания истоков и причин современного состояния рынка образовательных услуг, периодов роста и снижения количества активных игроков. На основе анализа архивных и действующих стратегий развития страхования, принятых базовых и профессиональных стандартов намечены перспективы развития кафедр страхования и даются рекомендации по взаимодействию с профессиональными участниками страхового рынка. Выявленные тенденции характерны и для иных узкопрофессиональных кафедр.
АКТУЛЬНАЯ ТЕМА
Публикационная активность в современном обществе представляется как движущая сила научно-технологического развития и как показатель отчётности менеджмента университетов. Статья посвящена исследованию подходов к определению ценности научной публикации с учётом разной мотивации авторов – исследователей и преподавателей высшей школы. Методологической базой исследования послужили концепции создания общественного и финансового блага, научной продуктивности и академического вознаграждения, неоклассическая и неоинституциональная экономические теории, подходы к реализации государственной политики в области науки и образования в части стимулирования научных публикаций. Методы исследований: критический и сравнительный анализ; группы методов: а) анализ прямых и косвенных мотивов и ловушек при издании научных работ; б) методы оценки стоимости активов; в) комбинация социолого-экономических походов. Информационная база исследования представлена макроэкономической статистикой и результатами анкетирования преподавателей российских классических и технических университетов с целью уточнения факторов мотивации и монетизации научных публикаций. Адаптированы подходы к оценке стоимости активов применительно к определению ценности научных публикаций с позиции автора как выгодоприобретателя. Теоретическая и практическая значимость исследования представлена вкладом в ценностное измерение научных публикаций в условиях академического капитализма при потенциальных возможностях получения авторами дохода от результатов своих исследований.
Современное пространство всё больше определяется тенденциями цифровизации. На сегодня можно говорить о таких её следствиях как появлении рассеянной идентичности и дистанциализации – новом виде социализации в условиях пространственного разобщения и преодоления социальной депривации и виртуальной трансгрессии. Эти тенденции проявляются во всех сферах – культурной, экономической, политической и пр. Но в то же время в сфере образования происходят и процессы иного рода: процессы, которые представляют собой своеобразную инверсию основных тенденций влияния цифровизации на наше мировосприятие, самовосприятие и сферу нашей повседневности. В статье рассматривается три таких основных тенденции и их инверсии в образовательном пространстве современности: 1. характерная для цифровизации тенденция устранения посредника в образовательном пространстве приводит к эффекту умножения посредников и осознанию неустранимости педагога как одного из основных участников образования (как в силу сложности и недоступности для непосредственного изучения учебного материала, так и в силу того, что в основе образования лежит не передача (при которой посредник теоретически мог бы быть устранён), но созидание, основанное на феномене встречи); 2. тенденция трансгрессивности как «выхода за пределы» и даже стирания границ преобразуется в образовательном пространстве в тенденцию дистанциализации как двойного движения отчуждения (отграничения) и включённости (приобщения), при которой размывание границы между публичным и интимным, пространством самоорганизации в порядке нормы и пространством спонтанности, реальным и виртуальным и т.д. сопровождается установлением нового типа социализации в условиях пространственной разобщённости и социальной депривации; 3. тенденция к появлению рассеянной идентичности, усиливаемая тенденцией к глокализации в социально-политической сфере и переходом на трансмедийное повествование в культурно-развлекательной сфере, в дигитальном пространстве образования преобразуется в возможность самоактуализации, самовыражения, превращая современное образовательное пространство в подобный мифопоэтическому «мир всевозможности» и антропологической сингулярности.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Цель данной статьи – раскрытие ресурсов «метафизики человека» для осмысления феномена образования. Идейный потенциал «метафизики человека», основанной на понимании человека как самоосновности, свободного и самотворящего существа, позволяет отнестись к образованию как процессу формовки, образовывания из себя человека и тем самым утвердить его антропологические основания и идеалы. Образование может быть определено как фундаментальная характеристика антропной идентичности. В статье даётся обоснование вывода о том, что глубинный смысл образования совпадает с целью «метафизики человека», состоящей в самовозвышении человека над собой и обретении себя. За образец носителя метафизического отношения к образованию был взят шелеровский концепт «образованного существа», сущностными чертами которого являются бытийное участие, культура души, открытость другому, живая целостность, свобода, благообразность, руководствование разумом. Новизна исследования заключается в обосновании эвристического смысла компаративистского анализа институционального и метафизического измерений (модусов, аспектов) образовательного процесса, выступивших для нас в качестве отдельно взятых моделей образования. Институциональная и метафизическая модели образования различаются между собой: 1) по формам коммуникации между учителем и учеником (вертикальные, или субъект-объектные, и горизонтальные, или субъект-субъектные, отношения соответственно); 2) по преобладанию одной из образовательных сторон: преподавания или учения (господство преподавания – господство учения и самообучения); 3) по способу отношения обучающегося к образованию (потребительское отношение – отношение к образованию как к самоценности). Главное различие между данными моделями – антропологическое: сделан ли человеком выбор в пользу метафизического измерения жизни. Позволяя уйти от утилитарного отношения к процессу образования, метафизическая модель образования привносит в него истинный аксиологический смысл, утверждая направленность на общественное и индивидуальное благо.
Современное социальное пространство всё больше определяется тенден циями цифровизации. На сегодня можно говорить о таких её следствиях, как появление рассеянной идентичности и дистанциализации – новых видов социализации в услови ях пространственного разобщения и преодоления социальной депривации и виртуальной трансгрессии. Эти тенденции проявляются во всех сферах – культурной, экономической, политической и пр. Но в то же время в сфере образования происходят и процессы иного рода, представляющие собой своеобразную инверсию основных тенденций влияния цифровизации на наше мировосприятие, самовосприятие и сферу нашей повседневности. В статье рассматриваются три основные тенденции и их инверсии в образовательном пространстве современности. 1. Характерная для цифровизации тенденция устранения посредника в образовательном пространстве приводит к эффекту умножения посредников и осознанию неустранимости педагога как одного из основных участников образования (как в силу сложности и недоступности для непосредственного изучения учебного материала, так и в силу того, что в основе образования лежит не передача (при которой посредник теоретически мог бы быть устранён), но созидание, основанное на феномене встречи). 2. Тенденция трансгрессивности как «выхода за пределы» и даже стирания границ преобразуется в образовательном пространстве в тенденцию дистанциализации как двойного движения отчуждения (отграничения) и включённости (приобщения), при которой размывание границы между публичным и интимным пространством самоорганизации в порядке нормы и пространством спонтанности, реальным и виртуальным сопровождается установлением нового типа социализации в условиях пространственной разобщённости и социальной депривации. 3. Тенденция к появлению рассеянной идентичности, усиливаемая тенденцией к глокализации в социально-политической сфере и переходом на трансмедийное повествование в культурно-развлекательной сфере, в дигитальном пространстве образования преобразуется в возможность самоактуализации, самовыражения, превращая современное образовательное пространство в подобный мифопоэтическому «мир всевозможности» и антропологической сингулярности.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
В статье подведены итоги пленарной сессии международной сетевой конференции «Инженерное образование в условиях цифровизации и перехода к зелёной экономике – СИНЕРГИЯ-2022», прошедшей в Нижнекамском химико-технологическом институте Казанского национального исследовательского технологического университета с 13 по 14 октября 2022 г. Форум, на который собрались представители вузов и промышленных предприятий России и зарубежья, был посвящён вопросам подготовки инженеров в условиях цифровизации и перехода к зелёной экономике. Среди участников были представители национальных исследовательских университетов и опорных вузов ПАО «Газпром», органов государственной власти и промышленных предприятий Татарстана. Наблюдать за работой пленарной сессии в режиме реального времени по Интернету можно было во всех опорных вузах «Газпрома». Организаторами мероприятия выступили Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Международное общество по инженерной педагогике (IGIP), Ассоциация инженерного образования России (АИОР), а также Министерство промышленности и торговли РТ и Казанский национальный исследовательский технологический университет. Генеральным спонсором выступило ПАО «Газпром». Всего конференция собрала более 200 участников (более 80 онлайн и более 120 – очно) из 15 вузов России, Германии и Казахстана и 12 организаций реального сектора экономики, прозвучало 42 доклада.
26 октября 2022 г. в рамках XIII Международной конференции исследователей высшего образования состоялся круглый стол, посвящённый 30-летию журнала «Высшее образование в России». Со дня своего основания журнал выступал площадкой для обсуждения самых насущных проблем высшей школы, таких как компетентностный подход, Болонский процесс, качество высшего образования, подготовка и аттестация кадров высшей квалификации, онлайн-обучение, внутривузовское управление, образовательная политика, цифровизация образования. Сегодня российская высшая школа находится в переломном моменте своей истории. Необходимо непредвзято оценить пройденный путь и тщательно взвесить возможные решения и их последствия. Именно взгляд из прошлого в будущее стал предметом обсуждения.
ISSN 2072-0459 (Online)