Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
Том 32, № 5 (2023)
Скачать выпуск PDF

МОЛОДЁЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

9-20 1070
Аннотация

В условиях эскалации геополитической напряжённости, усиления информационного противостояния важным фактором сохранения российского государства является системная деятельность по социальной интеграции молодого поколения, развитию у него адекватных гражданских установок и ценностей. По мнению автора статьи, сегодня наблюдается изменение модели реализации государственной молодёжной политики, фокус внимания которой всё больше переносится на систему образования, включая российские университеты. В этой связи важной исследовательской задачей является анализ моделей молодеёжной политики и воспитательной деятельности в российских университетах. Целью статьи является анализ установок топ-менеджмента российских вузов в отношении организации молодёжной политики и воспитательной деятельности в университете.

Статья основана на серии глубинных интервью, проведённых с руководством российских вузов в июле–сентября 2022 года. В ней предложены критерии для анализа эффективности воспитательной работы со студентами, представлена типология моделей такой работы в российских университетах в разные исторические периоды, выделены основные дисфункции реализации молодёжной политики в российских университетах на современном этапе. В завершении автором предложено несколько ключевых принципов, позволяющих повысить эффективность молодёжной политики и воспитательной деятельности в университете как важного механизма социальной интеграции молодого поколения.

21-35 788
Аннотация

В РФ растёт актуальность исследования политики в отношении русскоговорящих молодых соотечественников, проживающих за рубежом. Во-первых, русскоговорящие соотечественники являются демографическим потенциалом России, и сегодня разработаны и внедрены институциональные механизмы содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Во-вторых, в условиях геополитической нестабильности российские соотечественники являются источником «мягкой силы» для сохранения единства русского мира. В данном исследовании обсуждается потенциал образования как ресурса государственной политики, направленной на координацию работы с молодыми соотечественниками в странах СНГ. Цель данной работы – выявить основные проблемы и стратегии использования образования как ресурса «мягкой силы» в отношении российских соотечественников, проживающих в странах СНГ. Методология исследования базируется на теориях «мягкой силы» и политической коммуникации. Метод исследования – дискурс-анализ информационных бюллетеней Министерства иностранных дел Российской Федерации (МИД России) за 2012–2022 гг.; за указанный период опубликовано 1949 документов, выборка сплошная (не в каждом документе была информация по исследуемой проблеме). В процессе дискурс-анализа оценивались следующие инструменты государственного управления: коммуникация и институциональные ресурсы образования как основы «мягкой силы» России в странах СНГ, направленные на сохранение связей с русскоговорящими со отечественниками. Дискурс-анализ позволил выявить трансформацию основных стратегий политики в отношении русскоязычных соотечественников, обоснованную как геополитическими вызовами, так и окончательной формулировкой идеологической концепции России. В 2012–2014 гг. основной стратегией было сохранение русского языка и русской культуры, развитие общественной дипломатии. С 2014 г. усиливается работа по сохранению исторической памяти, а к 2020 г. формируется дискурс, направленный на обоснование сохранения традиционных ценностей. Объединяет указанные этапы трансфер образования как ключевая стратегия, способствующая добровольному переселению соотечественников в РФ или сохранению и воспроизводству традиционной культуры на территории иных государств.

36-55 16769
Аннотация

Цель настоящей статьи – определить, каким потенциалом конструктивных социальных изменений обладают сообщества технологических энтузиастов в российских университетах, и выявить возможные направления таких изменений. В качестве объекта исследования выбраны университетские сообщества технологических энтузиастов и площадки, на которых они работают: фаблабы, ЦМИТы, кружки. Базовая концептуальная рамка исследования – теория полей, которая утверждает, что общество – это система взаимодействующих и вложенных друг в друга социальных полей, а его изменения – это трансформация существующих социальных полей или возникновение новых. Вводится авторский термин «сообщества практик будущего», понимаемый как группа людей, объединённых общим интересом к передовым технологическим и социальным решениям, общей деятельностью и обменом знаниями, но не включённых в устойчивое социальное поле. Гипотеза настоящего исследования состоит в том, что сообщества практик будущего обладают способностью к общественным изменениям, и направления таких изменений могут быть выявлены через анализ стратегий, устойчиво применяемых в этих сообществах. Материалом для исследования стали полуструктурированные глубинные интервью лидеров и участников университетских студенческих технологических центров. В статье делается вывод о том, что два наиболее очевидных социальных поля, изменения в которых способны продуцировать сообщества технологических энтузиастов в российских университетах, – это поле технологического предпринимательства и поле образовательных инноваций. В первом из этих полей стратегии технологических энтузиастов (инициативность, проектность, разнообразие и меритократичность) даёт преимущества перед не владеющими этими стратегиями игроками. Во втором поле – образовательных инноваций – эти стратегии могут стать содержанием изменений, объединяя энтузиастов соответствующих образовательных технологий. Технооптимистический вектор социальных изменений, генерируемых университетскими сообществами технологических энтузиастов, пока не направлен в конкретное социальное поле. Однако примеры масштабных общестрановых проектов показывают, что та кое поле начинает формироваться. Вполне возможно, что современные университетские сообщества техноэнтузиастов способны породить социальное поле не менее мощное, чем их предшественники – движение технологических кружков – в начале XX века.

56-70 788
Аннотация

Цель работы состоит в изучении восприятия теоретических основ концепции ненасилия современными студентами и их готовности применять идеи ненасилия в повседневной жизни. В настоящее время как никогда актуальным становится исследование значения ненасильственных установок и идей у современной молодёжи, способных, возможно, сменить доминирующие мировозренческие установки о преимуществах силовых методов решения конфликтов в повседневных условиях. Проблема исследования заключается в том, что в целом малоисследованный феномен ненасилия в большинстве своём изучается в контексте философско-этического осмысления идеологии, политики, в то время как ценности ненасилия в русле индивидуального понимания, их локального применения в повседневности остаются неисследованными. Дизайн исследования – методология фокус-группы. В этом исследовании был использован метод фокус-групп в качестве основного для сбора данных, поскольку это дало возможность участникам обсудить тему в рамках целенаправленной дискуссии. Вместе с тем в исследовании был использован феноменологический подход, или подход «пережитого опыта», позволяющий исследовать и интерпретировать мнения студентов. Сценарий фокус-группы включал две части, в первой – участники обсуждали и интерпретировали представления о теоретических основах феномена ненасилия, во второй части дискуссии члены фокус-групп делились собственным опытом и рассуждали о возможности претворения идей концепций ненасилия в повседневную жизнь. Далее записанные с помощью аудио системы и полевых заметок мнения участников фокус-групп были проанализированы и обобщены, что дало исследователям возможность выделить пять ключевых тем, позволяющих сделать выводы о месте и роли насилия и ненасилия в повседневной жизни молодёжи. В статье показано, что участников фокус-групп в основном разделяют концептуальные идеи теорий ненасилия, но допускают ситуации, в которых применение силы необходимо. Выводы, сформулированные в данной статье, могут быть использованы в дальнейших исследованиях, направленных на изучение форм и стратегий разрешения конфликтов в повседневной жизни молодёжи.

СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

71-88 688
Аннотация

В статье представлен анализ ресурсности научно-педагогического сообщества университетов Уральского федерального округа (УрФО) на основе данных качественного исследования. Основным методом стало проведение 40 полуструктурированных интервью с научно-педагогическими сотрудниками уральских вузов. В исследовании применена квотная выборка, в рамках которой информанты были дифференцированы на группы по возрасту (до 40 лет и старше) и по области научного знания, в которой они работают. Исследование включало анализ статистических данных, отражающих основные показатели развития научно-педагогического сообщества (НПС) университетов УрФО в период 2014–2023 гг. В качестве источников статистических данных использовались базы мониторинга эффективности организаций высшего образования, данные Министерства науки и высшего образования РФ, статистический сборник «Индикаторы образования». Основные результаты охватили пять блоков ресурсности научно-педагогических работников (НПР): социально-демографический, научно-исследовательский, педагогический, ресурс взаимодействия НПР и научных коллективов, морально-символический. В совокупности и взаимосвязи были раскрыты 11 видов ресурсов НПР. Был сделан вывод о том, что полученные результаты комплексного исследования ресурсности НПС могут служить основой для управленческих решений по вопросам кадрового обеспечения стратегий университетов в новых условиях. Были показаны сильные стороны и ресурсные дефициты НПС. Исследование позволило сделать выводы о тех ресурсах, которые имеют сквозной характер (темпоральный, морально-идеологический) и необходимы в качестве предикторов актуализации иных ресурсов (исследовательского, публикационного, педагогического).  

89-111 925
Аннотация

В статье предложен подход к анализу роли университетов в социально-экономическом пространстве города, позволяющий выявить специфику феномена университетского города в современной России. Методологической основой исследования стала теория функциональной специализации сложно организованных пространственных систем. Для решения конкретных исследовательских задач использованы методы компаративного, эволюционного и экономико-статистического анализа. В ходе исследования выявлена специфика пространственного размещения университетов в Европе, США и России; обоснован выбор Томска, Новосибирска и Екатеринбурга в качестве полигона исследования. Предложена методика исследования роли вузов в социально-экономическом пространстве города, включающая совокупность расчётных экономико-статистических показателей, анализ сложившейся практики репрезентации города как научно-образовательного центра в документах стратегического управления, интегральную интерпретацию полученных результатов. Анализ ведущих научно-образовательных центров России – Екатеринбурга, Новосибирска и Томска – показал, что ни в одном городе анализируемой совокупности доля вузовского сектора в численности занятых и населении города не достигает критического показателя 20%, позволяющего говорить о преобладании данной функции. Вместе с тем, экономическое доминирование томских университетов (совокупный доход томских вузов превышает бюджет города, что является уникальным для России) стало основой для позиционирования города как «студенческой столицы» страны. Екатеринбург и Новосибирск, превышающие Томск по абсолютным показателям, таким как количество вузов, общая численность студентов в городе, уступают в сфере символической репрезентации. Сделан вывод о том, что в силу специфики генезиса и эволюции феномен университетского города в России наполняется новым содержанием, отражающим многообразие взаимоотношений крупного города и сложной, иерархически организованной системы вузов, действующих в социально-экономическом пространстве общей территории присутствия. 

112-124 749
Аннотация

В статье рассматривается проблема социального самочувствия преподавателей университетов, что связано с существенными и непрерывными изменениями в социальном контексте развития института высшей школы. Поднимаются два вопроса: о сложной ситуации (контексте) и факторах, негативно влияющих на социальное самочувствие преподавателей, и, соответственно, о релевантных критериях измерения социального самочувствия исследуемой профессиональной группы в сложившихся условиях. Сложный социальный контекст и наблюдаемые изменения в социальном самочувствии преподавателей детерминированы соотношением объективных и субъективных факторов: увеличение числа рисков и стремительное развитие общества влияют не только на статус преподавателя, но и на то, как он видит себя в этих условиях. В целях подтверждения тезиса о возможном снижении социального самочувствия на фоне всё более усиливающихся социальных угроз приводятся результаты социологического исследования, проведённого в Новосибирском государственном техническом университете с использованием метода анкетирования (n = 327). Согласно полученным результатам, большинство преподавателей получают удовлетворение от своей работы и, прежде всего, от работы со студентами, но постоянная смена концепций высшего образования и возникновение внешних угроз негативно влияют на состояние социального самочувствия. Несмотря на то, что чуть больше половины «наверное, не сменили бы» свою профессию на какую-либо другую, далеко не все могут в полной мере адаптироваться к новым и постоянно изменяющимся требованиям системы высшего образования. В качестве защитного барьера от внешних угроз выступает позитивный социально-психологический климат подразделений. В целом полученные результаты дают повод задуматься о необходимости отслеживать состояние социального самочувствия преподавателей в процессе модернизации системы высшего образования и формировать соответствующие условия для успешной научной и образовательной деятельности.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

125-137 915
Аннотация

Целью статьи является определение путей и условий развития интернационализации в России. В статье показано с точки зрения неоинституционального подхода, что западные стратегии интернационализации реализовываются в условиях сформированной идентичности университета в качестве предпринимательского при сильной институциональной поддержке. В России на данном этапе всё ещё происходит формирование новой идентичности университета, подобная система образования на институциональном уровне отсутствует. Также отмечено, что интернационализацию на Западе изначально использовали как инструмент повышения качества образования, что в перспективе способствовало повышению конкурентоспособности в условиях массовизации и рыночной ориентации высшей школы, тогда как в России конкурентоспособность вуза выступает условием для успешной интернационализации. При уже существующих формальных изменениях в системе образования, неформальные ограничения создают конфликт идентичностей вуза. Университет всё ещё не воспринимается в качестве полноправного экономического субъекта. Слабо учитывается фактор ёмкости рынка. Предпринимательская составляющая вуза не выступает на данном этапе его конкурентным преимуществом, а в глобальном измерении наблюдается существенное её отставание. Важными условиями успешного развития интернационализации выступают: дифференцированный подход к вузам в реализации стратегий интернационализации, относительная автономность вуза, устранение разрыва между целями интернационализации и государственными механизмами, направленными на их реализацию, а также условиями развивающейся внутренней интернационализации, заинтересованная совместная деятельность всех субъектов научно-образовательного процесса и частного сектора экономики, устранение разрыва между выработанными механизмами повышения конкурентоспособности вуза посредством коммерциализации проектов и слабой развитости форм государственно-частного партнёрства (ГЧП) в системе высшего образования, совершенствование подходов к организации научно-образовательной деятельности вуза.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

138-148 896
Аннотация

С 1 сентября 2023 г. согласно приказу Минобрнауки и высшего образования Российской Федерации от 19.07.2022 г. № 662 увеличится объём часов на изучение истории России в организациях высшего образования для студентов неисторических специальностей. Во всех российских вузах начнётся изучение обновлённого курса российской истории, расширенного в своих географических и хронологических рамках и освещающего события, происходящие в стране и мире, касающиеся каждого гражданина России. Для преподавателей изменения, внесённые в федеральные государственные образовательные стандарты, детализируются в новой концепции преподавания курса «История России», утверждённой 2 февраля 2023 г.Концепция, представляя собой социальный заказ, адресованный образованию, содержит в себе важный идейный посыл развития у студентов гражданственности и патриотизма, но не раскрывает конкретных инструментов достижения поставленных целей.

В статье анализируются психологические, педагогические и методические аспекты сложнейшей комплексной проблемы, которая коснётся преподавателя истории в вузе как исполнителя принятых решений. Определяется подход к методическим решениям через прояснение сути явлений патриотизма, идентичности, исторического сознания, самосознания и психологических механизмов их становления в обучении. Раскрываются задачи педагога как организатора учебной ситуации в обучении с опорой на знания индивидуальных особенностей студентов и способов оптимизации их личностного развития на материале истории. Статья задаёт методологические ориентиры нравственного воспитания в ходе преподавания истории, обусловленные требованиями реформы высшей школы и современ ными социальными вызовами. Это тем более важно, что вузам дано право определить их самостоятельно. 

149-166 728
Аннотация

В статье выделены особенности трёх парадигм образования: компетентностной, цифровой и модернизационной. Цель исследования состоит в анализе влияния факторов образовательных парадигм на мотивацию студентов к изучению истории в вузе. Эмпирическая база исследования включает материалы опроса студентов первого и второго курса вузов Самарской области (N=389), проведённого в 2022 году. В зависимости от отношения студентов к изучению истории в вузе были выделены три группы респондентов: «сторонники», «умеренные сторонники» и «равнодушные». Группировка студентов дала возможность проанализировать дифференцированное влияние факторов трёх видов образовательных парадигм на мотивацию студентов. Наибольшим положительным потенциалом в формировании мотивации студентов к изучению истории обладает модернизационная парадигма. Она в большей степени, чем другие парадигмы, учитывает специфику истории как гуманитарной дисциплины. В рамках трёх парадигм выделены факторы, которые оказывают отрицательное влияние на мотивацию студентов к изучению истории. Среди них большое значение имеет недостаточное развитие навыков самостоятельной работы. Практическое значение исследования состоит в использовании полученной информации для совершенствования методик преподавания истории, а также других социальных и гуманитарных дисциплин в вузе с учётом факторов мотивации студентов. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)