Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 6 (2016)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5-15 110
Аннотация
Рассмотрены вопросы применения профессиональных стандартов при актуализации ФГОС ВО в условиях изменения законодательства в части требований учёта положений профессиональных стандартов в системе профессионального образования; представлены методические подходы к формированию ФГОС и примерных основных образовательных программ на основе профессиональных стандартов, а также в условиях отсутствия профессиональных стандартов по отдельным видам профессиональной деятельности.
16-33 51
Аннотация
Статья посвящена изучению перспектив модернизации российской педагогической аспирантуры в контексте ее интернационализации. В статье анализируются вызовы, которые возникают перед российской педагогической аспирантурой в связи с векторами ее модернизации и интернационализации. На основании анализа докторских программ в образовании ведущих университетов мира (ТОП-25 рейтинга QS в предметной области "Education" ), изучения дискуссии в научной литературе выявляются основные модели и тренды развития педагогической докторантуры (аспирантуры) в современном мире, что позволяет конкретизировать перечень вызовов и возможностей, стоящих перед российской педагогической аспирантурой.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ

34-41 22
Аннотация
Развитие системы повышения квалификации научно-педагогических работников является стратегически важным направлением кадровой политики университета. В Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова мероприятия по повышению квалификации рассматриваются в контексте непрерывного академического развития научно-педагогических работников. В статье представлен опыт университета по разработке и внедрению модульно-накопительной системы повышения квалификации сотрудников по следующим приоритетным направлениям: педагогика и психология профессионального образования, информационно-коммуникационные технологии в образовании, управление образованием и технологии проектной работы, технологии научно-исследовательской и инновационной деятельности, интернационализация образовательной и научной деятельности.
42-46 77
Аннотация
В статье представлен опыт Северо-Кавказского федерального университета в области формирования таких личностных качеств, как общероссийская гражданская и цивилизационная идентичность, патриотизм, культура русской устной и письменной речи, культура межнационального и межконфессионального общения, правовая культура, культура социальной ответственности, которые важны для каждого молодого человека независимо от того, на каком направлении профессиональной подготовки он обучается. Приведены данные социологических опросов молодежи в Северо-Кавказском федеральном округе, проведенных группой ученых Северо-Кавказского федерального университета и Южного научного центра РАН (2009-2014 гг.) для определения «идентификационной матрицы» северокавказского социума.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

47-54 64
Аннотация
С позиций контекстного обучения в статье анализируются проблемы реализации идеи непрерывного образования; рассматриваются различия системы и процесса непрерывного образования. Компетенция трактуется как инвариантный результат деятельности обучающегося на разных ступенях системы непрерывного образования.
55-61 44
Аннотация
Приведены основные положения современного направления в эпиcтемологии - философской концепции многообразия видов познания. Предложено описание особого вида знания - предметно-практического. Показано, что в системе образования транслируется как научное, так и предметно-практическое знание, что приводит к стратегическому противоречию: функционирование здесь двух различных типов знания не может эффективно реализовываться в унифицированных формах. Определены изменения образовательной стратегии, которых требует ситуация сосуществования двух типов знания в системе высшего образования.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ

87-97 65
Аннотация
Стратегии образования, практикуемые в современной России, анализируются в плане их адекватности действительности и актуальным потребностям общества. Отмечается, что образовательная реальность, возникающая (конструируемая) в ходе модернизации, в определенных условиях принимает превращенные формы. Ориентация образовательной политики на них обрекает реформы на безуспешность. Ставится вопрос о необходимости системной корректировки стратегии государства в сфере образования с учетом мировых вызовов, а также назревших потребностей развития российского общества.

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

98-105 66
Аннотация
В статье рассматривается актуальная для молодых исследователей проблема написания научной статьи на русском и английском языках. Поскольку в научно-методической литературе требования, советы и рекомендации, касающиеся структуры научной статьи, представлены разрозненно и нередко противоречиво, для решения проблемы предлагается инвариантная «Межжанровая модель научного текста », обеспечивающая пишущего универсальным базовым алгоритмом текстовой деятельности.
106-112 44
Аннотация
Статья посвящена обзору проблемных аспектов обучения академическому письму на иностранном (английском) языке. Выявленные проблемы иллюстрируются результатами анализа англоязычных научных работ (проектов будущего квалификационного исследования) студентов 4-го курса неязыкового вуза - Высшей школы экономики. В работе освещаются причины возникновения трудностей и возможные пути их разрешения.

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА. НА ПУТИ К СТАТУСУ ОПОРНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

114-120 15
Аннотация
В статье на примере деятельности УГТУ анализируется роль инженерно-технического образования в технологическом и экономическом развитии регионов России. Представлены предпосылки достижения вузом статуса опорного регионального университета. Как наиболее актуальное достоинство вуза рассматривается его органичная вписанность в структуру экономики региона.
121-127 47
Аннотация
В статье раскрываются особенности организации учебно-методической работы в техническом вузе, позволяющие выполнять заказы предприятий на подготовку кадров, адаптированных к специфике регионального производства. К ним относится прежде всего разработка так называемых адаптационных модулей образовательных программ. Показана возможность создания гибкой организационной культуры технического вуза, учитывающей включение учебных адаптационных модулей в образовательный процесс. Обоснована эффективность использования учебных адаптационных модулей в условиях опорного технического вуза.
128-134 31
Аннотация
Анализируется роль университета в формировании благоприятной социокультурной среды, способствующей решению актуальной для России проблемы моногородов. Рассматриваются некоторые конкретные формы работы, проекты, инициативы вуза, которые в контексте триединой образовательной, научной и социокультурной миссии университета содействуют социально-экономическому развитию города и региона.
135-141 19
Аннотация
В статье рассматриваются различные аспекты выстраивания политики экспорта образовательных услуг на мировой образовательный рынок и обучения иностранных студентов в университетах России. Обосновывается необходимость акцентирования внимания университетов на данном виде деятельности и расширения границ сотрудничества в этой сфере. Обсуждаются вопросы закрепления иностранных студентов из числа соотечественников в регионах в целях решения демографической проблемы и восполнения нехватки молодых специалистов по техническим направлениям подготовки. Анализируется международная деятельность Ухтинского государственного технического университета, российская практика и опыт зарубежных образовательных организаций по работе с иностранными студентами.
142-147 25
Аннотация
В статье дан анализ формирования ценностно-смысловых компетенций в образовательной среде вуза как задачи развития потребности в созидательной деятельности. Представлен опыт УГТУ по реализации компетентностного подхода к созданию молодежного кадрового резерва; движение студенческих отрядов рассмотрено с точки зрения проявления в нем созидательной активности.
148-153 36
Аннотация
В статье рассматривается деятельность бизнес-инкубатора УГТУ в контексте формирования имиджа учебного заведения. Раскраивается потенциал оптимизации элементов имиджа вуза в процессе коммуникационной работы с различными целевыми аудиториями университета. Описываются такие элементы имиджа вуза, как имидж образовательной услуги, имидж студентов, внутренний имидж организации, имидж ректора вуза, имидж персонала и преподавателей, социальный имидж организации, визуальный имидж организации, бизнес-имидж организации через призму образовательной и информационной деятельности бизнес-инкубатора. Цель статьи - раскрыть роль подобной структуры вуза в поддержании его положительного имиджа.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

154-161 25
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции выпускников современной высшей школы, в частности, их речевой культуры. приведен эмпирический материал о типичных студенческих языковых и речевых ошибках. В статье приводится разнообразный опыт кафедры русского языка, научно-методического совета и других подразделений вуза, включая студенческие объединения, направленный на развитие коммуникативных качеств студентов в области культуры русской речи и формирования языковой личности.
162-166 21
Аннотация
На основе анализа статей Трудового кодекса РФ, регулирующих особенности труда педагогических работников, и Закона «Об образовании в Российской Федерации » автор показывает нелогичность отсутствия в перечне преступлений, препятствующих занятию педагогической деятельностью, коррупционных преступлений и преступлений корыстной направленности. Этот пробел негативно отражается на воспитании обучающихся и препятствует борьбе с коррупцией в образовательных учреждениях.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)