Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 8-9 (2013)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ 

3-10 121
Аннотация
В публикации рассмотрены ключевые вопросы развития программ аспирантуры в условиях введения нового закона «Об образовании в Российской Федерации». Определены особенности образовательных программ и стандартов. Описаны нормативные документы, разработка которых обеспечит качественную реализацию образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров.
11-18 127
Аннотация
Представлена концепция стратегии развития инновационного университета на примере Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского. Анализируется опыт коллективного обсуждения и принятия стратегии в условиях крупного много профильного классического университета. Стратегия послужила основой успешной заявки ННГУ на участие в программе повышения конкурентоспособности российских вузов.
18-24 99
Аннотация
Обобщается опыт работы научно-образовательного центра, созданного для совершенствования учебно-воспитательного процесса в техническом вузе на основе лучших мировых и отечественных инженерно-педагогических разработок.

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ 

25-31 134
Аннотация
Рейтинги учреждений высшего образования стали не только одним из факторов совершенствования качества подготовки специалистов и выполняемых научных исследований, но и инструментом повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. В статье на основе анализа результатов мирового рейтинга Webometrics, опубликованных в январе 2013 г., показаны позиции ряда белорусских вузов в рамках СНГ в группах по шести профилям: классические университеты, педагогические, медицинские, технические, аграрные, экономические вузы. Приведены перечни вузов, находящихся на первых десяти позициях по перечисленным профилям в СНГ, а также количественные показатели присутствия вузов в рейтинге Webometrics из различных регионов мира в числе занявших первые сто позиций в группах по профилям, с отдельным выделением стран-участниц СНГ. Даны рекомендации по улучшению позиций вузов в вебометрических рейтингах.
32-39 136
Аннотация
Исходя из новых тенденций по выстраиванию рейтингов университетов проведен анализ требований, которым должна удовлетворять система ранжирования российских вузов. Рассмотрено, как эти требования соотносятся с повышением конкурентоспособности российских университетов в международной системе предоставления образовательных услуг при сохранении идентичности отечественного высшего образования.

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА 

42-59 123
Аннотация
В статье анализируются плюсы и минусы моделей «классического», «исследовательского», «предпринимательского» и «методологического» университета, предлагается концепция университета преобразовательного (креативно-инновационного) типа как адекватного вызовам современной эпохи.
59-64 175
Аннотация
В статье анализируются основные элементы электронной образовательной среды Пятигорского государственного лингвистического университета. Описываются направления деятельности института дистанционного обучения и развития информационно-коммуникационных технологий.
65-70 127
Аннотация
В контексте современной дискуссии о проблемах модернизации системы аттестации научно-педагогических кадров в статье представлен опыт взаимодействия ректората и диссертационного совета Пятигорского государственного лингвистического университета. Предложены меры по повышению качества защищаемых диссертаций по педагогическим и психологическим наукам и эффективности и транспарентности работы диссертационных советов.
71-77 121
Аннотация
В статье раскрывается содержание понятий «инновация», «инновационный университет» и характеризуется место, занимаемое информатизацией в стратегии развития современного инновационного университета.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

78-87 190
Аннотация
Статья открывает серию работ, посвященных реализации международного образовательного проекта «Tuning of educational structures» («Настройка образовательных структур») в России. В статье освещены основные задачи и результаты проекта «Tuning Russia» («Тюнинг в России»), реализуемого в России в 2010–2013 гг. Особое внимание уделено подходам и принципам формирования Ключевых ориентиров для разработки образовательных программ в конкретных предметных областях. Приведены некоторые результаты анкетирования преподавателей, студентов, работодателей и выпускников по оценке значимости и достигнутого уровня развития профессиональных компетенций в области «Экономика». Сформулированы основные виды деятельности Тюнинг-центров, созданных на базе 13 образовательных организаций высшего образования в России по результатам выполнения проекта «Тюнинг в России».

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ 

88-94 142
Аннотация
В статье рассматриваются педагогические проблемы подготовки китаеведов в высших учебных заведениях России. Дано определение понятия «высшее языковое китаеведческое образование», обозначены основные образовательные программы высшего профессионального образования, входящие в его состав, сделан анализ организационно-педагогических проблем подготовки китаеведов. Предложены пути решения названных проблем на федеральном и региональном уровнях.
95-101 154
Аннотация
Предложена математическая модель централизованного интернет-тестирования по методике ФЭПО. Показано, что результаты тестирования зависят не только от уровня подготовки студентов, но и от количества дидактических единиц в изучаемом учебном курсе. Сделан вывод о неоптимальности используемой системы интернет-тестирования и необходимости отказа от требования усвоения всех дидактических единиц учебного курса.
101-105 140
Аннотация
Физическая культура как составная часть системы образования имеет воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение. Она способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение – совместная деятельность людей по использованию, распространению, приумножению ценностей физической культуры. Управление системой физического воспитания – сложный процесс, требующий выбора наилучшей стратегии и тактики, эффективных методов достижения общественного здоровья и формирования здорового образа жизни населения. Особенно сложен подход к управлению системой физического воспитания в настоящее время, т.к. с начала ХХ в. занятия физической культурой перестали быть органически связаны с повседневным трудом и бытом россиян и стали развиваться в качестве хобби отдельных граждан общества.
106-111 115
Аннотация
В статье исследуется феномен конкурентного ресурса выпускника вуза, представляются педагогические и социологические аспекты его формирования в условиях регионального университетского комплекса. На основе факторного анализа изучены мнения различных стейкхолдеров о значимых конкурентных преимуществах на рынке труда региона. В качестве педагогического средства формирования конкурентного ресурса студента разработана программа, ядро которой составили тренинги трудоустройства, вариативные спортивно-контекстные игры, корпоративные группы здоровья, спецкурс в системе повышения квалификации преподавателей вуза, кураторов, дисциплины по выбору магистров педагогики.

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО 

112-116 193
Аннотация
Данный текст – обобщение почти двухлетнего опыта работы центра академического письма (Academic Writing Center) НИУ ВШЭ. В статье разбираются стратегические направления деятельности центра, приведена статистика, а также освещена механика ежедневной работы (системы мониторинга, организации мероприятий, кадровый вопрос и т.п.). В конце статьи рассматриваются пути развития и распространения опыта центра.
116-119 167
Аннотация
Рассматривается программа академического письма (высшего, аспирантского уровня профессионализации) в университете Чикаго (США). Внимания требуют вопросы о «местной», национально-культурной специфике такой программы и о возможности использования этого опыта в российской высшей школе в целях адаптации к требованиям международной научной контактной среды.
120-124 129
Аннотация
Автор рассматривает трансформацию опыта в развитии академической грамотности студентов, накопленного межфакультетской кафедрой английского языка Московской высшей школы социальных и экономических наук, от создания инновационной академической среды до изучения проблем академического письма. Анализируются возможности использования западной модели академического письма в России. Предлагается концепция создания центров академического письма при российских университетах.

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА 

125-132 144
Аннотация
Рассматриваются основные культурологические контексты, учёт которых требуется для создания «единого учебника истории». К таковым относятся: мемориальная практика, историческая память, научная рациональность. Необходимо внятное осознание их границ и форм их репрезентации в учебниках истории.
133-144 150
Аннотация
В статье в свете проблематики креативных интеллектуальных сред рассматриваются актуальные проблемы преподавания истории и роль исторической компоненты образования в подготовке кадров различного профиля.
144-148 172
Аннотация
В статье предложены разработанные на основе стандарта ФГОС сквозные темы и проблемно-хронологические модули, обеспечивающие преемственность изучения в экономическом вузе дисциплин «История» и «Экономическая история». Обоснованы междисциплинарные связи и интерактивные формы обучения с учетом компетентностного подхода и психолого-возрастных особенностей современного студенчества.

В ПОМОЩЬ СОИСКАТЕЛЮ 

149-155 147
Аннотация
В статье представлен опыт изучения аспирантами темы «Этика и аксиология науки». Моральный выбор – важнейшая из этических тем – осваивается в практикоприкладном аспекте. Для решения этических дилемм в сфере науки применяется инструмент стейкхолдер-анализа, выступающий методикой распаковывания кейсов (этически проблемных ситуаций) с целью принятия управленческих решений высокой степени этичности. Описаны этапы обучения навыку стейкхолдер-анализа (от репродуктивного – к продуктивному). Исследованы условия повышения этико-образовательного ресурса посредством дополнения морального теоретизирования этикопроектной работой, опирающейся на современные образовательные технологии.

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА 

156-158 146
Аннотация
Показан подход к организации самостоятельной работы студентов (СРС) в рамках модульно-рейтинговой системы. Представлена модель организации СРС, анализируется содержание ее элементов. Отмечаются организационно-методические трудности, которые могут возникнуть при ее внедрении.
158-160 169
Аннотация
Проанализированы преимущества использования технологии портфолио в мониторинге научно-исследовательской деятельности студентов, при этом особо отмечены возможности развития рефлексивного мышления студентов и формирования общей культуры научной деятельности. Предложена модель портфолио научно-исследовательской деятельности.
160-162 165
Аннотация
В статье рассматриваются цели организации самостоятельной работы студентов и факторы, обеспечивающие ее эффективность. Предлагается организация самостоятельной работы студентов по математике посредством включения в учебный процесс интегративных проектов по математике и информатике.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)