Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 7 (2015)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5-12 62
Аннотация
В статье рассматриваются концептуальные вопросы и практика внедрения международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора в Томском политехническом университете. Реализация проекта по внедрению МСФО ОС в ТПУ позволила выявить скрытые ранее проблемы в управлении активамии обязательствами, принять меры по их устранению, усилить контроль над результатами деятельности университета и дочерних организаций, а также наметить пути оптимизации процесса принятия решений в области финансового менеджмента.
12-19 43
Аннотация
В статье рассматриваются формы организации профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в программах бакалавриата в условиях сетевого взаимодействия СПО и ВО в соответствии с требованиями Профессионального стандарта педагога. Практико-ориентированная модель подготовки будущих учителей начальных классов предусматривает изменение содержания, методов и форм организации образовательного процесса и программ практик на базе школ и предполагает изменение форм оценки образовательных результатов. Ориентация на конкретные результаты образования требует новых подходов к проектированию

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

20-25 81
Аннотация
Статья посвящена актуальным проблемам двуязычного воспитания и формирования поликультурного знания в процессе подготовки современного инженера. Инновационные образовательные программы российских вузов позволяют решать проблемы адаптации выпускника к обучению и трудовой деятельности в условиях поликультурного сообщества.
26-30 53
Аннотация
В статье освещается опыт организации и проведения курсов повышения квалификации для преподавателей математики Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Авторы отмечают, что в связи с внедрением ФГОС возникли проблемы с организацией преподавания математических дисциплин. Изменились требования к преподаванию математики со стороны выпускающих кафедр. Следовало внести серьёзные изменения в содержание курса математики, согласовать последовательность изложения с программами профессиональных и специальных дисциплин. В рамках факультета повышения квалификации ТУСУР проведена большая работа по адаптации преподавателей к изменившимся условиям их профессиональной деятельности. Разработана программа «Развитие профессиональной компетентности преподавателя математических дисциплин по направлениям подготовки ТУСУРа». В ней реализованы новые подходы к организации процесса повышения квалификации, активно задействованы междисциплинарные контакты, использованы интерактивные методы обучения.
30-36 66
Аннотация
В статье рассматриваются основные тренды современной инженерной деятельности, которые могут стать основой для формирования образовательной политики РФ. Показаны возможности совершенствования российской модели профессиональной подготовки инженеров с учетом общемировых тенденций. На первое место в структуре компетенций инженера выходят менеджерские и проектно-конструкторские компетенции. В этой связи в статье поднимается вопрос о состоянии проектной подготовки студентов в структуре ФГОС ВПО.
36-41 60
Аннотация
В статье представлены итоги научно-методической работы коллектива кафедры высшей математики МГТУ им. Н.Э. Баумана по проблемам профильной подготовки студентов инженерных специальностей, реализации идей личностно-ориентированной образовательной парадигмы, интеграции математики в университетское естественнонаучное образование. Изложена система теоретических представлений преподавателей математики об инженерном образовании в целом, о математике как профильном предмете на специальностях инженерного профиля и взаимосвязи технического и математического образования. Рассматривается исследовательская деятельность студентов в вузе в целом и применительно к физике и математике. Статья адресована преподавателям математических дисциплин инженерных вузов и студентам физико-математических факультетов вузов, методистам.

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

42-50 121
Аннотация
Автор рассматривает возможности предупреждения ошибок в англоязычных аннотациях к научным статьям, переведенных с русского языка преподавателями вуза, аспирантами и студентами-магистрантами технических специальностей. В процессе подготовки курса проводилось выявление и систематизация ошибок. В статье приводятся примеры типичных лексических, грамматических и стилистических ошибок и анализируются причины их появления. Процесс обучения состоит из следующих этапов: выполнение упражнений (writing for training) и написание собственных аннотаций (writing for communication). Входе второго этапа обучения студенты анализируют образцы авторских аннотаций на английском языке, пишут черновики собственных работ и обсуждают их на занятии (peer-to-peer review). В результате обучения качество аннотаций существенно повысилось, количество ошибок - уменьшилось.
50-55 59
Аннотация
В статье представлен опыт организации подготовки аспирантов к выступлениям с научной презентацией / докладом на иностранном языке. Приводится обоснование актуальности курса подготовки к научным выступлениям и дискуссиям на иностранном языке, анализируются подходы к организации учебного процесса. Принимая во внимание факультативный характер курса и лимитированное количество отведенных на него аудиторных часов, автор предлагает пути оптимизации процесса обучения, выделяет и систематизирует структурно-тематическое наполнение курса, приводит примеры заданий для самостоятельной работы. Особое внимание уделено особенностям научной презентации на иностранном языке, плану организации научной презентации / доклада в соответствии с международными стандартами.
55-62 68
Аннотация
Данный материал продолжает цикл статей, цель которых - помочь магистрантам и аспирантам различных специальностей в создании собственных научных текстов разных жанров (тезисы, статья, автореферат, диссертация и др.). В статье рассматриваются основные категориальные особенности научных текстов гуманитарного и технического профиля и дается мотивированное обоснование важности освоения такой информации для успешного оформления результатов научной деятельности.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

63-67 80
Аннотация
В условиях перехода системы отечественного образования на компетентностное обучение большое значение приобретает независимое оценивание результатов освоения основных образовательных программ. Лучшие мировые образовательные практики, как известно, опираются на надежные оценочные системы, развитию которых уделяется очень большое внимание. В отечественном образовании этот процесс идет очень медленно и сложно. В статье отмечены основные принципы, на которых должны строиться системы оценки качества образования в вузах, показаны наиболее общие для вузов проблемы формирования фондов оценочных средств, обозначены наиболее важные направления выхода из сложившейся ситуации.
68-74 32
Аннотация
В статье приведены результаты анализа критериев материального стимулирования преподавателей, полученные из текстов положений об оплате труда 70 вузов, подведомственных Минобрнауки России. Зарубежными исследователями показано, что системы оценки, применяемые в сфере образования и сопровождающиеся принятием управленческих решений (поощрение, наказание, контроль), оказывают влияние на профессиональную деятельность оцениваемых. В данной статье состав вузовских критериев материального вознаграждения оценивается с позиций того, что они могут оказывать влияние на профессиональную деятельность преподавателя. Даны количественные оценки частоты использования различных критериев стимулирования. В большей степени вознаграждаются результаты научно-исследовательской работы, выполнение административных обязанностей и предыдущие достижения преподавателей, которые привели к получению общепризнанных статусов и наград.
75-78 76
Аннотация
В статье предлагается подход, позволяющий осуществить интеграцию систем оценки уровня освоения дисциплин и оценки уровня компетенций. Для реализации такого подхода необходима четкая ориентация дисциплинарных экзаменов, зачетов и иных контрольных мероприятий на выявление достигнутого студентом уровня сформированности компетенций. Это позволяет транслировать оценки, полученные студентами на дисциплинарных контрольных мероприятиях, в оценки уровня освоения компетенций. В статье приведен пример матрицы связи компетенций и дисциплин, оценок уровня их освоения для направления подготовки бакалавра 150700.62 Машиностроение. Показано, как по мере освоения (добавления) новых знаний, умений и навыков в процессе изучения дисциплин-доноров от курса к курсу кумулятивно меняется значение уровня компетенции. Важной характеристикой предлагаемой методики является возможность количественной оценки уровня компетенций. Существует возможность установления и контроля планируемого уровня компетенций. Методика является универсальной и практически не зависит от содержания компетенции и оттого, насколько просто или сложно те или иные знания, умения и навыки поддаются оцениванию.

ЮБИЛЕЙ

80-87 34
Аннотация
В статье представлены стратегические задачи вуза и результаты деятельности, к которым университет должен стремиться для повышения своей конкурентоспособности и достижения успеха на рынке образовательных услуг. Одна из предпосылок его успешной конкуренции в занятом сегменте образовательного и научного пространства состоит в обеспечении быстрых темпов развития, наращивании ресурсного потенциала, интеграции различных уровней аграрного образования в регионе при сохранении самобытности и высокого качества образования. Особое внимание уделено факторам, способствующим реализации миссии университета.
87-92 68
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы развития инновационной инфраструктуры аграрного университета на примере действующего на базе Ставропольского ГАУ научно-инновационного учебногоцентра (НИУЦ). Данный центр создан в целях активизации научно-исследовательской и инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов, развития инновационного процесса и обеспечивает координацию и организацию сотрудничества университета с министерствами и ведомствами, сельскохозяйственными предприятиями и бизнес-структурами Северо-Кавказского федерального округа. Особое внимание в статье уделено системе взаимодействия «ученый - потребитель» через реализуемые алгоритмы грантового и проектного финансирования, защиты интеллектуальной собственности, публикации полученных результатов научно-технической деятельности. Представлена статистическая информация об участии ученых Ставропольского государственного аграрного университета в инновационном процессе.
93-98 60
Аннотация
В статье представлено оригинальное видение процесса внедрения фундаментальных концепций Европейского фонда менеджмента качества(EFQM) в условиях российского университета. Определяя приоритетные направления на различных этапах своего развития, СтГАУ ориентировался на фундаментальные Концепции совершенства EFQM, которые формировали основу философии качества и вдохновляли университет на поиски новых областей для применения полученных знаний и опыта.
99-103 46
Аннотация
В статье освещены проблемы трудоустройства выпускников аграрных вузов и представлен положительный опыт работы Ставропольского государственного аграрного университета - ведущего аграрного вуза страны. Важные шаги в этом направлении: организация профориентационной работы по специальностям, прохождение практик студентами, современная материально-техническая база, проведение встреч с потенциальными работодателями в различных формах, сотрудничество с органами исполнительной власти Ставропольского края, поддержание связей с выпускниками вуза прошлых лет.
103-108 47
Аннотация
В статье изложены новые подходы к работе с потребителями услуг вуза, которые можно использовать для эффективного ответа на такие вызовы современности, как постоянно меняющиеся качественные характеристики потребителей, проявляющиеся в различиях образовательного уровня и социально-психологических качеств прибывающего контингента; многообразие мотивов обращения к услугам университета и карьерных планов различных групп потребителей; разноуровневость социального и профессионального статуса потребителей. Учет социокультурного поля, развертывание которого обеспечивается через управление впечатлениями потребителей, воспитание культуры безопасности, формирование социально-профессиональных связей - все это дает университету возможность получить преимущества в достижении лояльности потребителей.
109-113 42
Аннотация
В статье приводится описание подхода к определению понятия «портфолио», рассматриваются структура и особенности электронного портфолио, даны рекомендации по сопровождению студентов в процессе формирования портфолио. Для выявления эффективности портфолио предлагается использовать рейтинговую оценку. Рассмотрена реализация данного подхода на основе интеграции различных модулей АИС «Университет» Ставропольского государственного аграрного университета.
113-118 58
Аннотация
В статье рассматриваются достижения университета в организации воспитательной работы, эффективность которой повышается за счет развития социального партнерства администрации, академического и студенческого сообществ, обеспечения функционирования механизмов поддержки молодежных инициатив, содействия эффективному освоению студентами социокультурных компетенций.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

119-130 76
Аннотация
Обсуждается процесс эволюции образовательных и социальных приоритетов в ходе формирования Европейского пространства высшего образования. Анализируются промежуточные итоги преобразования образовательных систем стран-участниц Болонского процесса.

EDUCATION ONLINE

131-140 50
Аннотация
Статья посвящена проблеме внедрения дистанционных образовательных технологий в систему непрерывного профессионального образования. Решение проблемы авторы видят в повышении квалификации педагогических работников в области дистанционных образовательных технологий. В статье представлен опыт проведения вебинаров в Российской медицинской академии последипломного образования.
141-150 130
Аннотация
В статье предложен анализ эволюции понятийного ряда, приведшей к появлению словосочетания “электронное обучение” в языке российской педагогики высшего образования. Анализ осуществляется с применением «герменевтического подхода», заключающегося в сопоставительном толковании понятий в их становлении и развитии. В статье анализируется метод порождения терминов web-based instruction, distance education и их русскоязычных калькированных аналогов. В результате предлагается интегративное определение электронного обучения как педагогического термина через родовые категории «учение», «обучение», «подготовка», «консультирование» и намечается проблематика исследования указанного феномена в аспекте становления стигмергических педагогических взаимодействий в электронных информационно-образовательных средах.
150-155 76
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема обновления содержания деятельности преподавателя в высшей школе в условиях образовательной среды электронной педагогики. Авторы показывают, как электронная дидактика изменяет статус и функции преподавателя высшей школы, стимулируя его развитие в направлении повышения качества образования и проектирования новых моделей и технологий обучения. В статье раскрываются подходы к совершенствованию педагогической деятельности в новых условиях образовательной среды, подчеркивается важность комплексного подхода к работе с открытыми образовательными ресурсами.
155-159 58
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы выбора и использования инновационных технологий для контроля учебной деятельности будущих экономистов на основе облачных приложений, содержится методический обзор возможностей облачных технологий, функционально наиболее подходящих для организации контроля учебной деятельности в современной образовательной среде. Приводится перечень наиболее распространенных на данный момент облачных сервисов для реализации новых форм и методов обучения студентов, с указанием их достоинств и недостатков.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)