Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 3 (2015)

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

5-16 114
Аннотация
Представлены результаты исследования трудоустройства лиц, прошедших обучение в аспирантуре многопрофильного исследовательского университета. Проанализированы профессиональные траектории выпускников, защитивших диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, а также выпускников, не представивших диссертацию к защите. Рассмотрены особенности трудоустройства аспирантов, обучавшихся по программам в области естественных и социально-гуманитарных наук. Подчеркивается необходимость изучения и учета профессиональных траекторий выпускников и требований работодателей при проектировании аспирантских программ нового типа.
17-24 28
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы трудоустройства выпускников образовательных учреждений Волгоградской области. Проанализирован контингент обучающихся и профессорско-преподавательский состав вузов и филиалов вузов, деятельность центров по содействию трудоустройству выпускников. Представлены результаты мониторинга регионального рынка труда и профессионально-квалификационной структуры выпуска специалистов за последние пять лет.
24-32 35
Аннотация
Рассматриваются задачи управления количеством ставок научно-педагогических работников (НПР) и планом приема обучающихся образовательных организаций высшего образования на основании контингента студентов, рабочих учебных планов и контрольных цифр приема (КЦП). План приема предполагается состоящим из КЦП на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета, и плана приема на договорную основу обучения. Указанные задачи решаются совместно на основе применения предлагаемой авторами математической модели

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

33-40 26
Аннотация
В статье содержится информация о Всемирном форуме по инженерному образованию (WEEF 2014) в Дубае. Дается краткий рассказ об истории возникновения данного форума. Подробно описываются события Всемирного студенческого форума (GSF), предшествовавшего WEEF 2014. Акцентируется внимание на церемонии открытия форума и пленарных заседаниях, на конференции Международного общества по инженерной педагогике (IGIP), заседаниях Глобального инженерного совета деканов (GEDC) и Международной федерации обществ инженерного образования (IFEES), которые прошли в рамках форума. Затрагиваются вопросы глобализации, совместных исследований, характеристик инженера мирового уровня, сотрудничества университетов и корпораций, многообразия и единства культур.
40-45 33
Аннотация
В статье содержится информация о достижениях Международного общества по инженерной педагогике (IGIP) в процессе подготовки и проведения Мирового форума по инженерному образованию 2014 г. Члены IGIP принимали активное участие в организации Форума, представляли доклады на пленарных и многочисленных секционных заседаниях, подвели итоги конкурса на получение основных наград общества.
45-56 71
Аннотация
В статье обсуждаются точки зрения на то, какими должны быть в наши дни цели, содержание, методы и средства обучения, а также методы оценки учебных достижений в инженерном образовании, которые были представлены на Всемирном форуме по инженерному образованию WEEF 2014.
56-66 65
Аннотация
В статье рассказывается об инженерном факультете Американского университета в Дубае. Приводится краткая справка о предпосылках его возникновения. Рассматриваются организационные и административные особенности работы университета и факультета. Дается описание структуры образовательных программ факультета, процедур оценки качества образовательных программ. Подробно рассматриваются особенности работы профессорско-преподавательского состава на уровне университета и факультета и требования к абитуриентам. Уделяется внимание описанию лабораторных, технических и библиотечных ресурсов университета. Затрагиваются вопросы научной и образовательной деятельности в контексте миссии университета.
67-79 55
Аннотация
В статье представлен обзор тенденций развития инженерного образования, инноваций и лучшего опыта университетов мира в области подготовки инженерных кадров, которые обсуждались на Всемирном форуме по инженерному образованию WEEF 2014. Особое внимание уделено тенденциям и опыту российских университетов в подготовке преподавателей технических вузов, а также глобализации, интернационализации инженерного образования, проблемам электронного обучения, подготовке инженерных кадров для наукоемкой энергетики будущего.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

80-84 52
Аннотация
Анализируются проявления кризиса и грядущие перемены в инженерном образовании, обусловленные современными трендами в сфере занятости населения. Обозначаются реакции университета на социальные и экономические вызовы. Среди них - переход от педагогики преподавания к педагогике обучения. Системе высшего образования требуются реформы: студентов нужно готовить к будущему.
85-92 42
Аннотация
В последнее десятилетие количество абитуриентов, зачисленных на первые курсы вузов России, практически сравнялось с числом выпускников школ. В результате педагогам высшей школы приходится обучать слабо мотивированных студентов с низким уровнем школьной подготовки. Для повышения эффективности обучения таких студентов в статье предлагается использовать технологии маркетинга и моделировать процесс обучения как продвижение (и даже навязывание) мало востребованного товара (знаний и компетенций) слабо мотивированному покупателю (студенту). В качестве маркетинговых инструментов используются элементы технологий влияния, разработанных американским социальным психологом Р. Чалдини. В основе этих технологий лежат базовые социально-психологические стереотипы личности. Рассмотрено действие стереотипов благорасположения, взаимного обмена, социального доказательства и других. Использование маркетинговых инструментов в образовании повышает эффективность обучения и снижает психологическую нагрузку педагога, уменьшая вероятность его профессионального выгорания.
92-97 93
Аннотация
Во всем мире промышленности требуются выпускники инженерных программ, готовые сразу работать на производстве. Проектное обучение является педагогическим подходом, дающим студентам возможность найти практическое применение своим знаниям, решая задачи из реальной жизни. Существует множество различных вариантов реализации проектного обучения. В данной статье описывается одна из тем проектного обучения - постепенный переход от решения задач «закрытого типа», имеющих один правильный ответ (close-ended problems), к решению задач «открытого типа» из реального мира, допускающих различные варианты решений (open-ended problems). Даются результаты реализации глобального международного проекта, где интерес представляют не только возможные технические решения поставленной задачи, но и вызовы, связанные с отличающимися подходами к совместной работе студентов инженерных программ в разных странах и культурах.
98-104 125
Аннотация
Показано, что одной из проблем современного высшего образования становится исчезновение из нормативных требований фиксированного фундамента знаний, инвариантного по отношению к различным моделям и методикам обучения. Между тем в любой профессии существует уровень знаний, которым обязан владеть специалист в определенной области. В статье поставлен вопрос о возможности и организационно-педагогическом обеспечении формирования базового уровня знаний в рамках компетентностного подхода

ЮБИЛЕЙ

106-113 45
Аннотация
Качество высшего профессионального образования является существенной основой в создании единого образовательного пространства Российской Федерации. Одним из механизмов оценки качества образовательной среды вуза является мониторинг, который позволяет своевременно реагировать и корректировать выявленные проблемы.В статье представлен опыт проведения мониторинговых исследований среды вуза, обозначены основные направления этих исследований согласно процессам жизненного цикла организации, приведены данные по отдельным сюжетам.
113-120 34
Аннотация
В статье рассматривается интеграция образования и науки, воплощенная в совместной проектной, исследовательской, образовательной и организационно-методической деятельности преподавателей вуза. Утверждается, что локальные (на уровне факультетов, кафедр, лабораторий) общности взаимодействующих преподавателей могут стать акторами, обеспечивающими как общую стратегию развития вуза, так и профессионально-личностное совершенствование участников. Характеризуются соответствующие возможности научно-образовательных центров вуза. На примере научно-образовательного центра «Центр исследований и инноваций» Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема представлен пятилетний опыт организации интегративной деятельности на основе актуальных полидисциплинарных исследований. Это позволяет вести подготовку специалистов высшей квалификации, разрабатывать и реализовывать инновационные образовательные программы. Одновременно формируются новые устойчивые коллективные субъекты, способные включаться в процесс общего развития вуза.
120-127 41
Аннотация
В статье рассматривается процесс психолого-педагогической подготовки и переподготовки кадров в системе многоуровневого профессионального образования. Предлагаются основные концептуальные и содержательные аспекты формирования и совершенствования профессиональных компетенций у студентов ПГУ им. Шолом-Алейхема в учебной, внеучебной (воспитательной) работе, в процессе прохождения различных видов практик и у педагогов в постдипломном образовании.
127-133 203
Аннотация
В статье рассматривается идея компетентностно-деятельностного подхода в профессиональной подготовке, предполагающего не только изменение содержания, форм и методов учебной деятельности студентов, но и не менее радикальное преобразование деятельности преподавателя, ориентированного на выработку у студентов опыта креативной самоактуализации. Автор представляет данный подход в контексте нового научного направления - ноосферной педагогики, которую он понимает как возрождение духовной культуры через формирование нравственных ценностей профессионально зрелой и самоактуализированной личности. Особую значимость при этом приобретает выработка опыта самореализации личности, основой которой является эмоционально-ценностное отношение к деятельности. Автор, ориентируясь на область психолого-педагогического знания, представляет модель креативной самоактуализации в системе профессионально-педагогического образования в университете.
133-140 30
Аннотация
В статье обобщается опыт исследования, посвященного организации творческой деятельности студентов, осваивающих программу подготовки бакалавров и магистров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Проблема рассматривается в трех аспектах: мотивационном (личностном), процессуальном (практическом) и содержательном (информационном). Ее решение способствует повышению качества подготовки дефектологов.
140-144 35
Аннотация
В статье представлен опыт работы магистратуры кафедры сервиса, рекламы и социальной работы Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. Раскрыта актуальность проблемы обучения взрослых в магистратуре, показаны трудности, с которыми сталкиваются взрослые студенты. Наблюдения за взрослыми магистрантами показывают, что чем старше человек, тем сложнее ему включаться в образовательные процессы в силу внутренних противоречий, которые складывались годами. Наиболее распространенные из них: психофизиологические, социально-психологические, социальные, психолого-педагогические. Опыт работы показывает, что взрослые магистранты достаточно мотивированы, самостоятельны, ответственны, проявляют усердие, старательность, они постоянно занимаются самообразованием, самовоспитанием, саморазвитием, они независимы и целеустремленны, заинтересованы в получении значимой для них информации, на практике применяют и используют полученные знания. Повышение качества обучения магистрантов достигается за счет развития их творческих способностей в ходе выполнения максимально индивидуализированных заданий для самостоятельной работы. Выпускники становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста.

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

145-152 52
Аннотация
Статья посвящена языку педагогической науки. Основным материалом послужили авторефераты диссертаций по педагогике. Для привлечения внимания научного сообщества к рассматриваемой проблеме автор употребил слово «несуразности». Оно означает нестрогое отношение к научному слову, что приводит к обессмысливанию текста, ставит смысловые барьеры для понимания содержания, снижает научную ценность научного произведения.
152-157 77
Аннотация
В статье представлен обзор выходящего в свет учебного пособия И.Б. Короткиной. Методология и содержание пособия рассматриваются в контексте востребованности академического письма как новой самостоятельной дисциплины, только начинающей зарождаться в России, но уже имеющей свою историю в зарубежном университетском образовании.

ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ

158-160 86
Аннотация
В работе представлена способность к установлению обратной связи в качестве структурного компонента профессиональной коммуникативной культуры студента медицинского вуза, которая будет обеспечивать эффективность профессиональной коммуникации будущего врача. Показано, что данная компетенция будет способствовать выстраиванию межличностных отношений, позволит будущему специалисту выполнять при необходимости управленческие и исполнительские функции, эффективно решать профессиональные задачи, брать ответственность за качество предоставленных услуг.

РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ

161-164 28
Аннотация
Обсуждаются итоги работы экспертной комиссии по отбору кандидатур аспирантов на получение стипендий Президента Российской Федерации и стипендий Правительства Российской Федерации в 2014/2015 учебном году. В качестве примера приведены академические и научные достижения некоторых участников конкурса. Особое внимание уделено анализу выявленных экспертной комиссией недостатков в оформлении документов соискателей конкурса и рекомендациям по совершенствованию системы отбора конкурсантов.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)