НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В условиях трансформации образования, характеризующейся быстрым устареванием знаний, возрастающей ролью технологических и социальных инноваций, глобализацией экономики и образования, всё более важным становится успешное сотрудничество университетов и бизнеса. Государство при этом наращивает свои ресурсы за счёт быстрого трансфера новых знаний, исследований и инноваций, предприятия и организации расширяют возможности для своего эффективного развития.
Целью исследования является выявление наиболее успешных форм взаимодействия образовательных организаций и предприятий, механизмов влияния университета на развитие региона его местонахождения. Рассмотрение проблемы ведётся на основе концепции «третьей миссии» университета, которая предполагает активное взаимодействие образовательных организаций с обществом, в том числе с работодателями, а также теории стейкхолдеров, описывающей параметры учёта интересов различных субъектов в процессе управления университетом. Авторы выделяют ключевые направления и механизмы взаимодействия между университетами и сферой производства.
На примере Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова анализируются успешные практики организации такого взаимодействия, имеющийся опыт, возникающие проблемы. Информационной базой исследования послужил опрос представителей предприятий и организаций на предмет удовлетворённости работодателей качеством подготовки выпускников университета (2019 г.).
В качестве выводов фиксируются основные системные проблемы взаимодействия университетов со сферой производства, среди которых отсутствие согласованных стратегий подготовки кадров по различным специальностям, расхождения в понимании наборов компетенций и навыков выпускника, фрагментарный характер взаимодействия университетов и сферы производства по научно-исследовательским и опытно-конструкторским направлениям, разные мотивации и ценности у образовательной организации и у бизнеса. Авторы приходят к заключению, что для организации стратегического взаимодействия со сферой производства университету предстоит пройти путь трансформации, включающий в том числе формирование общей «предпринимательской» культуры в коллективе, а также расширение взаимодействия с общественными институтами и социально-экономическим субъектами в рамках реализации «третьей миссии».
Цель работы – проанализировать современное состояние и потенциал развития университетов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) с точки зрения создания на их базе конкурентоспособных центров регионального развития, в том числе с учётом принятой Стратегии пространственного развития России.
Методология. Исследование основано на методах эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, сбор и изучение данных), текущего и перспективного анализа и синтеза теоретического и практического материала, многофакторного системного анализа, социологии, статистического анализа и т.п.
Результаты. В ходе исследования выявлены особенности развития университетов СКФО, проанализированы различные аспекты их деятельности. Проведено детальное картирование развития университетов СКФО по широкому спектру параметров и показателей. Авторы отмечают отсутствие обоснованных параметров, применяемых при формировании контрольных цифр приёма (КЦП) в вузы СКФО, их слабую связь с потребностями реальной экономики. Отсутствие в СКФО статусных университетов (кроме СКФУ), в частности опорного университета, способствует оттоку талантливых абитуриентов в центральные российские и зарубежные вузы, откуда этот контингент, как правило, не возвращается.
Область применения. Результаты настоящей работы могут учитываться при разработке модели университетов, обеспечивающих базовые отрасли экономики субъектов РФ, а также при актуализации подходов Министерства науки и высшего образования РФ по распределению КЦП, при постановке задач университетам региона или реализации их программ развития в части синхронизации действий с администрациями по выполнению национальных проектов, программ социально-экономического развития СКФО.
Выводы. Особенности социально-политико-экономического развития СКФО свидетельствуют о сложностях с планированием подготовки специалистов с высшим образованием для региона. Наличие «полного спектра» образовательных институтов в СКФО, возможность получить высшее образование в своём регионе, несмотря на то что это экономически невыгодно на краткосрочную перспективу, – один из немногих реально действующих каналов самореализации и социализации для значительной части молодёжи Северного Кавказа. Недостаточное финансирование, слабая вовлечённость университетов в решение задач устойчивого развития региона не способствуют созданию и развитию в регионе вузов – драйверов стабильного и инновационного развития СКФО, конкурентоспособных научно-образовательных центров.
СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье ставится и характеризуется социальный диагноз значительной части учащихся и студентов, который определяется авторами как «образовательная неуспешность». Она проявляется в низком уровне образовательной мотивации, размытости профессиональных ориентаций и профессионального самоопределения, слабом стремлении к накоплению человеческого капитала и к социальной достижительности. Поставленный диагноз прослеживается на всём пути осуществления трансфера человеческого капитала неуспешной части образовательных общностей – от школы к колледжу и вузу и далее к рынку труда. Выявляются основные лакуны и вытекающие из них методологические проблемы исследования образовательной неуспешности. Феномен образовательной неуспешности рассматривается в рамках четырёх стадий возникновения и развития. Показываются особенности междисциплинарной методологии её исследования. Раскрывается потенциал междисциплинарного использования социологического, экономического, психологического, социально-психологического, педагогического подходов в изучении образовательной неуспешности и путей её преодоления.
Определение сильных и слабых сторон в образовательном процессе и социокультурной среде на основе оценки динамики удовлетворённости обучающихся позволяет сформулировать дорожную карту по управлению качеством образования. Исследования проводились на базе типичного политехнического университета, что обеспечивает их репрезентативность.
В статье представлены результаты анкетирования 1126 обучающихся очной формы обучения, что составляет 12% от контингента (очная форма) Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проанализирован уровень удовлетворённости респондентов качеством образовательной деятельности: содержанием образовательных программ, реализацией образовательных программ, условиями обеспечения образовательного процесса, качеством преподавания, организацией контроля знаний и подготовки. Положительную оценку заслужили: условия обеспечения образовательного процесса, содержание учебных дисциплин по всем циклам, качество преподавания, объём и качество библиотечного фонда. Однако есть и замечания: выявлено недовольство техническими средствами, качеством оборудования аудиторий, организацией консультаций преподавателей и самостоятельной работы обучающихся, расписанием занятий, качеством методических материалов, проведением производственной практики, качеством тестового контроля, доступностью лабораторий и компьютерных классов во внеучебное время.
При оценке социокультурной среды рассматривались разные аспекты организации внеучебной работы обучающихся, социально-психологический климат, условия жизнеобеспечения образовательного процесса (санитарно-гигиенические и социально-бытовые), социокультурная деятельность, связанная с удовлетворением духовных и физических потребностей личности, социальное стимулирование. Основные замечания опрошенных связаны с качеством социально-бытовых условий (организация питания, условия проживания в общежитии).
Результаты анкетирования показали необходимость дальнейших исследований с целью создания обобщённой (комплексной) модели оценки качества деятельности университета.
Цифровая трансформация, затронувшая все экономически развитые страны, не обошла стороной и Россию. Вопросы перехода на цифровую экономику рассматриваются на самом высоком уровне: созданы национальные и федеральные проекты, в том числе и в системе высшего образования. Но при этом отмечается недостаточно быстрый переход к цифровой среде. В статье представлена оценка современного состояния и тенденций развития отечественной системы высшего образования, выявлены проблемы перехода российских вузов к цифровой образовательной среде. Цель статьи заключается в обобщении имеющихся разработок и создании методики оценки степени готовности вузов к цифровизации. Авторы систематизировали и расширили перечень факторов оценки готовности вузов к цифровой трансформации. Основные методы исследования: метод экспертных оценок, морфологический анализ, кластерный анализ. Составленная матрица факторов и их признаков легла в основу ранжирования показателей и формирования кластеров. Предложенная авторами методика является универсальной, прошла апробацию в одном из российских вузов – НГТУ и может быть использована любой организацией системы высшего образования для оценки готовности вуза к цифровизации.
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
В статье рассматриваются некоторые междисциплинарные, контекстуальные и лингвистические аспекты развития языковых навыков, необходимых для написания научных работ на иностранном языке. Предлагаемая в работе стратегия обеспечивает теоретическую основу для разработки интегрированного курса обучения, включающего три основных компонента образовательного процесса: обучение навыкам письма на иностранном языке, использование онлайн-платформы обучения и учёт универсальности стиля научного языка, которыми характеризуется профессиональное общение учёных всего мира. В статье выявляются пробелы в обучении навыкам письма на иностранном языке, названы типичные ошибки и предлагается способ их преодоления путём внедрения в учебный процесс интегративной стратегии. В работе также рассматриваются некоторые способы реализации стратегии в отношении интеграции традиционного и онлайн-обучения с помощью введения элементов профессионального дискурса, типичного для научной профессиональной коммуникации, выявления формульных выражений и грамматических образцов с целью их использования в профессиональном дискурсе, т.е. образцов, с опорой на которые конструируется связный текст. Использование предлагаемой стратегии приводит к развитию способностей обучающихся писать профессионально значимые научные работы на иностранном языке.
В современном академическом мире многие участники научного сообщества предпочитают коллективные авторские проекты индивидуальным работам, так как коллективные публикации позволяют снижать финансовые, административные и временные издержки. Не в последнюю очередь это связано, например, с необходимостью быстро и эффективно работать над публикациями по медицине и микробиологии в условиях распространения коронавируса. В контексте обучения специалистов академическому письму необходимо развивать грамотность исследователей в таких вопросах, как модели соавторства, типы авторских коллективов, функции участников коллектива на разных этапах создания текста, раздельное (делимое) и нераздельное (неделимое) разграничение авторских прав. Неоднозначное толкование понятия «творческий вклад» в Гражданском кодексе РФ приводит к затруднённому взаимодействию членов авторских коллективов. Избежать потенциальных конфликтов может помочь подготовка будущих соавторов на основе теоретических знаний и реальных кейсов. В статье рассматриваются организационно-технические и юридические вопросы, связанные с управлением авторскими коллективами, и обосновывается важность включения данной тематики в курсы по академическому письму.
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В статье обсуждается тема интеграции форм представления учебного материала в педагогической технологии «перевёрнутое обучение». Идеи нашего исследования частично перекликаются с тезисом о концептуальных изменениях в современной педагогике, выдвинутым в статье И.И. Гнутовой «От “перевёрнутого класса” к “перевёрнутому обучению”: эволюция концепции и её философские основания» (Высшее образование в России. 2020. № 3. С. 86–95). «Перевёрнутое» изучение дисциплины предполагает представление её содержания в четырёх блоках, цели и методы обучения в которых различаются. Чтобы обеспечить установление ассоциативных связей в организации усвоения содержания этих блоков, необходимо интегрировать формы представления используемого в них учебного материала. Основной результат исследования: эффективным способом интегрирования учебного материала в «перевёрнутом обучении» является подбор или создание форм, организующих учебную деятельность студентов на основе логического анализа текста учебника как основного средства обучения. В результате получается новый учебный текст, своеобразный ремикс текста учебника, представляющий собой мультимедийную обучающую среду для определённой темы.
В статье вводится понятие «социокультурная компетентность» применительно к результатам обучения по различным направлениям профессиональной подготовки выпускника современного вуза (бакалавра), обосновывается актуальность такого расширения концептуального аппарата педагогики и практики в контексте современных социокультурных трендов. Определяется проблема универсальной значимости социокультурной компетентности, её востребованности в рамках всех направлений подготовки современного специалиста. Социокультурная компетентность рассматривается как интегративное, надпрофессиональное свойство личности, обеспечивающее успех профессиональной деятельности в межкультурной и международной среде в условиях глобализирующегося мира. «Социокультурная компетентность» трактуется автором как понятие более широкое, чем профессиональная компетентность и не сводимое к лингвосоциокультурной компетентности, формируемой в процессе языковой подготовки студентов к межкультурной коммуникации. Задачи статьи: выявление структурных компонентов социокультурной компетентности личности специалиста, изучение уровня её развития у студентов первого курса (на примере вуза международного профиля). Анализ структуры социокультурной компетентности осуществлялся с учётом философских и психологических аспектов концепции социокультурной модернизации образования. Уровень социокультурной компетентности обучающихся определялся с помощью специально разработанной автором анкеты. Обосновывается правомерность рассмотрения социокультурной компетентности как показателя качества профессиональной подготовки выпускника современного вуза.
ЮБИЛЕЙ
В статье ректора Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова показан путь развития одного из сильнейших негосударственных университетов Поволжья, вносящего большой вклад в устойчивое развитие региона и страны. В этом учебном году КИУ отметил своё 25-летие. О востребованности вуза среди населения говорит тот факт, что по результатам рейтинга востребованности вузов в РФ, опубликованного проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня», КИУ занимает 15-е место в группе «Вузы сферы управления» (экономика, финансы, юриспруденция). Доля выпускников университета, получивших направление на работу, составляет 88,9%. В рейтинге отмечен также высокий индекс цитирования трудов вузовских сотрудников. Устойчивое развитие обеспечивает выполнение КИУ миссии современного университета по всем направлениям его деятельности.
В статье автор ставит животрепещущий вопрос: как и куда цифровизация повернёт человечество – в сторону культуры или её краха? С опорой на идеи основателя римского клуба Аурелио Печчеи “Человеческие качества” обоснован новый проект, направленный на сохранение человека и воспитание здоровой личности. Проект, реализация которого потребует не менее 16–18 лет, состоит из шести этапов и подкреплён уже имеющимся в стране опытом центров и институтов, апробирующих инновационные подходы к развитию здоровой личности, начиная с эмбрионального периода до совершеннолетия.
В статье автор излагает проблемы развития инклюзивного образования в этнокультурном аспекте. Дан небольшой сравнительный анализ особенностей развития инклюзивного образования в России и Кыргызстане: законодательная и нормативная база, культурные традиции стран, язык и обычаи. Этнокультурный фактор развития инклюзивного образования проявляется в языке обучения в школах и в профессиональных образовательных организациях. Автор подчёркивает особенность нашего времени – языковую ассимиляцию в странах Содружества независимых государств. Показано, что многие родители на севере Кыргызстана отдают своих детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями развития, в русские школы, что вызывает дополнительные барьеры в учёбе, кроме барьеров, вызванных физическими и интеллектуальными недостатками.
В статье рассмотрены возможности социального проекта в формировании лидерских качеств студентов. Раскрыта сущность социального проекта, показаны этапы его реализации. Одним из востребованных качеств лидера в современной жизни является его активность (активная жизненная позиция), которая проявляется в осознанной реализации своих социальных ролей. Развитию такой активности и способствует социальный проект. Проведён социологический опрос студентов вуза на предмет выявления у них лидерских качеств. Приведён пример реализации социального проекта по развитию качеств лидера среди студентов.
ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА
В статье рассматриваются особенности кастомизированного подхода к организации образовательного процесса в вузе при подготовке специалистов с учётом требований конкретных работодателей. Поскольку конечным потребителем образовательной услуги, предоставляемой вузом, является работодатель, принявший на работу выпускника, при подготовке специалистов необходимо ориентироваться на специфику деятельности конкретной организации. Кастомизированное обучение основано на взаимодействии вуза и организации-работодателя, которое заключается в согласовании и корректировке образовательных программ в рамках существующего стандарта с целью формирования профессионально значимых навыков выпускника именно для данной организации, и предполагает его дальнейшее трудоустройство в эту организацию. При этом указанная организация выступает инвестором или соинвестором обучения будущего специалиста. Участие работодателя в образовательном процессе предполагает не только сотрудничество с вузом при разработке учебных планов и рабочих программ дисциплин, но и организацию семинаров, конференций, предоставление площадок и оборудования при прохождении обучающимися практики, выполнении ими проектов в условиях реального производства и для решения его задач. Кастомизированное обучение является одним из механизмов решения проблемы переизбытка специалистов в одних отраслях и нехватки высококвалифицированных кадров в других.
В статье предлагаются рекомендации по развитию модели индустриальной аспирантуры в российских условиях с учётом имеющегося зарубежного опыта, а также даётся обоснование востребованности компетенций выпускников индустриальной аспирантуры российскими высокотехнологичными компаниями. Проведённый регрессионный анализ зависимости патентной и инновационной активности российских высокотехнологичных компаний от доли занятых с учёными степенями показал, что для успешных выпускников российской аспирантуры со специализацией в области технических и естественных наук доступна траектория профессионального развития, предусматривающая использование их исследовательских компетенций в реальном секторе экономики. Это определяет необходимость разработки и реализации специализированных программ аспирантуры, направленных на подготовку научных и инженерных кадров для высокотехнологичных компаний в формате взаимодействия вуза с индустриальными партнёрами. Такие программы могут быть реализованы с использованием применяемой в зарубежной практике модели индустриальной аспирантуры, которая предусматривает выполнение диссертационного исследования в интересах компании-работодателя при двойном научном руководстве и финансировании исследования за счёт средств работодателя. Программы индустриальной аспирантуры требуют более длительного срока реализации по сравнению с традиционными программами академической аспирантуры, а также пониженной аудиторной нагрузки, прежде всего – за счёт дисциплин педагогического и общеобразовательного профиля. Для стимулирования российских высокотехнологичных компаний с высокими расходами на НИОКР к участию в реализации программ индустриальной аспирантуры могут быть использованы гранты, налоговые льготы и преференциальный режим при осуществлении закупок крупными компаниями с государственным участием.
ISSN 2072-0459 (Online)